Марина Маркова
Проект «Лэпбук по экологии как современное средство обучения экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3
Артёмовского городского округа Приморского края
Проект
как современное средство обучения
экологической грамотности
детей старшего дошкольного возраста»
Автор проекта :
Маркова М. Н.
г. Артём
Публикация «Проект „Лэпбук по экологии как современное средство обучения экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Паспорт проекта
Вид проекта : практико-ориентированный
Срок реализации: 7 месяцев.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Целевая аудитория: дети 5-6 лет
Автор проекта : воспитатель Маркова Марина Николаевна
Структура проекта
Актуальность: Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Проблема: Из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать необходимую линию поведения. Поэтому нужно учить их правильно вести себя в природе и среди людей.
Цель проекта : Изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста; формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи проекта :
- Формировать у детей элементарные экологические знания о природе;
- Познакомить с правилами поведения в природе;
- Закрепить и расширить знания детей об охране природы края;
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение;
- Развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
- Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе, любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Предполагаемый результат:
У детей будет сформирована необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанной на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. Дети освоят нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
Основное содержание проекта
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Еще одной положительной стороной лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна. Одной из многих положительных сторон лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Наполняя папку материалом экологического содержания не следует забывать о возрастном принципе. Лэпбук является заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую педагог совместно с детьми проделал в ходе изучения определеной темы. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук представляет собой систему общеизвестных знаний, которые станут новыми для дошкольников. Экологические представления, имеющиеся у ребенка, будут уточнены, дополнены новыми интересными фактами.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде :
• информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
Лэпбук, как методическое пособия, выполняет следующие задачи:
• развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;
• возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
• создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
•возможность для ребенка научиться самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Взаимодействие с родителями:
• Консультации на экологические темы : «Учим детей любить свою малую Родину», «Природа и люди в русских волшебных сказках», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!», «Экологическое воспитание в семье», «В союзе с природой», «Воспитание любви к природе».
• Рекомендации для родителей о воспитании у детей бережного отношения к объектам живой и неживой природы.
• заинтересовать родителей проектом;
• дать представление о том, как можно участвовать в нем;
• направить на совместную деятельность с детьми.
Этапы проекта :
I этап: Подготовительный (информационно-аналитический)
1. Выявление особенностей развития детей по данной теме (наблюдение в режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).
2. Выявление проблемы, цели, задачи; изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Подбор методического материала по данной теме;
4. Разработка и составление НОД по данной теме;
5. Создание развивающей среды.
II этап: Основной (практическая деятельность по решению проблемы)
Основной этап работы над лэпбуком :
1. Совместно с воспитанниками происходит определение темы лэпбука;
2. Выбирается материал того, что можно разместить в кармашках, продумывается содержание мини-книжечек, рисунков;
3. Совместно разрабатывается макет лэпбука;
4. Все детали вырезаются и приклеиваются;
5. После создания основы лэпбука происходит его наполнение лексическим и грамматическим материалами. Этот процесс происходит постепенно, по мере изучения материала в рамках данной тематики.
III этап: Заключительный
1. Проведение итогового родительского собрания с ознакомлением достигнутых результатов по данной теме;
2. Выставка работ детей совместно с родителями;
3. Анкетирование родителей;
4. Анализ результатов реализации;
5. Подведение итогов работы по данной теме;
Вывод
Организация такой работы способствует формированию у детей позитивно-деятельного отношения к природе, развитию собственного познавательного опыта, расширению перспектив развития поисково-познавательной деятельности. В результате реализации данной темы подтвердилось, что лэпбук – это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме. У детей расширился кругозор, совершенствовалась мыслительная деятельность. Сам процесс исследования, а результат доставил детям радость, родителям – удовлетворение.
Список литературы
1. Вахрушев А. А., Акимова Ю. А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Методические рекомендации для воспитателей. - М. : Баласс, 2016.
2. Мартынова Н. Т. “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей”.- https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Масленникова. О. М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
6. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание дшкольников». – М. : Академия, 2009г.
7. Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия её реализации в детском саду/
8. https://biodat.ru/db/rb/index.htm
9. https://www.greenplaneta.ru
10. https://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
11. https://www.tavika.ru/2014/07/lapbook-ecology.
12. https://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk
13. https://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/kak-sdelat-lepbuk-svoimi-rukami-dopolnitelnye-materialy