Татьяна Милякова
Проект «Мир бумаги» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в жизни ребенка. Дети рисуют на бумаге, занимаются аппликацией, сталкиваются с бумагой в разных ситуациях в течении дня. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Дети не имеют понятия, откуда появилась бумага, как ее изготавливают, не знают видов бумаги. Поэтому и возникла необходимость в создании данного проекта, для того, чтобы разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале – бумаге.
Публикация «Проект „Мир бумаги“ в старшей группе» размещена в разделах
Проект позволит не только закрепить на практике теоретические знания о бумаге, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.
Цели проекта :
• Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге. Дать ребенку возможность открыть для себя волшебный мир бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм.
• Формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
Задачи проекта :
• Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
• Получить бумаг ручной работы из вторичного сырья;
• Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;
• Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, разнообразии, и свойствах;
• Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги;
• Активизировать личностную позицию ребенка;
• Развивать логическое мышление, внимание и память;
• Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам;
• Расширять словарный запас детей (слова «древесина», «целлюлоза», «глянцевая бумага» и др.)
• Расширять кругозор дошкольников, формировать интерес в познавательно – исследовательской деятельности.
• Развивать у детей наблюдательность и внимание к «опасным» свойствам бумаги;
• Развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес, творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
• Развивать и формировать трудовые навыки;
• Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира.
Участники проекта :
- Дети старшей группы
- Родители воспитанников
- Педагоги старшей группы
Тип проекта :
исследовательский, информационно – творческий.
Распределение работы по этапам проекта :
Подготовительный этап:
• подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
• подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления альбома «Виды бумаги»», оборудование для проведения экспериментальной деятельности.
• подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.
Первый этап: мотивационный. Проблемная ситуация
Однажды вечером с детьми группы совместно наводили порядок в уголке «Рисование». И разбирая листы с рисунками, обнаружили, что большинство листов испорчены не дорисованными рисунками (даже самую малость) и их ни кто не берет для рисования. После того, как мы объяснили детям, что так делать нельзя и «Бумага — это ценный материал», дети заинтересовались почему же бумага так ценна, ведь ее так много у нас? Постепенно подошли к тому, что дети решили узнать о том, какая же бывает бумага.
На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».
Бумага бывает тонкая, бывает толстая. (Никита С)
Откуда берется бумага? (Даша М.)
Спросить у взрослых (Тая. П.)
На бумаге можно рисовать.
(Саша С.)
Почему бумага рвется? (Артём Г.)
Прочитать в книге
(Ульяна Ф.)
Из бумаги делают поделки. (Юля У.)
Почему бумага промокает?
(Андрей Г.)
Посмотреть в интернете (Катя К.)
Бумага может мяться (Ника Г.)
Кто придумал бумагу? (Арсений З.)
Второй этап: разработка (планирование) проекта
• Обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы
• Определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
• Обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание выставки работ по изодеятельности по теме проекта, создание альбома «Виды бумаги», выставка «Поделки из бумаги».
Третий этап: исследовательский
Беседы:
• Правила работы с ножницами.
• Составление сказок о поделках
• Происхождение бумаги
• Состав бумаги
• Производство бумаги
• Виды бумаги
• История возникновения бумаги
• Откуда пришла бумага
• Коллекционер бумаги
• Дерево – источник бумаги
• Чем пользовались люди, когда не было бумаги?
• Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги?
Опыты:
• Волшебная бумага
• Сравнение бумаги
• Разрывание бумаги
• Вода и бумага
• Шуршащая или поющая бумага
• Склеивание бумаги
• Летающая бумага
• Прочность бумаги
• Сметание бумаги
• Изготовление бумаги собственного производства
Игры:
Словесные игры
• «Что бывает из бумаги»,
• «Бывает – не бывает»
Дидактические игры
• «Определи на ощупь»,
• мемо «Виды бумаги» (сделанная своими руками,
• «Для чего нужна эта бумага?»(сделанная своими руками)
• «Волшебная бумага»,
• «Бумажная фея»,
• «Что изменилось?»,
• «Найди нужный вид бумаги»,
• «Из какой бумаги сделано?»
Сюжетно – ролевые игры
• «Экскурсия на бумажную фабрику»,
• «Магазин бумажных изделий».
Физкультминутки
• «Бумажные фантики»,
• «Свеча»
• «Мы бумагу мяли, мяли»
Дыхательная гимнастика
• «Бумажный комочек»
Речевые игры:
• «Закончи предложение»
• «Скажи наоборот»,
• «Бумажная, бумажный, бумажные»,
• «Так не бывает».
• Составление рассказов по схемам «Опиши предмет».
Стихи:
• «Я листок бумажный»
• «В сказочном царстве»
• «Шуршат осенние кусты» Ф. Усачев
• «Лист бумаги» С. Мехалков
• «Смешной цветок» Агния Барто
• «Под рукой оживают цветы» В. Н. Напреенко
• «Простой листок бумаги» Н. Колесова
• «Бумажный кораблик по имени "Книга" А. Сметанин
Сказки:
• «Сказка о бумажной фее» З. Литвинова
• «Сказка о бумажном маге» Ю. Марковцев
• «Сказка о бумажной балерине» Д. Новак
• «Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна
Рассказ:
• «Откуда пришла бумага?» Б. Житков
Загадки о бумаге.
Пословицы и поговорки о бумаге
Выставки поделок из бумаги :
• Букет для мамы
• Зайчик
• Веточка яблони
• Аквариум
• Рамки из бумаги ручной работы
• Ракета
• Нетрадиционное рисование комочками бумаги.
• Весенняя шляпа
• Папье-маше
Взаимодействие с родителями:
• Подбор информационного и наглядного материалов о бумаге.
• Сбор макулатуры
• Индивидуальный проект Влада Т. «Папье-маше»
• Конкурс бумажных изделий «Весенняя шляпа»
• Консультация для родителей:
«Нетрадиционные техники работы с бумагой»
«Волшебный мир бумаги»
«Игры с бумагой для детей и взрослых».
Четвертый этап: продукты деятельности и презентация проекта.
• Бумага, изготовленная своими руками.
• Выставка поделок из бумаги, совместно с родителями.
• Альбом «Виды бумаги»
• Показ шляп, изготовленных совместно с родителями.