Ираида Иванова
Проект «Мне всего милей бело-сине-красный флаг Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации: 06.08.2018 – 22.08.2018 г.
Актуальность темы:
Три цвета: белый, синий, красный,
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
Публикация «Проект „Мне всего милей бело-сине-красный флаг Родины моей“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Символика: флаг, герб, гимн
- Флаг России. Проекты
- Темочки
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.
Ю. А. Бобырева
Что такое патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Особое место необходимо уделять воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Патриотическое воспитание – одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками.
Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление дошкольников с государственной символикой России. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребёнок, дошкольник или младший школьник, ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и её государственными символами. Знания, представления о российской символике составляют основу формирования уважительного к ней отношения.
Закономерно возникает вопрос, с какого возраста начинать знакомить детей с государственными символами нашей страны? Уже с детьми младшего дошкольного возраста возможно ознакомление с гербом и флагом в повседневной жизни. Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Ребёнок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и флагов, их функциями и значениями. Старший дошкольный возраст также имеет особое значение для приобщения ребёнка к прошлому и настоящему культуры нашего отечества, частью которого является государственная символика.
Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
Цель проекта : помочь детям понять, осмыслить главные символы России (гимн, герб, флаг, их происхождение, значение, образы, функции.
Задачи проекта :
расширять и углублять знания детей о государственных символах России и их отличительных особенностях;
расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к истории нашего государства;
поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний;
развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (гимн, герб, скипетр, держава, президент, государственные символы, символизировать);
продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта;
воспитывать уважение к могуществу Российской державы, государственным символам, любовь к Родине;
способствовать формированию чувства гордости за свою страну;
продолжить расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
Предполагаемый результат:
освоение детьми доступных знаний о государственных символах России;
развитие у детей познавательной активности и интереса к истории своего государства;
развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;
обогащение активного и пассивного словаря детей (гимн, герб, скипетр, держава, президент, государственные символы, символизировать);
проявление уважения к могуществу Российской державы, государственным символам, любви к Родине, чувства гордости за свою страну;
повышение уровня компетентности родителей в патриотическом воспитании детей;
повышение активности родителей в проведении мероприятий для детей.
Продукт проектной деятельности :
выставка творческих работ детей «Флаг России»;
презентация «История государственного флага России»;
праздник «День государственного флага Российской Федерации»;
викторина «Государственные символы России»;
фотоотчёт «Празднование Дня государственного флага Российской Федерации в детском саду».
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Подготовительный:
изучение интереса детей для определения цели проекта;
постановка цели и задач проекта;
подбор и изучение информационных материалов, фотографий по теме;
подбор видеоматериалов о государственных символах Российской Федерации;
подбор стихов, песен, загадок, рассказов о государственных символах России;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды новыми материалами, атрибутами.
II. Практический:
чтение художественных произведений С. В. Новиковой «История Российского флага и герба», Е. Бунтмана «История флагов для детей», Н. А. Соболевой «Символы России», А. Алексеевой «Страницы истории нашей Родины», В. Бенедиктова «Моя первая книга о России», М. Головановой «Герб, флаг, гимн России»;
рассматривание иллюстраций с изображением государственной символики Российского государства (с исторических времен до наших дней);
отгадывание загадок о гербе, флаге Российской Федерации;
разучивание стихов о государственной символике России;
беседы с детьми: «Государственные символы России», «Столица нашей Родины – Москва», «История государственного флага Российской Федерации», «У каждой страны свой флаг», «Где можно увидеть государственные флаги России?»;
сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по Москве», «Путешествие по Липецку», «Богатыри – защитники Руси»;
аппликация: «Российский триколор»;
рисование «Российский флаг»;
пластилинография «Флаг России», «Флаг Липецка»;
дидактические игры: «Будь внимательным», «Найди такой же», «Герб города», «Белый-синий-красный», «Символика России»;
прослушивание аудиозаписи «Гимн Российской Федерации»;
ОД: «Государственные символы России», «Россияне – граждане России», «Неофициальные символы России»;
просмотр видеофильмов и презентаций: «Овеянные славой флаг наш и герб», «Детям о флаге России», «История флага Российской Федерации», «История России для детей», «Дети поют гимн России».
III. Заключительный:
выставка творческих работ детей «Флаг России»;
презентация «История государственного флага России»;
праздник «День государственного флага Российской Федерации»;
викторина «Государственные символы России»;
фотоотчёт «Празднование Дня государственного флага Российской Федерации в детском саду».
Формы и методы работы с детьми:
наблюдения;
беседы;
наглядная информация;
выставка рисунков, поделок;
ОД;
чтение рассказов, стихов о государственной символике Российской Федерации;
игры: дидактические, сюжетно-ролевые;
самостоятельная деятельность детей.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
художественные произведения о государственной символике России;
дидактические, сюжетно-ролевые игры;
наглядная информация (иллюстрации, рисунки, слайды, фотографии);
изобразительный материал для продуктивной деятельности;
создание картотеки загадок, стихов о государственных символах России;
научные и исторические фильмы по теме;
телевизор, стереомагнитола.
Литература:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград «Учитель», 2007.
2. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» - М: ЦГЛ, 2005.
3. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М. : ЦГЛ, 2008.
4. Алёшина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание)» - М. : УЦ «Перспектива», 2011.
5. Антонов Ю. Е., Левина Л. В. «Как научить детей любить Родину» - М. : АРКТИ, 2003.
6. Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» - М. : АРКТИ, 2007.
7. Васькин В. В. «Детская энциклопедия «Российская государственная символика» - 2002.
8. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» - СПб. : «Детство-Пресс», 2009.
9. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» - М. : ВАКО, 2005.
10. Данилина П. Н. «Дошкольнику об истории и культуре России» - М. : АРКТИ, 2003.
11. Ерохина Е. П., Круглова Т. А. «Государственные символы России. Флаг, герб, гимн» - М. : Ювента, 2002.
12. Князева О. А., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб. : Детство-Пресс, 2008.
13. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» - М. : ТЦ «Сфера», 2007.
14. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу» Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром» - М. : ТЦ «Сфера», 2005.
15. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - М. : ТЦ «Сфера», 2003.
16. Натарова В. И. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
17. Новиков С. В., Новикова Е. Л. «Родная история» - М. : ЭКСМО, 2004.
18. Пчёлов Е. В. «Государственные символы России. Герб, флаг, гимн» - М. : Русское слово, 1993.
19. Ривина Е. К. «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами» - М. : АРКТИ, 2002.
20. Ривина Е. К. «Российская символика. Иллюстративно-дидактический материал для образовательных учреждений» - М. : АРКТИ, 2005.
21. Романовский В. К. «Символы российской государственности» - М. : Русское слово, 2002.