ирина мельникова
Проект «Матрёшка — русская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта : информационный, практически– ориентированный.
Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя
Участники: воспитатель, дети младшего возраста, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Младший возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые годы жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Публикация «Проект „Матрёшка — русская игрушка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, памяти, воображению, мышлению, речи ребенка.
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что «игрушка всегда была действенным средством развитии психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщении ребенка к жизни взрослых».
В настоящее время современные родители очень мало уделяют внимание детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.
Цель:
• С помощью данного проекта вызвать познавательный интерес у детей и их родителей через национальную игрушку – «Матрешку».
• Воспитание интереса детей к народному творчеству на примере русской национальной игрушки «Матрешка».
• Систематизирование знаний детей о русской народной игрушке «Матрешка».
• Формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
• Овладение детьми игровыми действиями, отражающими известные им жизненные ситуации.
Задачи проекта :
• формировать интерес к русской культуре через знакомство с народной игрушкой «Матрешкой»;
• развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного творчества;
• обогащать словарь детей;
• расширять представления об окружающем мире;
• поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей;
• повысить родительскую компетенцию в вопросах воспитания и развития детей.
• Воспитывать бережное отношение к игрушкам и заботу о них.
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»;
• «Социально-коммуникативное развитие»;
• «Речевое развитие»;
• «Художественно-эстетическое развитие»;
• «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Пополняет и расширяет пассивный и словарный запас: игрушки, мягкие, деревянные, убираю, готовлю, укладываю и т. д.
• Умеет рассматривать картинку, узнавать в изображенном «Матрешку».
• Умеет понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.
• Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Заинтересованность детей и родителей темой русская народная игрушка.
Формы работы с детьми
• Организованная образовательная деятельность;
• Совместная игровая деятельность;
• Использование игровых приемов в режимных моментах;
• Чтение художественной литературы, использование сказок и малых фольклорных форм для обогащения игровой деятельности детей;
• Просмотр мультфильмов, слушание музыки;
• Игровая деятельность: подвижные игры, игры-хороводы, пальчиковые игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, словесные игры.
Формы работы с родителями:
• Папка-передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка».
• Индивидуальные беседы «Почему важно научить ребенка играть с игрушкой».
• Консультация: «Влияние театрализованной игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста».
Этапы работы над проектом :
Подготовительный:
• создание проблемы, подготовка цели и задач;
• подбор методической литературы, материала для детей;
• подбор дидактических, словесных, подвижных игр;
• работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Основной:
проведение мероприятий.
Заключительный:
• Выставка детского творчества «Красивая матрешка».
• Подведение итогов, анализ результатов по реализации проектов.
• Оформление результатов проектной деятельности (презентация).
• Создание центра «Матрешка – русская игрушка» в группе.
Реализация проекта :
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Формирование целостной картины мира с использованием видео презентации «Знакомство с русской матрёшкой».
Д/ И: «Построй матрешек по росту», «Разрезные картинки», «Подбери сарафанчик».
Д/И «Угадай игрушку по описанию».
Рассматривание альбома «Красавица Матрёшка».
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой «Матрёшкой» как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Отгадывание загадок о «Матрешке».
Стихотворения: И. Громова «Матрешка», С. Иванов «Ой ты барышня-матрёшка», С. Маршак «Восемь кукол деревянных», К. Липатова «Ах, матрёшечка – матрёшка», Э. Успенский «В матрешке «размером поменьше немножко».
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Музыкальные произведения: «Матрешка» (муз. Т. Варовиной, сл. В. Семернина); «Русская матрешка» (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой, «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской).
Ряжение в «Матрешек».
ООД по рисованию «Красивые матрешки» (нетрадиционная техника – рисование пальчиком).
Раскрашивание раскрасок «Нарядные матрешки».
Образовательная область: «Физическое развитие».
Физкультминутка «Дружные матрешки».
Пальчиковая гимнастика «Веселая Матрешка».
Итоговое мероприятие:
Организованная образовательная деятельность по рисованию «Красивые матрешки» (нетрадиционная техника – рисование пальчиком).
Продукт проекта :
Центр «Матрешка – русская игрушка» в группе.
Выставка поделок.
Вывод:
В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой, некоторыми техниками нетрадиционного рисования, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с Матрёшкой.
Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх и художественно - творческой деятельности.
Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.
Литература:
1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2009. - 286 с.
2. Антонова Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007. - 288с.
3. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы / М. А. Васильева. - М. : Просвещение, 2006. - 112 с.
4. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
5. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2002. - 283 с.
6. Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством.