Папки-передвижки

Проект «Масленичная неделя» (вторая младшая группа)

Тамила Кособокова
Проект «Масленичная неделя» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

"МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ"

(вторая младшая группа «Капитошка»)

Кособокова Тамила Борисовна,

воспитатель

Цели:

- Знакомство детей с народным праздником Масленица; - Способствование общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;

- Воспитание любви к своей Родине.

Публикация «Проект „Масленичная неделя“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах

Задачи проектной деятельности :

• Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица с характерными для него обрядами;

• Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства;

• Пробуждать интерес к истории русского народа;

• Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

Период: краткосрочный (9 марта по 12 марта)

Актуальность:

Педагоги всегда относились к носителям русской народной культуры. Фольклор отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклорно-игровой деятельности.

Тема проекта «Масленица» является актуальной, так как в результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, навыки коллективной игры, узнают новые песни, пляски. Структура проекта позволит сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной культуре, воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к русским традициям.

План реализации проекта :

- сбор информации об истории праздника;

- подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний», «Масленица»;

- показ презентации по теме «Широкая Масленица;

- организация выставки детских работ;

- проведение цикла занятий на тему «Масленица».

Средства:

• Художественное слово

• Рассматривание игрушек народных мастеров

• Знакомство с лоскутным рукоделием

• Музыка

Ожидаемый результат:

- Получение первичных представлений о празднике Масленица;

- Получение представлений о народных играх, обрядах;

- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;

- Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

I этап.

Подготовительный:

1. Подборка материала, пособий, литературы по теме.

2. Проведение бесед с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица

3. Чтение детям сказок, рассказов.

4. Загадывание загадок о временах года и их признаках.

5. Разучивание стихотворений песен, пословиц, поговорок, примет.

6. Подготовка презентации по теме «Широкая Масленица».

II этап.

Практический:

Дни недели Виды совместной деятельности воспитателя

с детьми Образовательные области

УТРО ВЕЧЕР

Вторник

09марта Беседа: «Что такое Масленица»

Показ презентации «Широкая Масленица»

Разучивание масленичных

игр-забав:

«Гори, гори ясно»

Под. игра «Карусель»

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише! Не спешите!

Карусель остановите!

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра!

Познание

Коммуникация

Социализация

Худ. творчество

Физ. культура

.

Среда

10 марта Пение масленичных обрядовых Масленицы. песен и закличек, частушек.

Практическое занятие

«Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирогу»

Чтение и обсуждение русской народной сказки "Снегурочка" Худ. творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Труд

Пятница

12 марта Практическое занятие: «Приглашаем гостей на блины с припеком» Рисование «Солнышко»

Поделка из бумаги:

«Масленица»

пальчиковая игра

«Солнышко-ведрышко» Худож. творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Мелкая моторика

Труд

Приложение №1.

ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

Катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

Приложение №2.

Заклички.

1. Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься!

4. Ну – ка, Солнце, просыпайся

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить

Приложение №3.

Частушки

1. Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья. Марья и Катюша

Песни петь пришли сюда

2. У меня всего три шали

Все они пуховые

Мы девицы молодые

Девушки бедовые

3. Сшила платье из капусты

Огурцом отделала

Рассердилась, платье съела

Что же я наделала?

4. Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один ишь дать

5. Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда

Приложение №4.

Хороводная игра «Ровным кругом»

Слова к игре:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так.

Общий танец «Топа – топ»

Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ

Топа – топа, топа-топ

Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп

Хлопай, хлопай, хлопай хлоп

Прыг да скок, прыг да скок

Прыг да скок да прыг да скок

Ножку – раз, ножку – два

Вот как пляшет детвора

Сели – встали, сели – встали

И нисколько не устали и т. д.

Игра «Масленица»

Слова к игре: А я — масленица

Со платочком хожу

К вам сейчас подойду

(между детьми) На плече платок лежит

Кто быстрее побежит?

Логоритмическая игра «Радуга – дуга»

Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге (идут по кругу)

Мы ногами топ – топ – 2 раза

А под нами, а под нами ходят тучи с облаками

Шлеп, шлеп…. (шлепки по коленям)

Мы, как птицы полетели

Хлоп…. (машут руками)

И на облако присели, стоп! (приседают)

Приложение №5.

Пословицы и поговорки.

• Блины брюхо не портят.

• Не все коту масленица, будет и Великий пост.

• Не житье-бытье, а Масленица.

Масленица идет, блин да мед несет.

• Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

• Блин добр не один.

• Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.

Приложение № 6

Дни Масленицы. Названия

Первый день Масленицы : Понедельник - «встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.

Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».

Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Второй день Масленицы - «заигрыши»

С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.

Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком, на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем - конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) - это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.

В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.

Третий день Масленицы - «лакомка»

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.

Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».

Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»

На этот день приходилась середина масленой гульбы : позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и засыпали их по самую шею.

Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».

Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день

Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Шестой день Масленицы - золовкины посиделки

Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.

Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.

Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник

С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост. Что такое Великой Пост?

Великий Пост является самым древним, главным, строгим и длительным среди постов, установленных православной церковью, Он длится в течение 7 недель от Прощёного воскресенья до самой Пасхи. Во время поста запрещается: устроительство и участие в играх; пение, танцы, слушание музыки, смех и вообще бурная радость, просмотр телевизионных программ (кроме информационных, вступление в брак. Нельзя врать, сквернословить, осуждать кого-либо. Первая и последняя неделя поста являются особо строгими.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Цветочный вальс» (вторая младшая группа)Педагогический проект «Цветочный вальс» (вторая младшая группа) Тип проекта: познавательно-творческий Продолжительность:с 1 марта по 30 мая Состав участников: группа Участники проекта:воспитатели,дети,родители.

Проект «Как на Масленой неделе»  (вторая младшая группа)Проект «Как на Масленой неделе»  (вторая младшая группа) Цель проекта: познакомить с русским народным праздником Масленицей с его обычаями и традициями. Задачи: - Формировать первоначальные.

Паспорт проекта «Книжкина неделя» (вторая младшая группа)Паспорт проекта «Книжкина неделя» (вторая младшая группа) Проект «Книжкина Неделя» вторая младшая группа Паспорт проекта Адресация проекта: проект предназначен для детей второй младшей группы. Руководитель.

Проект «Наши защитники Отечества» (вторая младшая группа)Проект «Наши защитники Отечества» (вторая младшая группа) Проект " Наши защитники Отечества" 2 младшая группа (краткосрочный) Длительность: 2 - 3 недели. Участники: воспитатель, дети 2 младшей.

Проект «Неделя Нептуна» (вторая младшая группа)Проект «Неделя Нептуна» (вторая младшая группа) Проект «Неделя посвященная празднику Нептуна» Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания.

Проект «Огород на окне» (вторая младшая группа)Проект «Огород на окне» (вторая младшая группа) Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников) ПРОБЛЕМА: Во время бесед с детьми,.

Проект «Осень-запасиха» (вторая младшая группа)Проект «Осень-запасиха» (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 41» Проект «Осень- запасиха» 2020 г. Вторая младшая.

Проект «в гостях у Дымки» вторая младшая группаПроект «в гостях у Дымки» вторая младшая группа .

Проект «В гостях у сказки «Теремок» (вторая младшая группа)Проект «В гостях у сказки «Теремок» (вторая младшая группа) .

Проект «Визитная карточка» (вторая младшая группа)Проект «Визитная карточка» (вторая младшая группа) Длительность проекта: краткосрочный. Цель: 1. создание визитной карточки второй младшей группы. 2. Создание оптимальных условий, способствующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Масленичная неделя» (вторая младшая группа)
Опубликовано: 12 марта 2021 в 22:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Масленичная неделя» (вторая младшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Тамила Кособокова (УИ 2417139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД