ирина медведева
Проект «Мини-музей «Русская горница»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мини – музей «Русская горница»
Паспорт проекта:
• тип проекта: творческий;
• вид проекта: групповой;
• продолжительность: долгосрочный;
• участники проекта: воспитатели группы, дети, родители, педагоги.
Актуальность проекта
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, своей Родины. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.
Публикация «Проект „Мини-музей „Русская горница“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан мини-музеи «Русская горница».
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Программа проекта
Цель: приобщение детей к русской народной культуре, погружение детей в атмосферу старины.
Задачи реалиации проекта:
Для детей:
1. Развивать представления детей о русской культуре.
2. Воспитывать патриотические чувства.
3. Расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
4. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
5. Познакомить с русским народным костюмом, народными музыкальными инструментами.
6. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством.
7. Расширять и обогащать словарный запас детей.
8. Продолжать изучать малые фольклорные формы (сказки, песенки, потешки, пословицы).
9. Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Для родителей:
1. Расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
2. Организовать взаимодействие с родителями воспитанников через привлечение их к участию в воспитательно-образовательном процессе.
Для педагогов:
1. Повышать профессиональную компетентность педагогов попроблеме через различные формы методической работы консультация, семинар-пратикум).
2. Диссиминировать педагогический опыт среди коллег.
Проблема: недостаточные знания детей и их родителей о культуре и быте своих предков, забытые народные праздники, обряды, традиции.
Предполагаемый результат: реализация проекта расширит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап:
• изучение и подбор литературы по данной теме;
• составление перспективно-тематического плана;
• оформление книжной выставки «Русские народные сказки» (сказки, потешки, прибаутки и т. д.).
• подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций.
Основной этап:
• знакомство с русским народным костюмом;
• знакомство с декоративной росписью и прикладным искусством;
• знакомство с русскими народными музыкальными инструментами;
• знакомство с русскими народными праздниками, традициями и обычаями;
• Знакомство с многообразием предметов домашнего обихода;
• чтение русских народных сказок;
• выставка театров «Русская сказка»;
• организация образовательной деятельности «Хозяйка луга»
• работа с родителями: индивидуальные консультации;
• работа с педагогами: организация и проведение семинара-практикума «Секреты чайной церемонии», консультации «Краеведение как одна из форм патриотического воспитания дошкольников».
Заключительный этап:
• организация выставки рисунков «Волшебный мир сказок»;
• изготовление лэпбука «В гостях у сказки»;
• итоговые мероприятия: экскурсия картинную галерею им. Тихонова «Знакомство с русской народной игрушкой» (мастер-класс по изготовлению кукол»);
• родительское собрание «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» с представлением мультимедийного продукта «Мини-музей «Русская горница».
Работа с родителями (законными представителями)
Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями запланирована беседа «Быт русского народа». Родители принимают участие в организации итоговых мероприятий: «Бабушкины посиделки у самовара», ярмарка.
Формы работы с родителями (законными представителями):
• индивидуальные консультации;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, постер-консультации;
• обогащение предметно-пространственной среды группы: участие в попонение мини-музея экспонатами;
• оформление стенгазет «Мой любимый город»
• участие в конкурсах различного уровня.
Формы работы с педагогами:
• индивидуальные и коллективные консультации;
• семинар-практикум;
• творческий час «Ярмарка педагогических идей»;
• подготовка выступления для мероприятий дошкольного учреждения (разучивание русских народных танцев «Кадриль» и «Зимушка»).
Формы работы с детьми:
• беседы и рассказы о народных обычаях и традициях;
• рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне;
• Чтение художественной литературы;
• продуктивная деятельность (изготовление музейных экспонатов);
• рассматривание быта и посуды;
• заучивание потешек, прибауток, закличек;
• использование русских песен и танцев;
• разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
• проведение русских народных игр;
• знакомство с русской народной игрушкой (посещение картинной галереи им. Тихонова).
• создание макета «По страницам красной книги Алтайского края»
Результаты проекта:
У детей:
• проект способствовал формированию представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии;
• появился устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным, в окружающей действительности и произведении искусства;
• сформировались первые представления о культуре своего народа, обычаях, традициях;
• обогатился и расширился словарный запас детей;
• развились коммуникативные навыки, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;
• обогатились представления детей о культурном наследии своего народа.
У родителей (законных представителей):
• активизировался интерес к совместному участию в художественно-творческой, познавательной деятельности;
• сплотился коллектив родителей, детей и воспитателей.
У педагогов:
• повысился уровень профессиональной компетентности по вопросам нравсвтенно-патриотического воспитания дошкольников;