Галина Александровна Степанова
Эссе «Любовь к детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривая состояние системы образования в современных условиях, приходится отмечать не только преимущества и ее положительные характеристики, но и некоторые сложности, противоречия. Разрабатываются и внедряются новые технологии, утверждены образовательные стандарты, определены целевые ориентиры и все выше поднимается планка требований, предъявляемых к личности педагога: инновационный и исследовательский подход к деятельности, технологичность, владение ИКТ и многое другое. На ребенка, как центрального компонента данной образовательной системы направлено все внимание, вся деятельность: его надо развивать, заботиться о физическом и духовном благополучии, воспитывать, поддерживать, сопровождать, учить достижению цели и еще, еще, еще… А ребенку просто необходима ЛЮБОВЬ!
Публикация «Эссе „Любовь к детям“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
На мой взгляд, педагогические смыслы любви детализированы в понятиях «функции», «компетенции», «должностные обязанности», «педагогическое мастерство», «технологии». Но каждый педагог утверждает, что главное в его в профессии – любовь к детям. Конечно же, это правда. Именно благодаря разумной любви лучших педагогов и существует образовательная система.
Так что же это такое – разумная любовь к детям?
Начну с определения, на мой взгляд, самого точного для этого понятия. Эрих Фромм «Человек для себя», 1947 г. : «Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них».
Поэтому для меня «любить ребенка» – это значит быть не самым блестящим знатоком всех методик и педагогических технологий, а уметь много думать, много переживать и заботиться.
«Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врожденная любовь к детям – все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине» – сказал Константин Ушинский. Именно так, в течение всего рабочего дня, по-матерински, то вытираешь слезы, то шепчешь ласковые слова, поправляешь платьице, успеваешь посадить на горшок… Потому что любовь к детям – это забота и безопасность, покой и доверие.
А чтобы малыш, со всей своей неповторимостью, душой и сердцем не стал субъектом «технологического процесса», которым предстает существующая система образования, нужно действовать в соответствии со словами Антуан де Сент-Экзюпери: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им достигать».
«Педагогика» – в переводе с греческого – «детовождение, детоведение». А значит, я – ПЕДАГОГ – просто обязана вводить «своих деток» в мир информационно-коммуникационных технологий, культуры и творчества, значит, заботиться о его будущем. А для этого в свои «сорок с хвостиком» не стесняюсь учиться, быть смешной, любопытной и не солидной. Да, я взрослая, но не принимаю позицию: «Я – старше, а значит – умнее!». Поэтому, как сказал Федор Достоевский: «Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними».