Алексеева Лариса
Проект «Любовь к Отчизне»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Отчизне
Муниципальное бюджетноедошкольное образовательное
учреждение детский сад № 5 "Радость"
г. Ногинск
Проект «Любовь к Отчизне».
Направление: нравственно-патриотическое воспитание.
Проект : коллективный.
Характер контактов: дети, родители, воспитатели.
Проект по доминирующей деятельности: информационно – практико-ориентированный.
Сроки:долгосрочный.
Заявитель: дети старшего дошкольного возраста
Авторы проекта : воспитатель Алексеева Л. Н.
Темочки:
2015-2016 гг
Введение.
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постепенно расширяясь, эта
любовь переходит в любовь к Родине, ее истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев
«Понятие гражданское воспитание» является относительно новым для дошкольного образования, воспитывать гражданина - это значит готовить человека к участию в решении государственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на его благо.
Понятие «патриотизм» включает себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.
(Педагогика; Большая современная энциклопедия. – Мн., 2005г.)
Актуальность: Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально- культурным традициям.
Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, осуществляться в повседневной жизни и во время непосредственно образовательной деятельности. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи патриотического воспитания:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения кпредставителя других национальностей, сверстникам, их родителям, другим людям.
Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Методы и приемы: Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать социальные явления. Методы должны стимулировать проявление любознательности, активности, выражения чувств. Это:
Методы, повышающие познавательную активность;
Методы вызывающие эмоциональную активность;
Методы, стимулирующие взаимодействие разных видов представлений;
Методы коррекции и уточнения детских представлений.
Данные методы должны реализоваться через игру – основной вид деятельности дошкольников.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность патриотических чувств в процессе реализации целей и задач проекта :
Бережное и уважительное отношение к истории и культуре своего народа.
Имеет определенные значения о государственной символике РФ: герб, флаг, гимн (узнает их, имеет представление о назначении).
Имеет знания (представления) о родном крае: географическое расположение, природные богатства края и др.
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
3. Способность воспринимать и анализировать русское народное искусство (литературу, живопись, изделия русского народного творчества и т. п.); выражать свое мнение по предлагаемым вопросам.
4. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо своей Родины.
I этап – подготовительный.
Сентябрь
1. Выбор темы проекта.
2. Подбор и изучение методической литературы.
3. Подбор игр и оборудования.
4. Создание развивающей среды.
5. Создание условий для изобразительной деятельности.
6. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
7. Составление плана тематических мероприятий к проекту «Любовь к Отчизне».
II этап - реализация проекта.
1. Тематический план работы проекта по теме «Любовь к Отчизне».
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми
Октябрь
1-я неделя «Детский сад» Познакомить детей с работой работников д/с, заведующей, завхозом, поваром. Беседы: о детском саде, о сотрудниках д/с. Изготовления альбома «Как мы живем в детском саду». Экскурсия по детскому саду.
2-я неделя «Родной город» Сформировать первоначальное представление о родном городе как малой родине детей. Занятие «Родной город». Беседы: «Моя улица», «Дома бывают разные», «Городские здания». Рассматривание иллюстраций и фотографий города. Рисование «Мой дом», «Мое любимое место в городе».
Дид. игры: «Жилое-нежилое», «Из чего построен дом», «Я живу на улице…».
Фотовыставка «Аллея сказок».
Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад».
3-я неделя «Золотая осень» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев. Познакомить детей с эстетическими представлениями русского народа об осени. Занятие «Золотая осень», беседы об осенних приметах в родном городе, рассматривание осенних пейзажей, чтение стихотворений русских поэтов об осени. Рисование «Деревья осенью». Выставка поделок из природного материала. Дид. игры: «Когда это бывает?», «С какого дерева листок», «Что нам осень принесла»
4-я неделя «Осенины» Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку. Утренник, разучивание стихов, песен, танцев.
Ноябрь
1-я неделя «Россия наша Родина» Закрепить знания детей о природе России. Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Занятия «Как возникла Россия». Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Знакомство с картой России.
2-я неделя «Мы – Россияне» Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». Занятие «Мы – Россияне», чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунка «Моя Родина».
3-я неделя «Государственные символы России: герб, гимн, флаг» Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага. Занятие «Государственные символы России: герб, флаг, гимн»; рассматривание изображения государственного герба и фага РФ, рассматривание герба на монетах, документах, аппликация «Наш флаг».Дид. игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
4-я неделя «Москва – столица России». Познакомить детей с главным городом России Москвой. Формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе в котором работает наше правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее историческим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства. Занятие «Путешествие по Москве; рассматривание открыток с видами Москвы, иллюстраций о достопримечательностях столицы, прослушивание стихов, литературных произведений о Москве, рассказы детей, побывавших в Москве.
Декабрь
1-я неделя «Зимушка – зима» С помощью произведений русских поэтов показать детям красоту и величие русской зимы; установить взаимосвязь природы и времени года, растительного, животного мира с жизнью человека, воспитывать интерес к родной природе, любовь к русской поэзии. Занятие «Зимушка – зима»; беседы о народном календаре, о приметах зимы. Рисование «Зимние забавы». Аппликация «Деревья и город зимой».
2-я неделя «Культура и традиции русского народа» Формировать знания детей о традициях русского народа, вызвать эмоциональных отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров. Занятие «Традиции народа». Беседы о таланте русского народа – сказки. Выставка книг «Русские народные сказки». Картотека «Народных игр».
3-я неделя «Новый год у ворот» Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Пополнить словарь названия стран: Япония, Болгария, Италия, Германия и др. Занятие «Новый год у ворот», беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций про Новый год, о зиме, прослушивание песен по теме. Рисование «Новогодний подарок». Аппликация: «Новогоднее приглашение для родителей».
4-я неделя Новогодний праздник. Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким. Утренник для детей и родителей «Новый 2015 год». Изготовление атрибутов для украшения группы, выставка «Новогодний рисунок». Разучивание стихов, песен, танцев.
Январь
1-я неделя Православные календарные праздники. Познакомить детей с православными календарными праздниками. Дать представление о каждом празднике, об обрядах, обычаях. Беседы о рождественском празднике, о святках, крещении. Рассказы детей о том, как у них в семье отмечают эти праздники.
2-я неделя Растительный мир средней полосы. Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Занятие «Растительный мир родного края»; беседы о растениях родного края, рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек. Дид. игры: «Какие растут деревья», «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок».
3-я неделя Животный мир средней полосы. Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировозрения. Занятие «Животный мир родного края»; беседы о животных родного края, рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых, загадки про животных. Дид. игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию». Макет «Животные леса».
Февраль
1-я неделя «Богатыри – защитники земли русской». Познакомить с образами защитников Родины, богатырями. Занятие «Кто такие богатыри». Беседы о воинском снаряжении русских богатырей. Рассматривание картины «Три богатыря» Васнецова. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; сказки «Никита Кожемяка», «Фенист – ясный сокол». Рисование: раскрашивание богатырей.
2-я неделя «Защитники Отечества». Воспитывать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа. Воспитывать чувство гордости за воинов – защитников. Познакомить со службой пограничников. Занятие «Знакомство со службой пограничников». Беседы о великих полководцах, о родах войск в современной армии. Чтение художественной литературыЛ. Кассиль «твои защитники». Митяев «Почему армия родная».Рисование «Военная техника».
3-я неделя «Российская армия». Формировать чувство уважения к Российской Армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. Досуг посвященный Дню защитника Отечества. Участие в фотоконкурсе «Есть такая профессия – защищать Родину». Рисование «Портрет моего папы или дедушки». Изготовление подарков для пап и дедушек. Раскрашивание военной техники.
4-я неделя «Семья и родной дом». Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Дать представление о понятиях: «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие». Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. Беседы: «Семья», «Работа моих родителей», «Любимый отдых членов семьи», «Я и мой папа, лучшие друзья», «Мои бабушка и дедушка». Чтение художественной литературы «Моя бабушка» С. Капутикян; «Мой дедушка» Р. Гамзатов; «Мама» Ю. Яковлев; «Заплатка» Н. Носов. Анкетирование «Традиции семьи». Консультация «Традиции семьи». Создание альбома «Это я и моя семья»
Март
1-я неделя «Мама – первое слово» Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о свое семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства. Беседа о празднике 8 марта. Разучивание стихотворений о маме, бабушке, песен. Изготовление подарков для мам, бабушек. Фотовыставка «Вот какие мамы». Выставка рисунков «Портрет мамы». Утренник для мам и бабушек.
2-я неделя «Семейные традиции и праздники» Расширять представления детей о семейных праздниках, о том, как они отмечают в семье (День рождения, именины, крестины, Рождество и др.). Формировать представления об общечеловеческих ценностях; прививать интерес к старинным семейным традициям (обычаи, семейные обряды, игры старшего поколения, донести до детей красоту и духовность народных традиций; воспитывать уважение к сложившимся традициям, желание их сохранить и донести до будущего поколения. Занятие «Обычаи, обряды, традиции. Что это такое?» Беседы: «Выходной в нашей семье», «Как помогают дети родителям». Рассматривание семейных фотографий «Как мы отмечаем праздники в семье». Составление книги «Что значат наши имена».
3-я неделя «Веселый городец» Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о городецком промысле. Занятие «Веселыйгородец». Рассматривание иллюстраций городецких изделиях; заучивание стихов о Городце. Рисование «Росписи доски городецким узором». Аппликация «Городецкие узоры».
4-я неделя «Дымковская игрушка» Рассказать детям историю дымковской игрушки. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Занятие «Дымковская игрушка». Рассматривание дымковских игрушек. Рисование «Дымковские кони».
Апрель
1-я неделя «Православные праздники». Познакомить детей с праздниками вербное воскресение, пасха. Рассказать об обрядах этих праздников. Беседы о празднике вербное воскресение, пасха. Рисование «Раскрашивание яиц». Выставка «Пасхальные яйца».
2-я неделя «Ими гордится Россия. Космонавты». Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представления детей о космических полетах. Занятие «Космонавты». Чтение В. Терешковой «Шаги над планетой», А. Леонова «Человек вышел в космическое пространство». Рассматривание иллюстраций о космосе. Рисование «Космический пейзаж». Аппликация «Ракета».
3-я неделя «О творчестве Пушкина». Познакомить детей со знаменитым соотечественником А. С. Пушкиным. Побуждать детей восхищаться его творчеством. Воспитывать интерес к его произведениям. Занятие «О творчестве А. С. Пушкина», рассматривание репродукций портретов А. С. Пушкина, прослушивание стихов, сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Рисование «Сказки Пушкина».
4-я неделя «День Победы. О великой Отечественной войне». Расширять представления детей об армии (в годы Великой Отечественной войны. Воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Познакомить с героем Великой Отечественной войны – Зоей Космодемьянской. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа. Занятие «О Великой Отечественной войне». Беседы: «Награды Родины», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Чтение художественной литературы Л. Кассиль «Памятник солдату»,
С. Баруздин «Рассказы о войне», заучивание и чтение стихов о войне. Прослушивание песен военной тематики. Рассматривание иллюстраций и фотографий памятников Ногинска, Москвы и о Великой Отечественной войне.
Май
1-я неделя «Великий и светлый День Победы». Обогатить знания детей о великом и светлом празднике – Дне Победы. Воспитывать у них патриотические чувства, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину. Учить детей помнить героическое прошлое русских людей. Изготовление плаката «С Днем Победы». Праздник «День Победы». Возложение цветов к вечному огню. Рисование «Над нашим городом салют». Аппликация «Вечны огонь». Оформление выставки в книжном уголке (подбор произведений о Великой Отечественной войне, иллюстраций). Выставка детского рисунка, посвященная Дню Победы.
2-я неделя Итоговое занятие «Что мы знаем о России» Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов.
Занятие-викторина: чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно-прикладные промыслы. Дид. игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг»
3-я неделя Итоговая диагностика детей. Обследование детей на определение итоговых знаний по программе. Беседы с детьми, дидактические игры.
4-я неделя
2. Диагностика уровня знаний детей по теме «Любовь к Отчизне».
3. Работа с родителями:
Анкетирование;
Консультация «Народные традиции»;
Папка – передвижка «Наша Родина – Россия»;
Родительское собрание.
III этап - презентация проекта по теме «Любовь к Отчизне».
Литература.
1. Алешина Н. В., «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», «ЭлизеТрейдинг», М., 2002г.
2. Белая К. Ю., Жемчугова А. Е., «Моя Родина – Россия», «Школьная пресса», М., 2010г.
3. Данилина Г. Н., «Дошкольнику – об истории и культуре России», «Аркти», М., 2005г.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., «Мы живем в России», «Скрипторий 2003», М., 2007г.
5. Липская Н. М., «Познаю мир: родная страна», «ЭКСМО», М., 2003г.
6. Кондрыкинская Л. Н., «Дошкольникам о защитниках отечества», «Творческий центр «Сфера»», М., 2005г.
7. Кондрыкинская Л. Н., «С чего начинается Родина?», «Творческий центр «Сфера»», М., 2003г.
8. Пантелеева Н. Г., «Народные праздники в детском саду», «Мозаика – синтез», М., 2014г.
9. Скоролупова О. А., «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», «Скрипторий 2000», М., 203г.
10. Шорыгина Т. А., «Родные сказки», «Книголюб», М., 2005г