Татьяна Ивановна
Проект «Малыши-крепыши» по профилактике плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «МАЛЫШИ-КРЕПЫШИ»
Профилактика плоскостопия
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.
Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
Публикация «Проект „Малыши-крепыши“ по профилактике плоскостопия» размещена в разделах
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Проекты
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.
Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.
Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;
2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;
3. Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;
4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;
5. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.
Продолжительность проекта : долгосрочный- 2021-2025
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.
Направленность проекта : коррекционно-оздоровительная.
Вид: здоровьесберегающая педагогическая технология.
Образовательная область: “Здоровье ”
Области интеграции: “Познание”, “Социум”, “Коммуникация”, “Творчество”.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Задачи для работы с детьми:
Сохранение и укрепление здоровья.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма.
Педагоги группы
Задачи для воспитателей:
Обеспечение физического и психического благополучия воспитанников.
Повышение уровня педагогической компетентности.
Обобщение и распространение педагогического опыта.
Родители воспитанников
Задачи для работы с родителями:
Повышение уровня компетентности по теме проекта.
Расширение знаний родителей о практических умениях и навыках детей в области “физическое развитие”.
Формирование активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
Привлечение родителей к созданию условий в группе для профилактики плоскостопия у детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ
беседы
объяснение
разучивание комплексов
заучивание поговорок, считалок
показ
самостоятельная деятельность детей
индивидуальная работа с детьми
анкетирование
консультирование
индивидуальные беседы
показ
объяснение
совместная деятельность с детьми
мастер класс (изготовление нестандартного оборудования)
презентация пособий
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
- Анкетирование родителей об актуальности мероприятия.
- Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.
- Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей.
- Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.
- Изготовление нестандартного оборудования.
- Подбор рекомендаций для родителей.
- Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.
Основной
Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
-Основные упражнения движений:
“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”
- Беседы - рассуждения с детьми:
“Что значит здоровые ноги”,
“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,
“Как заботиться о ногах”,
чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”.
- Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.
- развлечение “Путешествие в лес”,
- Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования.
- Обучение родителей упражнениям для профилактики плоскостопия
- Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: «У моего ребенка плоскостопие», «Что такое плоскостопие», «Диагностика плоскостопия», «Профилактика плоскостопия», «Лечебная гимнастика при плоскостопии», «Методика лечебной гимнастики», «Специальные упражнения для профилактики плоскостопия»
Заключительный
- Анкетирование по теме проекта (сравнительный анализ).
- Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”.
- Презентация материалов проекта
-Трансляция опыта среди педагогов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.
Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.
Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.
Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.
Развлечение «Путешествие в лес»
Задачи:
1. Развитие мышечно-связочного аппарата стопы и голени.
2. Увеличение подвижности в суставах стоп.
3. Учить детей приемам самомассажа и упражнениям, направленным на укрепление мышц стопы.
4. Упражнять в ходьбе по ребристым и массажным дорожкам.
5. Подъем эмоционального тонуса и чувства коллективного взаимодействия.
Организационное обеспечение:
ребристая доска - 2шт, гимнастический канат, гимнастические палки, гантели – 5шт, коврики массажные- 4шт, массажные мячи-10шт, гимнастический мат -2шт, бубен, обруч- 2шт, магнитофон.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное задание, мы с вами отправимся в лес. В лесу летом буйная зелень, высокие, могучие деревья, кустарники. Ребята, дорога трудная и опасная, вы готовы преодолеть? (Ответ детей).
«Направо! За направляющим шагом - Марш!»
Ходьба в колонне по одному с препятствиями:
• ходьба на носках, руки вверх: Какая высокая трава (ходьба на ковре, на носках, руки прямые вверх: колени не сгибать, спина прямая).
• ходьба на пятках, руки за голову: Впереди лужи (ходьба на пятках, руки за голову: спина прямая, соблюдаем дистанцию, локти отведены назад).
• ходьба в полуприседе: Какой-то подозрительный шум в лесу, идем тихо-тихо (ходьба в полуприседе на носках, руки на пояс: следим за осанкой, голову не отпускать, пятками не наступать) .
• ходьба на внешней стороне стопы: Это медведь идет (ходьба на наружной стороне стопы, руки на плечах).
Бег: - Пробежимся по ровной тропинке. ( легкий бег по кругу: руки согнуты в локтях, на носках, дыхание носовое, соблюдать дистанцию) .
- Захлестыванием голени: (захлестыванием голени – на носках, руки за спиной; пятками касаемся ладошки) .
- Высоким подниманием бедра
- бег на носках
Воспитатель: Давайте восстановим дыхание.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхание:
Тихо-тихо мы подышим,
Как мы дышим, мы услышим.
И. п. – основная стойка
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
II. Основная часть
Воспитатель: В лесу опасностей много. Ребята, давайте понаблюдаем за жителями леса. А какие животные обитают в лесу? Выполним комплекс упражнений, изображая животного.
Общеразвивающие упражнения.
1. “Обезьяны поднимаются на пальму за кокосом”.
И. п. – правая рука поднята вверх в кулак и левая нога согнутая поднята вверх.
1 – менять положение рук и ног
2 – и. п. (имитировать лазание вверх). – Спину держать прямо, ногу поднять высоко, носок оттянуть. (6-8 раз) .
2. «Танцующий слоненок»
И. п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной в «замок»
Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать, спину держать прямо)
3. “Лев рычит”.
И. п. – стоя на коленях
1-2 – прогнуться, голову назад (вдох)
3-4 – округлить спину, голову вниз (выдох) со звуком “р-р-р”.( 6-8 раз)
4. “Носорог”.
Носорог бодает рогом – не шутите с носорогом.
И. п. – лежа на спине, руки согнуты на затылке.
1 – согнуть правую ногу вперед
2 – сгибая туловище вперед, коснуться локтями колена – подняться выше.
3-4 – и. п.
5-8 – то же с левой ноги. (6-8раз) .
5. «Обезьянки непоседы»
И. п. – сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест – накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол, руки за спиной в замок.
1-2 встать; 3-4 – стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп
5-6 – сесть; 7-8 – вернуться в и. п. сохраняя правильную осанку.
6. “Обезьяны прыгают”.
И. п. – ноги слегка расставить, руки согнуты, пальцы врозь.
Прыжки со сменой положения ног, руки при этом то сгибаются, то выпрямляются по очереди – прыгать легко на носках, дыхание не задерживать.
Основные виды движений (выполнять поточным способом)
Воспитатель: У нас в лесу есть поляна, мы на ней устраиваем большой праздник. Давайте, я поведу вас на поляну игр. За мной (дети переходят к нестандартным оборудованиям)
Ура! Пришли мы все сюда,
Солнце, воздух и вода
На прогулке с нами.
Воспитатель: Ребята, прежде чем поиграть на этой поляне, мы должны поупражняться.
1. Ходьба по ребристым дорожкам, руки на пояс – ребята, смотрите, в какую чащу мы зашли. Это сплошная стена из высоких елей и зарослей кустарников. Идем по узкой тропинке;
2. Ходьба «Елочкой» - (канат)
3. Пролезание сквозь тоннель «в пещере». (пролезание под дугой)
4. Ходьба по «кочкам» (круглые мягкие модули)
5. Ходьба по «колючей травке» (массажные коврики)
6. Ходьба по «мелким камушкам» (коврик с пробками)
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята я вами довольна, теперь поиграем в игру.
Игра «Бездомный заяц».
Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие-зайцы занимают себе «домики». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой «домик», тогда ребенок, стоящий в этом «домике» должен сейчас же убегать, потому что он теперь бездомный заяц и его догоняет охотник.
Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.
Воспитатель: Нам пора возвращаться обратно, следующий раз мы обязательно придем сюда, в этот лес, на этот чудо остров.
Воспитатель: Направо! За направляющим шагом - Марш (руки через стороны вверх вдох, руки вниз выдох)
- Вот мы и вернулись домой. Для того, чтоб нашим ногам вернуть силу, мы с вами сделаем массаж.
Массаж стоп.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что нужно делать для того, чтобы наши ножки были здоровыми? (ответы детей) Вы все сказали правильно, молодцы!
Воспитатель: Скажите, что помогло вам в нашем путешествии? Что больше всего запомнилось? А что вызвало трудности?
Мне понравилась, как вы дружно справились заданиями. На этом наше занятие закончено. Молодцы!
Конспект занятия по ЗОЖ
“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”
Материал: Рисунки с изображением стопы; гимнастические палки и листы бумаги по числу детей, мяч, гимнастические обручи.
Задачи: Познакомить детей с заболеваемостью ног — плоскостопием. Учить выполнять физические упражнения для профилактики плоскостопия.
Ход занятия
В. Ногам человека приходится нелегко. Они загружены значительно больше, чем лапы четвероногих животных: ведь у человека только две ноги поддерживают вес всего тела. И чтобы человек мог ходить или бегать, обе ноги должны быть здоровыми, в то время как животные могут бегать и на трех лапах.
Вот как можно избавиться от плоскостопия : (дети выполняют упражнения)
1. Пальцами босых ног подбирать с пола небольшие шарики, предметы.
2. Бегать и прыгать как можно больше. Физические упражнения укрепляют слабые мышцы и связки стопы.
3. Встав лицом к стене, на расстоянии 20-30 см., упереться в нее ладонями, плавно покачиваться вперед назад, не отрывая подошвы и пяток от пола.
4. Очень полезно ходить на носочках, на наружной стороне стопы.
5. Ходьба, поджав пальцы ног.
В. А сейчас сделаем несколько упражнений для профилактики плоскостопия.
— прокатывание ступнями гимнастических палок;
— движение стоп, подошвенное сгибание с поворотом внутрь;
— ходьба в полуприседе;
— прыжки на двух ногах, ноги вместе-врозь.
Очень полезная игра с мячом ногами. Предлагаю игру: «Ловите мяч ногами», (Дети играют в игру.)
Еще я знаю игру, которая используется для профилактики плоскостопия. Называется игра «Зайчики». Зайчики сидят в обруче (норке). Я буду читать стихотворение: Зайки любят грызть морковку, Любят и капусту грызть. Ну-ка, прыгай, зайка, ловко. Только волка берегись.
Зайчики выпрыгивают из норок, а тут появляется волк. Он пытается поймать зайцев, которые снова запрыгивают в обруч.
В. Теперь снова походим на носках. Садитесь на скамейки, будем рвать с вами бумагу — это очень хорошее упражнение для стоп и проведем массаж стоп. Массаж: ступни и пальцев ног.
Пальчики на ножках
(Дети массируют «вращают»руками пальчики на ногах.) Как на ладошках. Я их смело покручу И шагать начну. Разведу вперед-назад.
(Один палец тянуть рукой на себя, другой — от себя.) На этом наше занятие закончилось. Берегите свои ноги!