оксана гребенщикова
Проект «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды через взаимодействие с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 5 «Рябинка» Барабинского района Новосибирской области
ПРОЕКТ
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды, через взаимодействие с родителями, в рамках реализации ФГОС
Воспитатель ВКК
Гребенщикова О. Е.
1. Вид проекта : информационно-исследовательский, практико-информационный, познавательно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Публикация «Проект „Модернизация развивающей предметно-пространственной среды через взаимодействие с родителями“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Срок реализации проекта : с сентября 2019 г. по май 2020 г.
В предлагаемом проекте используются различные формы и методы работы.
2. Проблема: недостаточное насыщение развивающей предметно-пространственной среды, нерациональное расположение центров.
3. Цель проекта : разработка и реализация модели модернизации предметно-развивающей среды, создание комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС. Привлечение родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в группе.
Задачи проекта :
- изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды в группе.
4. Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
2 этап - основной (практический)
3 этап - заключительный.
5. Формы совместной деятельности взрослого и ребенка
- Игровая – дидактические, сюжетно-ролевые игры
- Коммуникативная - беседы, ситуативный разговор, загадки
- Трудовая - формирование представлений о труде, профессиях, совместные действия, поручения
- Двигательная - подвижные игры, прогулки, игровые упражнения, соревнования
- Познавательно-исследовательская - наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование, рассматривание иллюстраций, викторины.
- Музыкально-художественная - слушание, исполнение ролей, развлечения,
- Восприятие художественной литературы - чтение произведений, обсуждение, разучивание
- Продуктивная - рисунки, лепка, аппликация.
Образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
6. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
- подбор художественной и методической литературы,
- подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии,
- подготовка материала для продуктивной деятельности,
- дидактические, сюжетно-ролевые игры,
- выставки творческих работ детей совместно с родителями,
- создание условий, для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты,
- изготовление нового оборудования,
- использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, нетбук)
- материалы сети Интернет.
7. Предполагаемые результаты :
1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;
2. Преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы
3. Приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
4. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
5. Обеспечение целостности педагогического процесса и создание окружающего пространства, удовлетворяющего потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
«…ребёнку нужна не та среда, которая
грозит пальцем, читает морали,
и напоминает о последствиях,
а та, которая организует и направляет…»
Ш. А. Амонашвили
Предметно-пространственная среда – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагога. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы, воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды группы. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДОУ.
Переход на ФГОС внес значительные коррективы в создание предметной среды детского сада. Воспитателями нашей группы был проведён анализ существующих условий в группе и выявлена проблема, что нами при организации предметно-развивающей среды в большей степени применяются традиционные способы, поэтому следует создать в группе предметно-развивающую среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей в организации предметно - развивающей среды.
Все это подтолкнуло нас к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, так как вопрос о правильном создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным.
Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
I. подготовительный. (сентябрь)
- изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна;
- анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными стандартами, предъявляемыми нормативными документами;
- разработка проекта : «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды, через взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС». Составление рабочего плана реализации проекта;
- изучение особенностей группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах
II.основной. (октябрь - апрель)
- проведение родительского собрания по теме : «Организация предметно- развивающей среды в старшей группе», консультация для родителей на тему : «Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет», сотрудничество с родителями;
- подбор и приобретение необходимых игрушек, изготовление дидактических пособий и игровых уголков;
- рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды;
- создание развивающей среды в групповой комнате в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
- проведение НОД с использованием созданной предметно-развивающей средой.
III.заключительный. (май)
- завершение создания развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям;
- обобщение положительного опыта презентация проекта;
- подведение итогов;
- презентация проекта;
- представление результатов работы на родительском собрании группы, детского сада.
Опираясь на собственный опыт работы, могу сказать, что организация предметно-пространственной развивающей среды помогает установить необходимый баланс между НОД, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Из развивающей предметно-пространственной среды группы дети могут получить информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявлять свою индивидуальность, реализовать свое собственное «Я».
Достигнутые результаты:
- Повысилась познавательная активность детей;
- Повысился уровень социализации детей: дети являются активными участниками предметно-преобразовательной деятельности в интерьере, активными участниками спортивных досугов; театрализованной деятельности. - Повысилась активность родителей в жизни группы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
СЕНТЯБРЬ
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Изучение методической литературы по организации предметно-развивающей среды в старшей группе
Разработка рекомендаций по организации предметно-развивающей среды. Планирование зон с учетом программы, возрастных особенностей и требований ФГОС.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Проведение родительского собрания по теме : «Организация предметно-развивающей среды в старшей группе»
Консультация педагога-психолога «Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет»
РАБОТА С ДЕТЬМИ Наблюдения
Диагностика развития детей
ОКТЯБРЬ
«Социально-коммуникативное развитие»
Центры Мероприятия Задачи по ФГОС
Центр
«Сюжетно-ролевых игр»
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Консультации: «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Создание картотеки «Сюжетно-ролевые игры», пополнение центра необходимыми атрибутами. Изготовление многофункциональной ширмы, бизиборда.
РАБОТА С ДЕТЬМИ оформление коробочек «Салон красоты», «Больница», «Почта», «Супермаркет», изготовление атрибутов для игр (чеки, визитки, деньги, талоны, карточки и др.) Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Центр «Островок безопасности»
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Оформление в приёмной группы стенда «Островок безопасности» (консультации для родителей по теме безопасности) РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : создание центра противопожарная безопасность, пополнение центра «ПДД» РАБОТА С ДЕТЬМИ конкурс рисунков «Спички – детям не игрушки», чтение художественной литературы по теме. Акция по ПДД «Пусть наши дети будут в безопасности». Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
«Центр уединения»
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Консультация «Центр уединения – что это, и для чего он нужен». РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Создание центра уединения (пошив подушек, пополнение центра необходимыми атрибутами (телефон, семейные фотографии, альбомы, зонт, атласные ленты) РАБОТА С ДЕТЬМИ Изготовление фоторамок своими руками, рисование на тему «Моя семья», рассматривание семейных альбомов. Конкурс-выставка «Герб моей семьи» Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
«Речевое развитие»
Центр
«Мир книги»
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Консультация «Добро пожаловать в мир книги!» Анкетирование родителей «Читаем детям, читаем с детьми!» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Изготовление «книжек-самоделок, участие в акции «Подари книгу детям!» РАБОТА С ДЕТЬМИ Изготовление книжек-малышек, закладок, ремонт книг. Поход в библиотеку. Дидактические игры («Мои любимые сказки», лото по сказкам). Овладение речью как средством общения и культуры
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Обогащение активного словаря
Развитие речевого творчества
Центр театрализованных игр»
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Оформление консультации для родителей «Театрализованные игры для детей», «Пальцы помогают говорить».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Изготовление костюмов в центр «Театрализации», изготовление кукол для пальчикового театра. РАБОТА С ДЕТЬМИ Театрализация сказки «Гуси-лебеди» (родители – дети). Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
«Познавательное развитие»
Центр «Экологии» РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Консультация «Влияние комнатных растений на здоровье ребенка. " РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Пополнение экологического центра комнатными растениями, выращенными с детьми, создание энциклопедии «Комнатные растения нашей группы.
РАБОТА С ДЕТЬМИ Лепка «Фиалки», рисование, аппликация «Букет для мамы». Выставка поделок «Цветы». Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Центр опытно-экспериментальной деятельности РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Консультация «Исследовательская деятельность дошкольников» Оформление папка «Опыты и эксперименты» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Пополнение центра исследовательской деятельности «Мини-лаборатория» ( бросовый и природный материал: ракушки, губки, песок, мыльные пузыри, фольга, глина, пополнение центра необходимыми атрибутами для создания «огорода на подоконнике». РАБОТА С ДЕТЬМИ Оформление «огорода на подоконнике. (конструирование забора из цветных палочек, посадка семян растений в землю, опилки, в воду, наблюдение за стадиями роста растений (лук, томаты, овёс). Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире, материале, пространстве и времени и др.
Патриотический центр РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Консультация «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Пополнение центра «Патриотическое воспитание» (Фотоальбом «Достопримечательности города Барабинска») РАБОТА С ДЕТЬМИ Окружной смотр-конкурс чтецов «Бараба – сторона моя диковинная». Экскурсия к мемориалу героев Великой Отечественной Войны. Возложение венков и цветов. Экскурсия в краеведческий музей. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках
«Художественно-эстетическое развитие»
Центр творческой активности
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Консультация «Совместная художественно-творческая деятельность родителей и детей» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ пополнение центра (схемы, трафареты, раскраски, изготовление дидактических игр, изготовление стола для рисования песком РАБОТА С ДЕТЬМИ Конкурс рисунков на тему «Зима», выставка поделок к Новому году (дети-родители) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного)
Музыкальный центр
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Подобрана картотека музыкально-дидактических игр, расслабляющей музыки, сказок, весёлой музыки для утренней гимнастики РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ пополнение центра (платочки, ленточки, султанчики, маски) РАБОТА С ДЕТЬМИ Рисование «Музыкальные инструменты», спортивно-музыкальный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества, Дню матери. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)
Мини-музеи «Русская игрушка» РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Мастер-класс «Изготовление традиционной тряпичной куклы» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Изготовление кукол своими руками РАБОТА С ДЕТЬМИ Изготовление куклы – ангелочка, изготовление магнитов – матрёшка. Становление эстетического отношения к окружающему миру
«Физическое развитие»
Центр «Если хочешь быть здоров!»
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ
Картотека игр: народные, хороводные, подвижные.
Оформление выставки нетрадиционного физкультурного оборудования для родителей РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Изготовление нетрадиционного оборудования для спортивного центра (дорожки для массажа стоп ног, «лыжи», эспендеры, кольцеброс «Подбрось – поймай») РАБОТА С ДЕТЬМИ Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья» с использованием нетрадиционного оборудования. Развитие различных физических качеств
Правильное выполнение основных движений
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
МАЙ
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ Создание презентации проекта.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Родительское собрание по результатам проекта.
РАБОТА С ДЕТЬМИ Диагностика детей
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к моделированию предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.