Мастеркова Елена Ивановна
Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель проекта :
Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники
Задачи:
Образовательные: закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.
Развивающие : совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;
Публикация «Проект „Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
способствовать развитию образного и логического мышления;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности
Сентябрь Познакомить с понятием мнемотаблица, как ей пользоваться. Изучить психолого- педагогическую, методическую литературу. Картотека образцов по мнемотаблице. Создание предметно- развивающей среды. Определить цель и задачи проекта.
Октябрь Пересказ русской народной сказки
«Царевна-лягушка»
Игра «Копилка слов»
Интонационно верно передавать диалоги персонажей опираясь на мнемотаблицу; использовать при пересказе выразительные средства языка.
Обогащение словаря, развитие долговременной памяти. Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т. е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.
Ноябрь Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Игра «Волшебники»
Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы
Обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления. Содержание: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т. д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т. е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами
Декабрь Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».
Игра «Теремок»
Использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы; интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения.
Обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации. Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т. д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов, огорода (для овощей, елки (для диких животных, дома (для домашних животных) и т. д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.
Январь Творческие сказки: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».
Игра «Зашифруем слова» Придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; составление мнемосхем для придумывания сказки.
Обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти. Содержание: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т. п.
Февраль Игра «Кто в домике живет?» (по И. А. Чистяковой)
Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления. Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо, клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.
Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование зимней природой.
Март Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж».
А. Н. Плещеев «Сельская песня»
Составление мнемотаблиц для пересказа; передавать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь.
Выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы.
Апрель Я. Аким «Апрель».
Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку….»
Составление мнемотаблицы на основе стихотворения; развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне.
Передавать текст точно, последовательно, выразительно; использование для пересказа готовые мнемотаблицы.
Май С. Есенин «Черёмуха»
Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Игра «Цветик-семицветик» Выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы; развивать умение чувствовать напевность языка, языковые выразительные средства.
Передавать текст точно, последовательно, выразительно; составление мнемотаблиц для пересказа; учить пересказывать от третьего лица.
Обогащение глагольного словаря. Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т. д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.