Людмила Бердияну
Проект «Мой любимый город» в старшей логопедической группе
Вид проекта : поисково-творческий.
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: среднесрочный
Участники проекта - дети старшей логопедической группы (6-7 лет) родители, воспитатели
Проблема
Публикация «Проект „Мой любимый город“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
В ходе беседы с воспитанниками на тему «Что бы посоветовал посмотреть в нашем городе», «Наш город» дети, обсуждая профессии родителей, часто спрашивали у педагога: «Как называется место, где работает моя мама (мой папа?» «В каком городе я живу?».
Беседуя с детьми на эту тему, отметила, что воспитанники недостаточно знают социально-культурные объекты своего родного города.
Исходя из этого, возникла идея проведения информационного, социально-ориентированного проекта на тему «Мой любимый город».
Актуальность
Одной из главных целей дошкольного образования является социализация ребенка в обществе, в том числе подготовка его к школе. Развитие коммуникативной и творческой личности. Одной из задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» является задача, направленная на формирование у детей чувства патриотизма и привития любви к своей стране и городу.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, городу, улице, дому, детскому саду. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, вызывая чувство гордости и любовь к своему городу. Именно по этому проблема является актуальной.
Мы живем в небольшом сибирском городе Сургуте, в котором проживает 380 тыс. человек. У нашего города большая и богатая история, со своими устоями и славными традициями.
Я хочу, чтобы мои воспитанники знали славную историю своего города, любили и гордились местом, в котором они живут, чтобы выросли достойными гражданами нашей Родины.
Цель проекта
Дать детям представление о родном городе, обогатить словарь по теме. Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом, расширения кругозора всех его участников.
Задачи проекта
Познакомить с историей основания города, с его символикой, достопримечательностями.
Формировать интерес к историческим событиям, к людям, которые стоили и защищали наш город.
Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации об истории родного города.
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города посредством активного взаимодействия с окружающим миром через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта (изготовление книжек-малышек и их презентация)
Этапы проекта
1. Организационный.
Общение с родителями с целью определить, какими знаниями и представлениями о родном городе, его истории, достопримечательностях они обладают.
Беседа с целью выявить уровень сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят родители, дети подготовительной группы, воспитатели.
Разработка примерных конспектов занятий; планирование экскурсий в музеи и на городские выставки.
Разработка форм работы с родителями в процессе реализации проекта.
Создание предметно-развивающей среды: разработка игр, сбор справочного материала, оформление книжного уголка.
2. Планирование деятельности (основной)
Организация НОД по теме проекта.
Центр науки:
-что такое город?
урок введения в историю «История моего города», «Сургут – город нефтяников», «Главная улица города».
-рассказать об истории города; рассмотреть герб и флаг города
-рассказать о достопримечательностях и учреждениях города.
Центр книги:
-заучивание и отгадывание загадок;
-чтение стихов;
- Составление по плану описательного рассказа о городе;
-«Продолжи предложение («Один-много»)»;
- «Подскажи словечко»;
«Сосчитай-ка»; «Расскажи какой»;
Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.
«Любимые места нашего города», заучивание стихов о городе.
Центр строительства
«Наш город», «Наша улица», «Мой дом» (крупный и мелкий строитель) «Здания в моём городе»
Центр математики:
-закрепление пространственных представлений (справа, слева, вверх, вниз)
-порядковый счет, «Сосчитай-ка».
Художественное творчество: рассматривание иллюстраций о городе
-нарисуй свой город
-оформление выставки рисунков
«Дома на нашей улице» «Мой город зимой», «Салют над городом» (рисование) «Здания в моём городе» (конструирование, «Дома на нашей улице» (пластилинопластика).
Проведение вечерних бесед: «Мой любимый город», «История создания города Сургута».
Проведение дидактических игр: «Достопримечательности родного города», «Узнай это место».
Изготовление листовок детьми вместе с родителями «Улица, на которой я живу»; оформление фотоальбомов «Достопримечательности нашего города», «Природа нашего края».
Фотогазета «Мой город – Сургут», посвящённой любимым местам нашего города».
Создание презентации «На берегах Оби».
Организация экскурсий по улицам и паркам города, в краеведческий музей, к памятнику основателям города, в выставочный зал.
Оформление выставки детских работ на тему «Городские достопримечательности – современный город».
Создание выставки художественной литературы о городе Сургуте (стихи, рассказы, пословицы).
3. Заключительный.
Проведение праздника презентации книжки-малышки «Мой город – Сургут» с участием родителей, на котором демонстрируются выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о совершённых практических делах.
Презентация проекта проходила в форме экскурсии под названием «Здравствуйте, я ваш экскурсовод». Юные экскурсоводы – участники проекта рассказывали сверстникам, педагогам, родителям о социально-культурных объектах своего родного города.
Были использованы следующие образовательные технологии:
• Технология проектной деятельности
• Исследовательская технология
• Обучающие технологии
• Игровые технологи
• Информационно – коммуникационные технологии
• Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
Описание полученных результатов
Подводя итог можно сказать, что данный проект был нужен и важен в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Целенаправленная и систематическая работа позволила достичь следующих результатов:
В работе с детьми:
• Наблюдается повышенный познавательный интерес к социально-культурным объектам родного города.
• В ходе проектной деятельности у дошкольников формировался комплекс проектных умений :
Речевые умения
- Обогащение словаря детей по теме проекта (автовокзал, спорткомплекс, здание банка, здание администрации, здание Бизнес Центра, аэропорт и др.).
- Овладение средствами выразительности устной речи (интонация, темп, скорость речи, громкость звучания).
Коммуникативные умения
- Потребность в разнообразном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми (в конце экскурсии экскурсоводы отвечали на вопросы детей и взрослых).
Поисково-исследовательские умения
- Умения добывать информацию из разных источников: компьютер, интернет, книги, журналы, газеты и т. д.
Творческие умения
- Желание активно проявлять творчество в процессе создания макета «Моя улица».
Презентационные умения
- Умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на вопросы.
В работе с родителями:
Одним из положительных достижений проекта является возникновение у большинства родителей желания помочь своему ребёнку реализоваться в проектной деятельности.
Отмечена высокая степень участия родителей в работе над проектом (80%).
Наблюдения в ходе проекта показали позитивные изменения в отношении самих родителей к воспитанию детей не только в детском саду, но и дома.
Литература
1. Алехина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004.
2. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Познание», «Социализация», «Физическая культура». Практические пособия для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей. – Волгоград: Учитель, 2013.
3. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа – Волгоград : Учитель, 2013.
4. Лободина И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. 2003. №6.
5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. 2006.№6.