Ирина Рябцева
Проект «Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида
Проект
«Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Рябцева Ирина Валерьевна
Одинцово 2021
Краткосрочный проект
«Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников»
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
На сегодняшний день очень часто тяжелые нарушения речи у детей сопровождаются сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедической деятельности.
Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.
Именно поэтому в своей работе я стала использовать элементы лего-конструирования. Ведь современный дошкольник всегда выбирает Лего! Лего – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Он хорошо знаком детям дошкольного возраста, его использование на занятиях может вызывать устойчивый интерес и формировать положительную мотивацию, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Фирмой Лего предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР 3,4 уровня, ФФН, ФН. Работа с лего-конструктором позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка.
Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.
Применение Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
• Тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
• Овладению звуко-буквенным анализом
• Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной формы и цвета);
• Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
• Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
• Развитию лексико-грамматических категорий;
• Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
• Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию и слого-звуковым составом слов (применяются кирпичики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
• Формированию пространственной ориентации (классическая профилактика нарушений письма).
Цель проекта : создать условия для успешного развития речи дошкольников с нарушениями речи при использовании элементов лего-конструирования.
Задачи проекта :
• пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
• повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;
• привлечь родителей к сотрудничеству.
Продолжительность проекта :
1 неделя (с 21.05. по 25.05.2021 г.)
Участники проекта :
учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, посещающие коррекционно-развивающие занятия.
Предполагаемые результаты:
• Положительная динамика речевого развития детей.
• Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
На подготовительном этапе было проведено:
• Подбор информации о лего-конструкторе, его значимости в развитии детей.
• Приобретение лего-конструктора, специального контейнера для хранения.
Основной этап включил в себя:
Время проведения мероприятия Работа с детьми
Понедельник Конструирование изучаемых букв;
Игры на развитие речевого дыхания;
Игры на развитие силы голоса.
Вторник При помощи лего - конструктора моделирование звуков (гласный – согласный).
Дифференциация звуков по твердости-мягкости с использованием лего-конструктора.
Среда Отработка чистоговорок по лего-дорожкам, нажимая на лего-кнопочки.
Работа над слоговой структурой слова с использованием лего-конструктора.
Проведение речевых игр по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием лего-конструирования.
Четверг При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.
Автоматизация и дифференциация звуков с опорой на лего-конструктор.
Составление рассказов по заданной постройке.
Пятница Логопедическая викторина «Здравствуй, Лето»
В своей работе разработала и проводила такие игры:
Игра «Приготовь бутерброд или пирожное»
Цели:
1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки.
Ход игры
Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь Лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.
Логопед: " Перед вами детали Лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит бутерброд, тот победил"
Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»
Цели:
1. Развитие слухового внимания.
2. Закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, пластина.
Ход игры
Может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок размещает детали Лего на пластине.
Игра «Колодец»
Цели:
1. Автоматизация звука Л в предложениях.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки со звуком Л.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем предметные картинки опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упал…лук» и т. д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»
Игра «Придумай историю»
Цели:
1. Автоматизация звука С в предложениях.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, лего-человечки, предметные картинки со звуком С.
Ход игры
Ребенку предлагается выбрать человечков для игры. Придумываются имена Соня и Саня. Затем ребенок выполняет игровые действия с конструктором и предметными картинками. Ребенок составляет предложения, следя за правильным произношением звука С. (Соня и Саня сидят за столом. Соня ест сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок из стакана. Поехала на автобусе. Саня полетел на самолете. Соня увидела лису. Саня увидел сову и т. д.).
Игра «Картина»
Цели:
1. Упражнять в подборе слов признаков.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, пластина, предметная или сюжетная картинка.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается слово – признак к картине.
Игра «Разноцветная дорожка»
Цели:
1. Упражнять в подборе слов антонимов.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, пластина.
Ход игры
Может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок должен назвать слово с противоположным значением
Игра «На полянке»
Цели:
1. Автоматизация звуков Ж, Ч.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего дупло, маленькие игрушки пчела, кузнечик.
Ход игры
Ребенку предлагается посадить на полянке цветы.
Логопед: На полянку прилетела пчела. Пчела летала, медок собирала и громко жужжала: Жжжжж.
Ребенок произносит звук Ж, играя с пчелой.
Логопед: На полянке появился кузнечик. Кузнечик прыгает :Чччч.
Ребенок повторяет за логопедом.
Игра «Тихо-громко»
Цели:
1. Автоматизация звуков в слогах.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор лего, пластина.
Ход игры
Ребенку предлагается выложить дорожку из элементов лего разной высоты, при этом повторяя заданный слог, если выше – громко, ниже – тихо.
Игра «Найди место звука в слове»
Цели:
1. Развитие фонематического слуха.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор Лего, пластина, предметные картинки с заданным звуком.
Ход игры.
Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет модель звука либо вначале, либо в середине, либо в конце.
С помощью конструктора Лего дети могут выкладывать схемы слов и схемы предложений. Для лучшего запоминания образа буквы также используется Лего-конструктор, при этом задействуется зрительный, тактильный и кинестетический анализатор.
В своей работе мне хотелось:
• пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Использование элементов Лего-конструирования способствовало выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении.