Юлиана Жданова
Проект «Мир детства — игрушка» для детей старшего дошкольного возраста
Сроки реализации проекта : долгосрочный (6 месяцев). Встречи с детьми проводятся раз в неделю.
Возраст детей : старшая группа 5-6 лет.
Количество участников проекта : 7 человек
Тип проекта : исследовательско-творческий
Актуальность темы проекта :
Публикация «Проект „Мир детства — игрушка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Почему именно игрушка? Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.
В настоящее время дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Ознакомить старших дошкольников с детством родителей в рамках проектной деятельности, значит организовать восприятие, мышление, действия детей с целью изучения и осмысления (т. е. овладеть сведениями о детстве родителей, присвоения (т. е. сделать сведения о детстве родителей личностно значимыми) и «преобразования», т. е. обогатить сведения специфическими для ребенка формами достижения [1;40].
Деятельность, связанная с совместным рассматриванием фотографий и рассказами родителей о своем детстве, об игрушках и играх, в которые они играли, служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка.
Методологическая основа определяется философскими положениями о теории ценностей (учения о положительной значимости ценностей В. П. Тугаринова, Л. П. Буевой, А. Г. Здравомыслова, С. Ф. Анисимов, А. В. Кирьякова и др.); теория деятельности, деятельностный подход (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. А. Абулханова-Славская, М. С. Каган и др.).
В исследовании применялись методы теоретического исследования (сравнительный и сопоставительный анализ); эмпирического исследования: диагностические (анкетирование, анализ его результатов, беседа, наблюдение за игровой деятельностью детей, обобщение выводов, выполнение игрушки.
Цель проекта : оптимизировать отношения в семье посредством ознакомления детей с детством родителей.
Задачи проекта :
- получить представление об истории создания игрушек;
- воспитывать интерес к культуре и традициям своей страны;
- выяснить игровые предпочтения из детства родителей;
- развивать творческие способности детей посредством создания собственных игрушек;
- приобщить родителей к деятельности детского сада; познакомить с приемами взаимодействия с детьми.
Ожидаемый результат:
- дети получат представления об истории развития игрушки;
- познакомятся с детскими игрушками родителей, смогут о них составлять рассказы;
- создадут свою игрушку.
Гипотеза исследования:оптимизация детско-родительских отношений возможно, если:
- обогатить знания и представления детей о детстве родителей;
- организовать самостоятельную деятельность детей для выражения своего отношения к семье при реализации полученных знаний, умений и представлений.
Этапы реализации проекта :
Этапы проекта Деятельность детей Деятельность родителей
I этап мотивационный
Организовать деятельность детей, мотивировать их на совместную творческую работу; заинтересовать родителей темой исследования.
Беседа: «Как появилась игрушка?»
Анкета «Игрушка Вашего ребенка»
II этап подготовительный
Познакомить детей игрушками прошлого;
Организовать совместную деятельность детей и родителей дома по исследуемой теме (рассмотреть фото с игрушками родителей, послушать истории из детства родителей, связанные с их любимыми игрушками, создание рисунков по теме).
Презентации по темам: «История возникновения игрушки», «Как сделать собственную игрушку»
Занятия:
«История игрушек»
«Моя игрушка»
«Из чего сделаны игрушки»
«Игрушки в гостях у ребят»
«Игрушка моих родителей»
Рисунки на тему «Любимая игрушка мамы, папы», «Моя любимая игрушка»
Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Любимая игрушка мамы, папы»
Игра «В гости к нам пришли игрушки»
Разучивание стихов об игрушках Беседа детей с родителями о игрушках последних из детства.
Рассказы родителей об игрушках
III этап практический
Познакомить детей с техникой создания помпонов. Изготовление собственных игрушек.
IV этап Рефлексия:
- определить достижения проделанной работы, что получилось, а что необходимо доработать, внести необходимые коррективы.
Презентация проекта : проведение итогового занятия с детьми и родителями по теме проекта.
Литература:
1. Дыбина О. В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: автореф. дис. д. п. наук: защищена 18.12.2002 / О. В. Дыбина. - М. : ООО «Сигналъ», 2002. - С. 40.
2. Солдатова И. Н. Методические рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности в ДОО.