наталья лазуткина
Проект математико-экономического развития дошкольников старшего дошкольного возраста «Гномы Экономы»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение ребенка к миру экономической действительности — одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня — это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике.
Ребенок прежде всего познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, полу-чает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Публикация «Проект математико-экономического развития дошкольников старшего дошкольного возраста „Гномы Экономы“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти, приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Основная форма обучения — игра.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры, например: «Кондитерская фабрика», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет».
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) — это своего рода праздники — яркие, необычные, таинственные: особый интерес вызывают развлечения «Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», «Бизнес-клуб», «Аукцион».
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (И. В. Липсиц, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова, Э. Успенский, В. М. Романов, Т. А. Смирнова, Р. С. Лукьянова и др.).
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Проект «Гномы Экономы в детском саду»
Цель: Формирование основ экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста, приобщение дошкольников к миру экономической действительности.
Задачи:
1. Освоение экономической природы вещей, предметов, изделий.
2. Расширение представлений о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом.
3. Формирование желания заниматься изготовлением товара.
4. Учить самостоятельно пользоваться денежными единицами.
Январь
Совместная деятельность педагога.
Занятие по подразделу «Предметный мир»
Тема «Путешествие в страну товаров»
Деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций товаров, которые украшают нам быт.
2. Изготовление сувениров из оригами.
Взаимодействие с родителями.
Лепка «Народная игрушка»
Продукт проекта.
1. Коллективное изготовление коллажа «Как путешествуют товары».
2. Выставка «Народная игрушка»
Февраль
Совместная деятельность педагога.
Игра «Путешествие товаров»
Игровая ситуация «Бартер»
Деятельность детей.
Рассматривание картин.
Чтение сказок. Наблюдение за работой завхоза по приему продуктов, их оприходованию и выдаче.
Взаимодействие с родителями.
Организовать наблюдение за путешествием товаров, например, бытовой техники
Беседа «Товар как средство об-мена между людьми»
Продукт проекта.
Составление экономических кроссвордов
Март
Совместная деятельность педагога.
Проблемная ситуация «Как можно узнать о товаре»
Сюжетно-дидактическая игра «Банк»
Деятельность детей.
Игра «Угадай, какая это профессия»
Игра «Монеты»
Взаимодействие с родителями.
Подбор в домашних условиях журналов о рекламе
Изготовление денег для игры
Продукт проекта.
Рисование рекламы
Апрель
Совместная деятельность педагога.
Проблемная ситуация «От чего зависит цена товара»
Деятельность детей.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Взаимодействие с родителями.
Подбор пословиц и поговорок
Май
Совместная деятельность педагога.
Проблемная ситуация «Удачная покупка»
Деятельность детей.
Сюжетно-ролевая игра «Рынок»
Сюжетно-ролевая игра «Производство Горизонтика»
Взаимодействие с родителями.
Изготовление выпечки и поделок для ярмарки
Продукт проекта.
Развлечение «Кузнецкая ярмарка»
Организация предметно-пространственной среды при реализации проекта «Гном Эконом в детском саду»
Центры Оборудование
Мы читаем 1. Выставка рекламных проспектов.
2. Фотографии банков, магазинов, организаций.
3. Пословицы и поговорки.
Центр творчества 1. Коллаж «Как путешествуют товары».
2. Выставка детских работ. Ярмарка.
3. Книга-ширма «Путешествие рубля»
Музыкальный уголок Частушки, детские песни.
Сюжетно-ролевая игра 1. Сюжетно-ролевая игра «Банк»
2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
3. Сюжетно-ролевая игра «Рынок»
4. Сюжетно-ролевая игра «Производство Горизонтика»
Уголок ряжения Спецодежда (элементы) по различным профессиям