Светлана Иванова
Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста и условия её развития
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
1. Анализ состояния проблемы одаренности в психолого-педагогической науке.
В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Публикация «Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста и условия её развития» размещена в разделах
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует значительная часть детей.
Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок увлеченный техникой дома строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.
По мнению О. М. Дьяченко, в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны сделать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, что одаренность они пока не смогли увидеть.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, Лейтес Н. С. считает, что следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности (в отличие от одаренности взрослого человека). Одаренность конкретного ребенка в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Как считает педагог Попова Л. В., у детей, опережающих свой возраст, переплетение возрастных и, собственно индивидуальных черт обнаруживается довольно остро, а то и драматически. Нелегко бывает примириться с тем, что ранние успехи, с которыми могла связываться надежда на дальнейший подъем необычных умственных сил, порой оказываются по преимуществу выражением возрастного этапа развития. Показательны случаи, когда привлекающие к себе внимание достоинства происходят за счет таких возрастных особенностей, которые не имеют долгосрочного значения. Например, не следует слишком обольщаться, когда ребенок обнаруживает избирательное тяготение к оперированию абстрактными понятиями, с также схемами, планами. Со временем может выясниться, что более конкретный, содержательный анализ, который потребуется на последующих возрастных этапах таких детей будет затруднять. Так что сама по себе ранняя готовность к систематизации, к манипулированию общими понятиями, создающая видимость одаренности. Еще недостаточно для предвидения будущего этого ребенка.
Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции» : «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» .
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.
Раннее развитие способностей дошкольника существенно сказывается на всем стиле поведения и формирования его личности. Такому ребенку нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, во время контрольных работ и экзаменов. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, определенных навыков преобразовывать обстоятельства в соответствии поставленными перед собой целями.
Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к одаренности своих детей. Некоторые, обнаруживая у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
Цель инновационной деятельности – провести исследования среди детей дошкольного возраста по выявлению одаренных детей, разработать и апробировать программу по психологической поддержке интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста.
Объект инновационной деятельности – учебно-воспитательный процесс, организованный в ДОУ по работе с одаренными детьми.
Предмет инновационной деятельности – психологическая поддержка интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста.
Гипотеза инновационной деятельности строится на предположении о том, что процесс развития одаренности детей дошкольного возраста будет эффективен, если будут выявлены особенности развития одаренности детей дошкольного возраста и будет разработана и апробирована программа психологической поддержки для работы с одаренными детьми, способствующая развитию интеллекта.
Задачи инновационной деятельности:
1. Проанализировать состояние проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ на современном этапе развития психолого-педагогической науки.
2. Выявить особенности одаренности детей дошкольного возраста через понятия и категории: одаренность, способности, творчество, интеллект.
3. Разработать и апробировать программу психологической поддержки интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста.
4. Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.
5. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в этом направлении.
6. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть
7. Создать единый банк по выявлению и развитию одаренных воспитанников.
Структура проекта программы имеет вид логарифмической спирали, которая имеет 2 уровня: базовый (мотивация + интеллект + креативность = одаренность, который раскрывает структуру личностного потенциала, и содержательный, на котором представлены блоки, составляющие структуру программы развития умственных и творческих способностей. В проекте программы их выделено 7.
Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения.
Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.
В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать выяснение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками, со взрослыми. Наличие или отсутствие различных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии психики ребенка и другие параметры.
Помимо указанной прикладной психодиагностики специальную область составляют диагностические исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования могут включать весьма широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами, характеризующими одаренность, и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т. п.
Основными методами являются наблюдение и эксперимент. Наш объект изучения – ребенок. Он сам себя выражает, и с помощью наблюдения много можно узнать. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдения за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявит то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том состоит, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.
Существует так называемый естественный эксперимент, когда, например, организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может не знать, что за ним специально наблюдают. И здесь можно вызывать и повторить интересующее нас явление. Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей :
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.); использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.)
При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения); преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.
При выявлении одаренных детей, как было сказано раньше более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т. п.);специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.
Специальную область составляют экспериментально психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен процесс в практической деятельности, связанной с выявлением и развитием одаренных детей.
Научная новизна инновационной деятельности заключается в том, что в разработанной программе предложено оригинальное концептуальное, теоретическое и технологическое решение научной проблемы по выявлению одаренности и ее развития у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как открытой системы.
Представлен научный анализ психолого-педагогических исследований, раскрывающих подходы к рассмотрению феномена творческой способности. Даны различные трактовки понятия способности как качества личности, различные ее виды, а также развитие способности в онтогенезе. Рассматривается специфика одаренного ребенка на этапе дошкольного детства.
Обращается внимание на связь понятий «одаренность» с категориями: «творчество», «творческий потенциал», «творческая интеллектуальная активность», «творческий процесс». Отмечается, что наличие потребности в творчестве (процессе) является основным показателем одаренности. Именно степень одаренности субъекта определяет уровень и интенсивность творческих способностей, который возникает только в результате благоприятных сочетаний многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых умений и навыков, наличия проблемных ситуаций, специального окружения (необходимой среды).
Указывается, что способность проявляется в деятельности и через деятельность.
Установлены педагогические условия и факторы выявления одаренности у детей дошкольного возраста.
Факторы, способствующие выявлению и развитию одаренности
• Широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми.
• Взрослое окружение, выступающее как образец для подражания.
• Демократический стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми.
• Разрешение ребенку эмоционального самовыражения.
• Активная, деятельная позиция взрослых.
• Раннее приобщение ребенка к самостоятельному труду.
• Приобщение к радости познания через собственный опыт, путешествия.
• Положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка.
Опираясь на подходы В. И. Слободчикова, в программе была уточнена и развита рассматриваемая классификация критериев и показателей (индикаторов) инновационной деятельности и сопровождена конкретным обоснованием:
Общие критерии
1. Новизна инновационной программы заключается:
• в совершенствовании существующей образовательной ситуации за счет функционирования детского сада как открытой системы;
2. Масштабность. Инновационная программа предполагает изменение в образовательной практике на региональном уровне.
3. Системность. Инновационная программа носит системный характер, поскольку расширяет и углубляет содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (направление «Творческая способность»). В качестве одного из ведущих принципов освоения старшими дошкольниками представленного содержания определен системно-деятельностный подход, обеспечивающий становление личности старшего дошкольника как субъекта образовательной деятельности.
4. Транслируемость. Идеи инновационной программы транслируются широкой педагогической общественности:
• через публикации опыта инновационной деятельности в научных сборниках, профессиональных журналах, методических пособиях;
• участие в научно-практических конференциях;
• через проведение мастер-классов, участие в методических объединениях.
Специальные критерии и показатели
1. Полнота структуры инновационной программы представлена обоснованием актуальности темы инновационной деятельности, выявлением существующих проблемных областей (проблема приобщения детей дошкольного возраста к творческой деятельности, существующая в теории и практике дошкольного образования; недостаточная проработанность в педагогической практике ДОУ требований к функционированию ДОУ как открытой системы); постановкой четкой целей, формирование задач, конкретизирующих и уточняющих общую цель инновации;
2. Степень проработанности структурных компонентов. Создана концепция инновационной деятельности, логически связывающая между собой два основных блока (функционирование ДОУ как открытой системы и организацию творческой деятельности дошкольников, их цели, задачи, содержательные и организационно-технологические линии.
Частные критерии и показатели
1. Реалистичность. Все идеи, цель, задачи, заявленные в программе инновационной деятельности, соответствуют образовательной ситуации. В МБДОУ МО №3 созданы все необходимые условия для их реализации.
2. Реализуемость (ресурсное обеспечение) инновационной программы обеспечивается тем, что определен круг лиц, вовлеченных в инновационную деятельность – это, прежде всего участники творческой группы, весь педагогический состав ДОУ социальные партнеры, воспитанники старших групп. Каждому субъекту инновационной образовательной деятельности четко определено свое функциональное место, чем и обеспечиваться включенность в реализацию инновационных идей
3. Инструментальность (управляемость). В инновационной программе прописаны: механизм ее реализации, содержание, организационные формы, способов и методы инновационной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование результатов исследования позволит совершенствовать процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, а также позволяет обосновать содержательные аспекты психологической помощи детям с признаками одаренности в учебно-воспитательном процессе ДОУ.