Еремизина А В
Проект «Мир музыки»
Содержание
Введение. стр. 3
I. Основная часть. стр. 4
II. Практическая часть
2.1. Практическая значимость проекта. …. стр. 5-6
2.2. Поэтапное планирование проекта. … стр. 7- 9
Заключение … …стр. 10
Список литературы. стр. 11
Приложения…стр. 12-40
Введение.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Мир музыки“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
При формировании духовного мира ребенка, его личностных качеств огромное значение играет музыка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие и на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. На сегодняшний день проективный метод является актуальным и эффективным в педагогической деятельности с детьми. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно развиваться.
Проблема (противоречие) :
Гипотеза: включение инструментальной музыки в жизнь детского сада позволит привить дошкольнику элементы музыкальной культуры.
Цель: Дать представления о многообразии мира музыкальных инструментов.
Задачи:
1. Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
2. Создавать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.
3. Развивать у детей художественный вкус;
4. Развивать у детей интерес к музыке как искусству;
5. Привлекать семьи воспитанников ДОУ к музыкально-творческой деятельности.
Тип проекта : групповой, среднесрочный, творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы №14, воспитатели 14 гр., музыкальный руководитель, родители воспитанников. Разработка проекта Интеграция образовательных областей происходит по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию.
I. Основная часть
«Музыка – это зеркало души человеческой,
эмоциональное познание,
модель человеческих эмоций».
Б. М. Теплова
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по всем направлениям». Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.
В детском саду деятельность воспитателя направлена на всестороннее развитие детей, в том числе на развитие музыкальных способностей. Следовательно, предполагается наличие познавательного интереса самих детей к музыке, музыкальным инструментам, исполнительскому искусству. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Чтобы научить ребенка, понимать особенности музыки как вида искусства, необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии музыкальных инструментов.
Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает нашу жизнь в звуках разносторонне и полно.
II.Практическая часть
Практическая значимость проекта :
Проект направлен на развитие интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста через восприятие музыки и знакомство с музыкальными инструментами.
Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе знакомства с музыкальными инструментами, носят прочный, устойчивый характер, они не только обогащают у дошкольников их представления, развивает восприятие, воображение, но и усиливает интерес детей к музыке, развивает их эстетические чувства и творческую активность.
Обогащается предметно-развивающая среда ДОУ, развивается сотрудничество с педагогами ДМШ, родителями воспитанников. Участники образовательного процесса готовы к дальнейшему творческому развитию.
Принципы реализации проекта :
• принцип интеграции основных образовательных областей в различных видах детской деятельности;
• принцип системности и последовательности;
• учет возрастных особенностей;
• взаимодействие с семьей.
План реализации проекта :
• Беседы с детьми о классической музыке.
• Слушание музыкальных отрывков пьес на разных инструментах.
• Рассматривание портретов, иллюстраций с муз. инструментами.
• Обыгрывание этюдов, мини-сценок.
• Просмотр фрагментов концертов музыки.
• Создание игровой среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду (приобретение муз. детских инструментов; брошюр с портретами композиторов, подбор музыки, реквизита) при взаимодействии педагогов и родителей.
• Репетиции с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале настоящим зрителям: детям, родителям и гостям.
• Сюжетно-ролевые игры: «Магазин музыкальных инструментов», «Концерт для игрушек»; «Музыкальная школа».
• Дидактические игры: «Угадай по звучанию?», «Узнай по описанию» «Собери инструмент», «Симфонический оркестр», «Узнай инструмент по звучанию», «Струнные, шумовые и ударные инструменты», «Что играет?».
• Сказки о инструментах, стихи, загадки.
Развивающая предметно – пространственная среда
• Найти иллюстрации музыкальных инструментов.
• Пополнить музыкальный уголок новыми инструментами. Ввести дидактические игры: «Угадай по звучанию», «Узнай по описанию».
Непосредственно образовательная деятельность.
Познавательно-речевое развитие: * Темы: «Музыка», "Кто такой музыкант, «Знакомство с музыкальными инструментами их основными группами»; * Сказки: «Истории музыкальных инструментов», «Такая разная музыка»; загадки о различных инструментах. *составление описательного рассказа о музыкальных инструментах; *экспериментирование со звуками, музыкальными инструментами; * беседы: «Мой любимый музыкальный инструмент»; «Как себя вести в театре, опере, на концерте», «Как правильно слушать музыку», «Безопасность в игре на музыкальных инструментах».
Художественно-эстетическое развитие:
- изготовление музыкальных инструментов лепка «Барабан», аппликация «Пианино»;
- рисование музыкальных инструментов, дорисовка недостающих деталей;
- изготовление книжки-малышки «Любимый музыкальный инструмент»;
- знакомство со звучанием музыкальных инструментов; - слушание музыкальных произведений;
-просмотр мультфильма детского альбома П. И. Чайковского - просмотр видеосюжета о музыкальных инструментах; - игра на музыкальных инструментах в процессе образовательных мероприятий и в самостоятельной деятельности; разучивание музыкально-ритмических движений, танцев с музыкальными инструментами.
Поэтапное планирование проекта
Сроки и этапы
проекта Содержание деятельности Предполагаемый
результат
I этап
Организационный
10.04.-17.04.2017 г.
Деятельность педагогов:
Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Планирование проекта.
Подбор и проведение дидактических игр; разработка конспектов занятий.
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Образовательная деятельность с воспитанниками:
• НОД ( беседы по теме:
«Музыка», «Кто такой музыкант?», «Музыкальные инструменты?», «Знакомство с музыкальными инструментами их основными группами»;
Художественная литература.
• Чтение произведений:
Сказки и стихи о муз. инструментах, загадывание загадок.
• Рассматривание иллюстраций.
Взаимодействие с семьями
Опрос родителей на тему: «Слушаете ли вы дома классическую музыку?» «Игра на муз. инструментах?»
Изготовление книжки-малышки «Любимый музыкальный инструмент»
Разработан проект «Мир музыки». Родители воспитанников привлечены к участию в совместной образовательной и музыкальной деятельности с детьми. У воспитанников расширены представления по теме «Профессия-музыкант».
II этап 24.04. –28.04. 2017г.
Содержательный
1. НОД по ознакомлению с муз. инструментами. Тема: "Цикл занятий- муз. инструменты".
• Игра на различных инструментах.
• Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок.
• Оформление музыкального уголка в группе;
• Включение подвижных игр с использованием муз. инструментов.
• Разучивание песен, танцев для
театрализованных постановок.
• Репетиции с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале настоящим зрителям: детям, родителям.
• Развлечение «Мы – весёлые музыканты».
Продуктивная деятельность.
• Аппликация. Тема: «Пианино».
• Рисование «Деревянные ложки-ударный инструмент»
• Раскрашивание раскрасок. Тема: «Музыкальные инструменты».
• Лепка. Тема «Барабан».
• Конструирование «Гитара-струнный инструмент»
• Изготовление дид. игр;
• подбор музыки, реквизита. Сформировано желание к обыгрыванию произведений.
Подготовлены атрибуты, костюмы к празднику в совместной деятельности педагога и родителя.
Воспитанники научились самостоятельно узнавать и называть музыкальные инструменты, отличать их тембры.
III этап
Результативный
04.05.2015г.
Экскурсия в муз. школу «Экскурсия в музыкальную школу».
Появление интереса у детей к игре на муз. инструментах, к муз. культуре.
Проведение трансляции результатов проектирования родителям (фотовыставка).
-подведение итогов проектной деятельности;
-экскурсия в музыкальную школу.
Сотрудничество с детской музыкальной школой.
Заключение:
При использовании проекта :
Мы сделали вывод, что использование музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
Формы проведения мероприятий предполагали интеграцию различных видов детской деятельности: музыкальной, двигательной, познавательной, изобразительной, коммуникативной, восприятие художественной литературы. Использовались технические средства обучения.
Важным моментом мы считаем заинтересованность родителей инновационной идеей совместной работы. Родителей увлекла эта работа, и мы обнаружили интересный опыт семейного воспитания. Оказалось, что кто-то отдает предпочтение классической музыке, кто-то современным ритмам, народным, но в каждой семье любят и слушают музыку.
Музыка стала не редким гостем, а постоянным спутником жизни ребенка и в детском саду, и дома.
В практику педагогов вошли такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, день музыки, час классической музыки, музыкальные ассоциации и др.
В результате реализации проекта «Детский сад – Музыкальная школа» у дошкольников возник познавательный интерес к разнообразной музыкальной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста и в семье продолжают знакомство с музыкальными инструментами, посещают концерты и спектакли, слушают музыкальные произведения, читают детскую литературу о жизни музыкантов, об истории создания музыкальных инструментов.
Линия развития: продолжать сотрудничество с музыкальной школой.
Литература
1. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Г. И. Анисимова, Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 96 с.
2. Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 176 с.
3. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. Просвещение, 2006. – 115 с.
Приложение
Экскурсия в музыкальную школу
Основной целью данного мероприятия являлось налаживание контактов между школой и детским садом, организация преемственности.
Данная экскурсия реализовала несколько образовательных и воспитательных задач:
-Знакомство дошкольников со зданием школы,
-экскурсия по помещению музыкальной школы (раздевалка, учебные классы, кабинеты, концертные залы)
-Знакомство дошкольников с различными музыкальными инструментами.
- Интерес к музыке
Воспитанники окунулись в удивительный и увлекательный мир музыки, посетив музыкальную школу г. Протвино. Самое первое, что увидели дети, стенд с фотографиями педагогов музыкальной школы, стенд выпускников-отличников музыкальной школы. Затем детей провели по классам, познакомили с классами сольфеджио, где учащиеся изучают нотную грамоту. Воспитанники посетили два концертных зала: малый и большой, увидели на стенах портреты русских и зарубежных композиторов. Педагоги и учащиеся музыкальной школы представили концерт классических произведений. Неподдельный интерес у детей вызвали музыкальные инструменты – рояль, флейта, аккордеон, баян, скрипка, домра, гитара. Дошкольники слушали с большим интересом. Педагогом по хору был проведен мастер-класс с воспитанниками д/сада. Воспитанники познакомились с музыкальными инструментами, смогли не только увидеть инструмент, но и потрогать. Для ребят это стало значимым событием, произвело неизгладимое впечатление. Появились желающие заниматься в музыкальной школе. После посещения дети еще долго и эмоционально делились впечатлениями с друзьями и родителями.
Сказка про музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты тоже умеют вершить чудеса. А как им это удаётся? Давайте прочитаем об этом сказку…
«Быль-небыль про музыкальные инструменты» Автор сказки: Ирис Ревю
В далёком царстве, в предалёком государстве жил-был мальчик Витя. Хороший такой мальчишка: вежливый, умный, весёлый. Но был у него один недостаток. Он с трудом просыпался по утром. Никак не хотелось ему покидать теплый мир сна.
В детской комнате, где спал Витя, жили музыкальные инструменты : скрипка, валторна и дудочка. Каждое утро музыкальные инструменты с тревогой наблюдали за тем, с каким трудом просыпается Витя.
И однажды они придумали вот что: утром, когда мама придёт будить Витю, сыграть для мальчика красивую мелодию. Нужно заметить, что музыкальные инструменты были умными, и они хорошо знали, что музыка умеет творить чудеса.
Наступило утро. Ласковое солнышко не забыло заглянуть к Вите в комнату. Оно послало мальчику свой маленький золотой лучик. В это время к Вите зашла мама, и сказала, что пора вставать. Лицо Вити сделалось хмурым.
И вдруг мальчик услышал красивые звуки. Это скрипка, валторна и дудочка исполняли для него бодрую утреннюю мелодию.
И случилось чудо. Мальчишка вскочил, приветливо помахал маме рукой. Утро вдруг сделалось добрым. Хорошее утро – начало нового дня, начало новой жизни.
А музыка отправилась творить свои чудеса дальше.
Стихи про музыкальные инструменты
Ложки
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Ложки — пусть не фортепиано.
По у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.
Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.
Вопросы и задания
• Педагог раздает детям деревянные ложки. Затем включается музыка, и дети должны подыграть на ложках этой музыке.
• Какими навыками должен обладать музыкант-ложечник?
• Дети делятся на группы. Каждая группа — ансамбль ложечников. Дети должны придумать какую-либо простую мелодию и исполнить ее на ложках.
• Дети делятся на пары. Один человек в паре играет роль обычной столовой ложки, другой — музыкальной. В сценке дети рассказывают, как их ложки служат людям и чья судьба интереснее.
Сказка о музыкальных инструментах.
Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.
Сегодня я предлагаю вам вместе отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов. Вы готовы?. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом».
Первый город, в который мы с вами попали — это Город Клавишных музыкальных инструментов. В этом городе живут пианино и рояль.
Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
На рояле исполняют музыку в больших концертных залах.
Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)
А вот у инструмента, на котором играют в классе и дома
…уже давно есть названье одно,
Не забудь – фортепиано – произносится оно
Форте – это значит громко. Заучи, не будь лентяй
А пиано – значит тихо. Ты дружок, запоминай
Если руки мыл под краном – подходи к фортепиано
Аккордеон
А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой-
клавиши как на рояле.
Но чтоб они все заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать нужно меха.
Звучит синьор аккордеон,
Имеет нрав не робкий он
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны.
Отправляемся в следующий город – это город Струнных музыкальных инструментов. В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Но у них разное звучание.
Скрипка
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
инструмент волшебный … СКРИПКА.
Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
И по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.
Балалайка
А вот и следующий инструмент загадывает вам свою загадку:
Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная, …БАЛАЛАЙКА.
Балалаечник идет,
Балалаечку несет
Три струны как зазвенят,
Всех вокруг развеселят
Гитара
Этот струнный инструмен
Зазвучит в любой момент
И на сцене в лучшем зале
И в походе на привале
Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.
Следующий город – Город Духовых музыкальных инструментов. В этом городе живут: труба, флейта, кларнет, саксофон. Как выдумаете, почему эти музыкальные инструменты назвали духовыми? (Потому что в них нужно дуть). И воздух заставляет звучать эти инструменты.
Труба
Труба — инструмент духовой,
Медный, блестящий такой.
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в нее надо и на кнопки нажимать.
Вокальный ансамбль
В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. — Небо, научи людей радоваться,— попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.
Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое.
Есть школа здесь одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.
Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.
Там изучают волшебство —
Дается не легко оно
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.
Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу.
Вам понравилось в Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?
Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным.
Приходите учиться в музыкальную школу и вы узнаете много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!