Светлана Обушенко
Проект «Наш край родной — Донской»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : краткосрочный (1,5 месяца)
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Пояснительная записка.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Публикация «Проект „Наш край родной — Донской“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Данный проект способствует приобщению детей к истокам культуры Донского края. Воспитанию патриотических чувств, любви к своей маленькой родине.
Цель проекта :
- воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
- воспитание чувства гордости за город, в котором живем;
- обобщить и систематизировать знания о родном крае,
- расширение детского кругозора
Задачи:
• Создание условия для формирования у детей чувства любви к Родине;
• Поддерживать познавательное отношение к окружающему миру донской природы :
• Способствовать обогащению представлений о прошлом малой родины
• Формировать представления детей о родном крае и родном городе.
Ожидаемые результаты:
Ребенок узнает историю, культуру своего региона, города. Умение видеть красоту родного края, бережного отношения к животным и растениями Донского края. Знакомится с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат. Воспитание уважения к людям родного края, воспитание толерантности.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Изучение методической литературы
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Взаимодействие с родителями, организация выставки «На Дону, на «Доне…»
Основной этап (реализация проекта) :
Проведение музыкально-спортивного праздника «Казачья слава»
Беседы «Край, в котором ты живешь»
Знакомство с символикой Ростовской области, Красной книгой Ростовской области, растениями, животными Дона, бытом казаков.
Вечер поэзии (стихи Донского края, выборочное заучивание
Загадки, пословицы и поговорки нашего края
Рассматривание картинок, открыток и иллюстраций о родном крае.
Игры донских казачат
Заключительный этап
Проведение итогового досуга – викторины «Край, в котором я живу»
План реализации проекта
«Наш край родной – Донской»
Название
Мероприятия
Участники
Сроки
Подготовительный этап
Создание развивающей среды
Подбор игр
Взаимодействие с родителями. Организация выставки: «На Дону, на Доне…» Педагог, родители, дети 18.02-19.02.
Основной этап (реализация проекта)
Родной город, родной край.
Флора Ростовской области
Фауна Ростовской области
«Жили-были казаки…» Музыкально-спортивный праздник Казачья слава»
Беседа «Край, в котором ты живешь»
«Синий, желтый, красный» - знакомство с символикой Ростовской области
Вечер поэзии (поэзия Донского края)
«Ой, ты Дон широкий» - рассматривание картинок с изображением рыб, обитающих в донских реках
Знакомство с красной книгой Ростовской области
Беседа «Растения Дона»
Презентация «Растения Ростовской области, занесенные в Красную книгу
«Лекарственные травы донской земли» - рассматривание иллюстраций
Беседа «Животные, обитающие в нашей области»
«Птицы, населяющие наш край»
Вечер загадок
«Конь – верный друг казака» - знакомство с бытом казаков, одеждой.
«Казачий курень…» – рассматривание иллюстраций о быте казаков
Беседа «На казачьем кругу»
Игры маленьких казачат
Педагог, физ. руководитель,
родители, дети
Педагог, дети
Педагог, дети
Педагог, дети
20.02-08.03.
11.03-22.03.
25.03-03.04.
04.04-11.04.
Заключительный этап
Проведение итогового мероприятия досуг-викторина: «Край, в котором я живу» Педагог,
дети 12.04.
Сценарий досуга-викторины
«Край, в котором я живу»
Цель: Обобщить и систематизировать знание детей о Донском крае.
Задачи:
• Воспитывать у детей патриотические чувства к малой Родине: любовь, гордость, уважение к родному краю, бережное отношение к нему.
• Формировать уважительное отношение к государственным символам.
• Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
• Закрепить названия городов, названия рек, растительный и животный мир Донского края.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, обогащать речь детей выразительными средствами.
• Воспитывать уважение к сверстникам, умение работать в команде.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картин о Донском крае, его прекрасной природе.
Чтение стихов и выборочное заучивание.
Ход досуга:
Воспитатель:
Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по Донскому краю.
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы
Наш край родной – (Донской)
Всей душой
Мы любим. (Родину свою).
О чем мы говорили во время путешествия?
Давайте вспомним, но не обычным способом, а во время викторины. Для этого вам нужно разделиться на две команды, выбрать капитана, именно он будет говорить, кто будет отвечать на вопросы. Итак, начнем.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
Девизы команд:
1. Люблю свой край, простор родимый,
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон, ковыль, гонимый
Низовым ветром до утра.
2. Мой край родной. Там воздух чистый
Бежит шумящим ветерком
По ниве зрелой, золотистой,
С манящим синим васильком.
1 –вопрос первой команде, 2 – вопрос второй команде, 3- вопрос для обеих команд, который дает дополнительное очко команде.
1. Назовите страну, в которой мы живем? (Россия)
2. Назови область, в которой ты живешь? (Ростовская)
1. Как называется главный город нашей области? (Ростов-на-Дону)
2. Назови город, в котором ты живешь? (Аксай)
1. Из каких цветов состоит наш флаг?
2. Что они означают? (синий – донская вода, желтый – хлебное изобилие, красный – кровь, пролитая за землю).
3. А кто знает, что означает белая полоса? (единство с Россией)
1. Какая главная река нашего края?
2. Почему тихий Дон? (Дон – медленное течение)
1. Какие растения растут в нашем крае? (ива, верба, клен, тополь, шиповник, ковыль, бессмертник)
2. Назови животных нашего края (лиса, заяц, кабан, волк, лось, косуля)
1. Назови птиц, обитающих в нашей области (дрофа, фазан, куропатка)
2. Какие рыбы плавают в наших реках? (лещ, сом, окунь, рыбец, амур)
3. Кто живет на Дону (казаки)
1. Что означает слово казак? (вольный человек)
2. Назови боевого друга казака (конь)
1. Кем был атаман для казака? (командир)
2. Главное занятие для казака (охрана Родины)
3. Что такое казачий круг? ( на кругу решались самые важнейшие вопросы казачьей жизни: выбор атамана, принятие в казаки, женили или разводили казаков)
Воспитатель: А сейчас давайте покажем нашим гостям одну из игр донских казачат
Игра «Плетень»
Мы плели (первая команда поднимает руки и опускает)
Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает)
Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)
Целый день (вторая команда поднимает руки и опускает)
Расплетались (обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)
Очень долго (обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему игроку)
Только никакого толка (на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх, кто быстрее.)
Кто-нибудь из вас хочет прочитать стихотворение о нашем крае?
Чтение стихотворений.
1. Есть у матушки России
Край особенный, донской.
По раздолью и по силе
Не найдешь другой такой.
Здесь нашла простор отвага
Удалого казака,
Защищал, не зная страха,
Дон, Россию от врага.
Степь налево, степь направо,
А над Доном – тополя…
Как прекрасна, величава
Родина моя!
Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв свободы он.
Зеленеет степь донская,
Золотятся волны нив.
И с простора, слух, лаская,
Вольный слышится призыв.
Славься, Дон, и в наши годы
В память вольной старины,
В час невзгоды — честь свободы
Отстоят твои сыны.
2. Люблю тебя, степь родная, с твоей причудливой красой.
Ты колыбель моя святая, ты гордость славы вековой.
Люблю смотреть, как серебриться
На солнце море ковыля, и в небесах орел кружится,
Над ширью степовой паря.
И Дон стальною полосой, что степь так смело рассекает,
Что в бурю пенистой волной
Казачий взор в степи ласкает.
И где-то слышится вдали, среди простора голубого,
Напев протяжной старины
О красоте пережитого.
Совместная деятельность детей
Создание коллажа «Наш край сегодня и «вчера»
Командам дается задание составить коллаж 1 – наш край сегодня, 2 – наш край «вчера»
Или лепка из соленого теста «плетень»
Рассматривание работ, подведение итогов.