Ольга Гончаренко
Проект для детей 5–6 лет «Гатчина — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Гатчина – моя малая родина» - нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Сентябрьские будни.
Составители: учитель - логопед Гончаренко О. Н., воспитатели Мишина И. О., Бирюкова Н. Ю.
Проблема: и дети, и родители в полной мере не знают истории своей страны, не знают о праздниках старины, о событиях, происходящих ранее.
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Гатчина — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Обоснование проблемы: Данный проект позволит раскрыть для детей и родителей интересные события в жизни России разных столетий: знакомство с Гатчиной, ее строениями и историей, историей создания первой подводной лодки, первым летчиком и первым самолетом в жизни царской России, знакомство с родной улицей, ее памятниками, аллеями; проект позволит раскрыть для детей удивительный мир природы и предметного мира, который окружает нас, проект позволит объединить разные поколения в семье ребенка: тех, кто воевал, тех, кто помнит события войны; позволит окунуть детей и родителей в мир вопросов и ответов, тем самым позволив решить главный принцип детства: Почему? Где? Как и зачем?
Цель проекта:
Знакомство детей с событиями в жизни родного города и улицы, знакомство с историей родного края, с памятными местами разных поколений.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с историей Гатчины разных столетий, ее строениями, памятными местами.
2. Способствовать развитию нравственного и патриотического воспитания.
3. Расширять знания детей об окружающем природном и предметном мире.
4. Обогащать словарь детей за счет различных частей речи.
5. Способствовать развитию связной речи, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
6. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
7. Развивать мелкую моторику рук за счет использования продуктивной деятельности (аппликация, лепка, рисование, пластилинография).
8. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к памятникам архитектуры, природе родного края.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой, поисково – творческий.
Вид проекта: долгосрочный групповой.
Сроки реализации проекта: учебный год (старшая группа).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, учитель – логопед, родители.
Предполагаемый результат проекта:
• Создание выставок в группе по теме проекта.
• Создание фотоальбома «История родного края».
• Конкурс поделок («Осенняя ярмарка в Гатчине»).
• Создание детских альбомов «Я и мой город» (через продуктивную деятельность).
• Обогащение активного и пассивного словаря детей старшей группы, развитие связной речи.
• Активное участие родителей в проекте (мастер – класс для родителей, совместные экскурсии, праздники, совместные рисунки, поделки).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап – подготовительный
1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
2. Подбор наглядного, литературного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.
3. Подбор технических средств обучения:
Создание мультимедийных презентаций по темам:
• «Путешествие в прошлое и будущее: старинная и военная техника (первая подводная лодка, первый самолет, военный истребитель на Аэродроме)».
• Сильвийский парк. Памятник комсомольцам – подпольщикам.
• Гатчинский парк. Аллеи и тропинки, ведущие в прошлое. Посещение старинной фермы, музея под открытым небом.
• Домик Арины Родионовны (п. Кобрино, домик Станционного смотрителя (д. Рождественно) (по возможности).
• Павловский дворец, памятник императору Павлу 1, солнечные часы.
• Приоратский дворец.
• Обелиск Коннетабль.
• Колодец желаний и ансамбль озер Гатчинского парка.
4. Оснащение развивающей среды:
Книжный уголок: книги и иллюстрации «Все о нашей Гатчине», стихи И. Северянина, К. Фофанова с иллюстрациями,
Уголок познавательно - речевого развития: мнемотаблицы по заучиванию стихотворений о Гатчине, картотека скороговорок и чистоговорок о Гатчине, ее строениях, ее окрестностях, подборка стихотворений о Гатчине; дидактические игры.
Уголок конструирования: схемы создания различных построек (дворец, замок, Приоратский дворец, Коннетабль).
Уголок творчества и рисования: трафареты Приоратский дворец, различные городские строения, башни, деревья.
Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта, создание фотоальбома – книги «История родного края», оформление фотовыставки в фойе приемной группы, оформление папок – передвижек для родителей по истории Гатчины, историческим местам ее окрестностей.
Спортивный уголок: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток.
II этап – основной
1. Коррекционно – развивающие занятия.
Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательно - речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Физическое развитие: «На военном параде у Гатчинского дворца» (марширование).
Коммуникация. Развитие речи. Чтение художественной литературы: заучивание и слушание стихотворений К. Фофанова, И. Северянина.
Познавательно – речевое развитие, нравственно – эстетическое воспитание: коррекционно – развивающие занятия по теме проекта, воспитание любви к природе, родному городу, бережного отношения к живым и неживым объектам природы, предметного мира.
Художественно – эстетическое творчество/введение долгосрочного проекта по развитию мелкой моторики «Наши руки – не для скуки» через продуктивную деятельность: пластилинография «Осенняя ярмарка в родном городе», «Деревья нашего парка», коллективная пластилинография «Приоратский дворец», аппликация «Наш любимый парк», лепка «Богиня Флора», «Колодец желаний».
2. Совместная деятельность взрослых и детей в ходе режимных моментов.
• Утренняя гимнастика, различные физкультминутки и комплексы пальчиковой гимнастики.
• Ситуативные беседы, беседы – рассуждения, беседы после проведения экскурсий и просмотра презентаций.
• Рассматривание альбомов, иллюстраций, открыток и энциклопедий по теме проекта.
• Чтение рассказов, стихотворений, энциклопедической информации.
• Игровая деятельность: дидактические игры настольно – печатные игры, развивающие игры по теме проекта, внесение специальной одежды и атрибутики в сюжетно – ролевые игры «Экскурсовод в музее», «Егерь в лесу (парке)», «Осенняя ярмарка».
3. Самостоятельная деятельность детей в уголках развития.
4. Работа с родителями:
• Знакомство родителей с темой проекта.
• Мастер – класс для родителей по пластилинографии.
• Привлечение родителей к созданию фотоальбома – книги «История родного края», рекомендации по теме проекта, конкурсу поделок «Осенняя ярмарка в Гатчине».
• Конкурс рисунков «Осенняя Гатчина».
• Оформление фотовыставок «Дети изучают свой город» (игры по теме проекта).
• Привлечение родителей к организации маршрута выходного дня в Гатчинский дворец и парк, в домик Арины Родионовны (п. Суйда).
• Проведение тематического открытого мероприятия – «Ярмарка в Гатчине».
III этап - заключительный
• Выставка детских работ по пластилинографии «Осенняя ярмарка в родном городе», «Деревья нашего парка», коллективная пластилинография «Приоратский дворец», аппликация «Наш любимый парк», лепка «Богиня Флора», «Колодец желаний», коллективной пластилинографии «У Приоратского дворца. Зимние забавы», конструирования из природного и бросового материала «Фрукты и овощи для осенней ярмарки в Гатчине», «Коннетабль» и другое.
• Фотовыставка на тему «Дети изучают свой город» (игры по теме проекта).
• Подведение итогов по реализации проекта через проведение открытого мероприятия – «Ярмарка в Гатчине».
• Проведение конкурса среди детей и родителей на лучший совместный рисунок «Мой родной город и его окрестности» (с вручением дипломов).
• Обобщение опыта работы по проекту и представление его на педсовете (распечатка с иллюстрациями, презентация).
• Участие в педагогическом конкурсе.
Выводы: участие в проекте позволило детям удовлетворить познавательную и творческую активность. Дети заинтересовались темой проекта «Гатчина – моя малая родина» совместно с родителями и педагогами участвовали в проектной деятельности. Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей, ощущали свою значимость в группе.