Светлана Шкляр
Игры для развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-речевых способностей у детей-это одна из главных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Но, к сожалению, образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста-большая редкость в наше время.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Я считаю, что одним из эффективных и интересных методов, позволяющих развивать речь дошкольников является работа над созданием нерифмованных стихотворений-дидактического синквейна.
Но, чтобы научиться составлять синквейн, необходимо уметь анализировать, обобщать, подбирать слова-действия и слова-определения, иными словами иметь богатый словарный запас.
Для формирования словарного запаса и расширения активного словаря детей я начала со своими воспитанниками старшего дошкольного возраста активно использовать различные игры для развития речи.
Хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Игры для развития лексической стороны речи
(формирования словаря)
1.«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Ход игры : собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
2. «Скажи по-другому»
Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.
«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».
«Мокрый» - «сырой, влажный» и т. д.
Игры для формирования грамматически правильной речи дошкольников
1. «Назови больше действий»
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих осенним явлениям природы.
" Листья что делают? "(Желтеют, падают, кружатся, летают, ложатся, краснеют, сохнут, шуршат, лежат)
"Дождь что делает?" (Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
"Солнце что делает?" (Светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает)
" Что делает трава осенью?" (Сохнет, желтеет, ложится, стареет, увядает, засыхает)
"Что делают птицы осенью?" (Улетают, летят, собираются, перелетают)
Подобные игры можно проводить по всем временам года.
2.«Подбери слова»
Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.
• Зимой какое небо? (Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное)
• Весной небо какое? (Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное)
• Весной солнце какое? (Яркое, лучистое, тёплое, ласковое)
• Трава весной какая? (Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая)
3.«Узнай предмет по определению»
Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Солнечный, весёлый…
Ясная, холодная…
Серое, хмурое…
Яркая, желтая,разноцветная…
Сохнет, исчезает, желтеет…
Улетают, собираются…
4. "Подбери определение"
Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.
К слову "Яблоко" (спелое, сочное, румяное, вкусное)
и т. д.
5. "Кто что делает?"
Цель: Учить подбирать слова-действия
Повар. (варит, жарит, готовит, печёт.)
Лист. (падает,кружится,летит,растёт,.)
Также мои воспитанники очень любят играть в лото "Свойства предметов"