Полина Розинова
Проект «Я в этом мире» по технологии «Портфолио» для детей 1,5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Я в этом мире» по технологии «Портфолио»
Тип проекта : творческий.
Продолжительность: долгосрочный: январь 2023 – май 2028 год.
Возраст детей : от 1,5 до 7 лет.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ.
Актуальность:
Публикация «Проект „Я в этом мире“ по технологии „Портфолио“ для детей 1,5–7 лет» размещена в разделах
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.
Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.
Цель проекта – создание портфолио дошкольника.
Задачи – определить форму и содержание портфолио;
- привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию по оформлению портфолио;
- активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок- родитель;
- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.
План реализации проекта :
1 этап: подготовительный - выбор содержания портфолио, знакомство участников проекта с особенностями заполнения портфолио.
2 этап: реализационный – заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями.
3 этап: итоговый – анализ полученных результатов.
Результат: - повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей.
Этапы работы:
1. Знакомим родителей с технологией «Портфолио», объясняем, для чего оно нужно. С теми родителями, которые заинтересовались, продолжаем дальнейшую работу по этапам. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Выбираем совместно с родителями вид портфолио (электронный или традиционный в виде папки).
3. Определяем количество разделов и рубрик, вид, структуру и содержание.
«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка, генеалогическое древо.
«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
- «Вот какой я большой» : вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.
- «Чему я научился» : прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за обозначенный отрезок времени.
«Моя семья» : помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
«Мои друзья» : аналогично рубрике «Моя семья».
«Мир вокруг нас» : фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
«Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
«Размышления вслух» : высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
«Мои достижения» : грамоты, благодарственные письма и т. д.
4. Определяем систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
5. Объясняем малышу, что за «волшебную книжку» мы вместе начинаем собирать и для чего. Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
Взаимодействие с родителями:
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей.
Важно научить их наблюдать, замечать происходящие изменения, все новое и интересное, и непременно фиксировать, записывать, систематизировать результат.
С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Воспитатели, в свою очередь, помогают родителям тем, что оказывают определенную помощь, создавая памятки, вопросники, анкеты, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т. к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.
Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.
Заключительный этап:
При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.
Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т. к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов.