Макарова Екатерина
Проект «Создание метеостанции» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание метеостанции».
Подготовил воспитатель:
Макарова Екатерина Юрьевна
2021-2022 уч. г.
Долгосрочный проект в старшей группе №1
Тема: «Создание метеостанции».
Подготовила: Макарова Е. Ю.
Тип проекта : познавательный
Срок реализации: 7 мес
Публикация «Проект „Создание метеостанции“ в старшей группе» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы:
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Пояснительная записка: Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Цель проекта : создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с назначением метеорологической станции;
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами;
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- формировать представления о четырех частях света.
Вид проекта :
информационно – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект :
Старшая - подготовительная к школе группа.
Продолжительность проекта :
Октябрь 2021г. - май 2022г.
Этапы проекта :
Подготовительный:
обозначение цели проекта;
постановка задачи данного проекта;
определение сроков проведения проекта;
составление плана работы над проектом.
Основной:
изготовление приборов – помощников;
работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
Заключительный:
подготовка отчета с презентацией.
Предполагаемые результаты:
развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;
иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Запланированные формы работы по проекту :
1. Беседы
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
4. Опыты-эксперименты
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
8. Слушанье музыки
9. Работа с родителями
Содержание проекта :
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.
Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер (осадкомер, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ловец облаков).
Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- наблюдать за небом и облачностью,
- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
- с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
- измерять количество осадков с помощью дождемера,
- определять температуру воздуха с помощью термометра,
- с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,
- сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
Перспективный план работы над проектом
Дата/месяц
Тема Задачи Форма проведения.
Сентябрь Разработка проекта.
Изготовление метеостанции
Октябрь Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.
Презентация.
Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными явлениями
Беседа, загадки, заполнение журнала наблюдений.
Народные приметы
Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря»
Загадки планеты
Земля Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца
Беседа-путешествие
Ноябрь Профессия
метеоролог Познакомить детей с новой профессией.
Беседа о профессии метеоролог
Приборы на метеостанции Формировать представление о метеоприборах. Презентация
Какие приборы на нашей метеоплощадке познакомить детей с приборами – помощниками Презентация
Что такое компас? Формировать представление о частях света, познакомить с компасом Презентация компаса
Декабрь Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада
Что такое осадкомер. Познакомить со способами измерения осадков. Изготовление шкалы измерения осадков.
Мастер класс с воспитателями
Сколько садков Познакомить со способами измерения осадков. Измерение осадков, заполнение таблицы
Какие бывают термометры? Познакомить с термометром Заполнение таблицы
Январь
Задание для родителей: Картинка зимние явления
Мы – юные метеорологи Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке,
Февраль Что такое барометр? Познакомить детей с барометром Беседа.
Для чего нужен барометр? Познакомить со свойствами Мастер класс по изготовлению барометра, с воспитателями
Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами определения скорости ветра Занятие на метеоплощадке
Ветряной рукав
Знакомство с ветряным рукавом.
Рассмотреть, что собой представляет ветры, в результате чего оно возникает, что такое циклоны и антициклоны.
Установка ветряного рукава
Март
Флюгер
Познакомить со способами определения скорости ветра Установка флюгера.
Мастер класс с родителями по изготовлению флюгера.
Какая бывает почва. Познакомить с проницаемостью разных видов почвы. Занятие на метеоплощадке
Календари
Познакомить детей с разными календарями и дневниками наблюдений, которые использовал человек в разные времена, их значение для человека. Заполнение календаря погоды
Солнечные часы
Знакомство с видами солнечных часов Беседа «Влияние солнца на образ жизни людей и животных».
Апрель Дождемер, что это? Знакомство с дождемером Изготовление дождемера.
Явления в природе весной Рассмотреть, что собой представляет оттепель, в результате чего она возникает Измерение осадков на метеостанции на территории ДОУ
«Это волшебница - вода».
Повторить свойства воды.
Измерение осадков на метеостанции на территории ДОУ
«Взаимосвязь солнечной погоды и таяния снега». Познакомить детей с такими моментами явлений в природе, с закономерностью перехода утра в день и ночь. Измерение осадков на метеостанции на территории ДОУ
Май
Ловец облаков
Познакомить с ловцом облаков Рассмотреть, что представляют собой облака: как они образуются, какие виды облаков бывают и чем они отличаются друг от друга
«Солнце, воздух и вода наши –лучшие друзья». Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Итоговое мероприятие с детьми.
Фиксирование результатов наблюдений
Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений.
Работа с родителями
1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»
Цели: Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.
2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Цели: Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека
Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции :
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение
которого предвещает перемену погоды.
Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.
Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.
Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.
Осадкомер – служит для измерения количества осадков.
Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по солнцу в
любое время года.
Компас – это прибор, который помогает определить стороны горизонта.
Реализация проекта.
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.
Мама Фараоновой Ани подготовила для детей презентацию «Народные приметы о погоде».
С помощью родителей были созданы своими руками метеоприборы и оформлена площадка для метеостанции, уложена тротуарная плитка, высажены цветы.