Лидия Жулинская
Проект «Логопедические ступеньки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» п. Тазовский
Практико-ориентированный проект
направлен на развитие речи у неговорящих детей.
Руководитель: учитель-логопед
Раевская Лидия Александровна
2020
Паспорт проекта
Наименование учреждения Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» п. Тазовский.
Публикация «Проект „Логопедические ступеньки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Название проекта
«Логопедические ступеньки»
Руководитель проекта
Раевская Л. А., учитель-логопед
Вид проекта
Практико-ориентированный
Продолжительность проекта
Долгосрочный
Участники проекта
Учитель-логопед, воспитанники МКДОУ «Радуга» 3-4лет, родители воспитанников, педагоги.
Сроки реализации проекта
Сентябрь 2020 – май 2021 г.
Предполагаемый результат Успешное развитие коммуникативной функции речи у детей, повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей, повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система ступенек может быть использована как на занятиях по коррекции речевых нарушений, так и на индивидуальных занятиях в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.
Актуальность проекта.
Речь – это сложный комплекс аналитико-синтетической деятельности, направленной на формирование мотивации целого высказывания, коммуникативной функции речи. (по В. И. Селиверстову)
С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.
Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем. Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики. Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития у детей 3 лет и старше. Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на речь в частности. Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития у детей 3 лет. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает. Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость. В зависимости от степени заболевания назначается корректное лечение врачом-отоларингологом. Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Потому не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Многие родители некомпетентны в вопросах своевременного исправления многих речевых аномалий в развитии речи. Не секрет, что некоторые родители не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет, само собой.
В связи с этим возникла необходимость создания проекта «Логопедические ступеньки», который будет включать в себя совместную работу с воспитанниками с нарушениями речи, их родителями и педагогами на протяжении всего учебного года.
Тип проекта : проект является практико-ориентированным, долгосрочным.
Участники проекта : Дети от 3 до4 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: создание условий для активизации речевой активности неговорящих детей.
Задачи проекта :
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;
• развивать мышцы артикуляционного аппарата;
• развивать сенсорную систему;
• развивать мелкую моторику;
• развивать правильный речевой выдох;
• побуждать детей к совместной деятельности;
• объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений;
• стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Срок реализации проекта : сентябрь – май
Гипотеза: предполагается, что формирование речевой активности у неговорящих детей будет более успешной при условии совместной работы учителя-логопеда, педагогов и родителей.
Сам проект будет состоять из ступенек, где каждая ступенька ведет к полноценному развитию речи у детей, способствующих формированию артикуляционной моторики, сенсорной системы, мелкой моторики, диафрагмально-релаксационного дыхания. Каждую ступеньку, ребенок будет проходить совместно со взрослыми.
Предполагаемый результат:
• успешное развитие коммуникативной функции речи детей;
• повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;
• повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Этапы и стратегия реализации проекта :
• Подготовительный этап (информационно-аналитический)
Срок реализации: сентябрь
Задачи:
• изучение исследуемой проблемы в теории и практике;
• обследование детей 3-4 лет группы «Неваляшки» д. с. «Радуга»
• раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
II. Основной этап реализации проекта (практический)
Основной этап включает совместные мероприятия, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.
1 ступенька «Развиваемся, играя»
Срок реализации: октябрь-ноябрь.
Задачи:
• выявить индивидуальные способности детей в развитии сенсорной системы;
• формировать пространственного восприятия;
• продолжать развивать понятия цвета;
• продолжать развивать понятия величины;
• продолжать развивать понятия формы;
• повышение профессиональной компетентности по данной теме;
• привлечение родителей к коррекционному процессу.
Работа с детьми.
• развитие сенсорной системы в ходе непосредственно образовательной деятельности;
• использование игр и упражнений для развития понятий цвета, величины и формы.
Работа с родителями.
• Консультация на тему «Развитие сенсорной системы у детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
• Создание буклетов на тему «Игры для развития сенсорики»
Работа с педагогами.
• Консультация на тему «Дидактические игры и упражнения для развития сенсорной системы»;
• Создание практических пособий для развития сенсорной системы.
2 ступенька «Послушный язычок»
Срок реализации: декабрь-январь
Задачи:
• формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
• выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов;
• повышение интереса родителей к коррекционному процессу;
• повышение компетенции воспитателей в данной области.
Содержание работы
Работа с детьми:
• знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
• подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций;
Работа с семьей:
• консультация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи»;
• индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков;
• создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий).
Работа с педагогами:
• консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»;
• практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы; методика выполнения артикуляционных упражнений».
3 ступенька «Дышим правильно»
Срок реализации: февраль-март.
Задачи:
• формирование у детей понятия о правильном дыхании;
• приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;
• формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
• повышение компетенции воспитателей в данной области;
• привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Содержание работы
Работа с детьми:
• выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха;
• выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания;
• развитие силы голоса, направленности и силы выдоха;
• выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных пособий;
• беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.
Работа с семьей:
• консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика дома»;
• буклеты для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать;
• привлечение родителей, к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание.
Работа с педагогами:
• консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
• изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
• мозговой штурм «Правильное речевое дыхание»
4 ступенька «Волшебные пальчики»
Срок реализации: апрель.
Задачи:
• выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
• развивать тактильную чувствительность рук детей;
• сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
• повышение интереса родителей к коррекционному процессу;
• повышение компетенции воспитателей в данной области.
Работа с детьми:
• развитие мелкой моторики рук в ходе непосредственной образовательной деятельности;
• подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов пальчиковой гимнастики с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций.
Работа с родителями:
• консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей»;
• буклет «Пальчиковые игры на кухне» ;
• привлечение родителей, к совместной деятельности с детьми по изготовлению игр и пособий для развития мелкой моторики.
Работа с педагогами:
• консультация на тему: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»;
• практикум для педагогов «Место пальчиковой гимнастики в режиме группы. Методика выполнения пальчиковой гимнастики»;
• оформление выставки пособий «Пальчиковая гимнастика»;
III.Заключительный этап.
Срок реализации: май
Этот этап будет направлен на итоговый мониторинг детей и формирование выводов, из полученных результатов.
Конечным итогом проекта будет, являться:
• сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;
• повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе;
• повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ, в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Список использованной литературы
• Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе – журнал Логопед - № 5, 2005.
• Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005.
• Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.
• Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. –М. : ООО «Издательство ЭКСМО», 2003
• Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
• Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб. : Литера, 2008.
• Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
• Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии под общ. ред. В. И. Селиверстова. -- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
• Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005.
• Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М. : 2002
• Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М. : Просвещение, 2009.
• Е. В. Пантелеева Дыхательная гимнастика для детей изд. «Человек», 2012
• Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: мет. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.