Елена Голумбевская
Проект «Лаборатория чудес» познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №3 «Дюймовочка» с. Екатеринославка
Проект «Лаборатория чудес»
познавательно-экспериментальной деятельности
подготовительная группа
Воспитатель : Е. В. Голумбевская
2019 г.
Тип проекта : исследовательский, игровой.
Участники проекта : дети, родители и воспитатели.
Возраст детей: подготовительная группа
Вид проекта : групповой, долгосрочный
Актуальность:
Публикация «Проект „Лаборатория чудес“ познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ребенку-дошкольнику по своей природе свойственна направленность на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями познаваемой действительности.
Исследовательская деятельность предоставляет возможность дошкольникам самостоятельно найти ответы на вопросы. Самым эффективным методом познания окружающего мира является экспериментирование. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти, активизируются мыслительные процессы. Необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи. Старший дошкольный возраст – важный этап развития познавательной активности ребенка, который включает в себя не только процесс усвоения знаний. умений и навыков, но и приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его руководством.
Цель: Формирование у дошкольников умений и навыков элементарно-поисковой деятельности, совершенствование аналитического восприятия, развитие словаря.
Задачи:
1. Образовательные: Формировать способность видеть и воспринимать многообразие окружающего мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.
2. Развивающие: Развитие личного познавательного опыта с помощью наглядных средств.
3. Воспитательные: Воспитание ценностного отношения к окружающей действительности.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня знаний детей о живой и неживой природе, человеке.
2. Развитие умений личного познавательного опыта (самостоятельного осуществления и формулировке вывода).
3. Воспитание личностных качеств характера.
Работа с родителями:
Консультации по теме.
План мероприятий по реализации проекта :
1 этап: сбор информации, материалов для опытов.
2 этап: продуктивная деятельность
Проведение непосредственно опытов, экспериментов.
План по экспериментальной деятельности сентябрь-май подготовительной группы
месяц Раздел познавательно-исследовательской деятельности Тема, цель совместной образовательной деятельности
сентябрь Свет и тень Тема: Тень, появись!
Цели: закреплять знания детей о причине появления тени; продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать любознательность.
Тайны живой
природы (мир растений) Тема: Разгадываем секрет листьев.
Цели: сформировать у детей представление о строении листьев дерева; продолжать учить выявлять свойства исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действиям.
История воды и воздуха Тема: Погасим пламя.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (кислорода); учить формулировать выводы в ходе совершения практических действий
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Напиши мне письмецо.
Цели: учить детей выделять взаимосвязь объектов исследования; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес.
октябрь Что мы знаем о себе? (Организм человека) Тема: Легкие
Цели: сформировать у детей начальные знания о внутренних органах человека (легкие); продолжать учить делать выводы в процессе исследовательских действий; развивать познавательный интерес
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: А мы пойдем на север!
Цели: познакомить детей с компасом – предметом, указывающим на стороны света; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать любознательность
История воды и воздуха Тема: Такая разная вода
Цели: Продолжать знакомить детей с разнообразием воды в природе; закреплять умение самостоятельно формулировать выводы; развивать мыслительные процессы
Тайны живой природы (мир животных и растений) Тема: Опавшие листья
Цели: продолжать знакомить детей с взаимосвязями в живой природе; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям
ноябрь Что мы знаем о себе? Тема: Наша кожа
Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека; дать первоначальные знания о коже; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия; развивать любознательность
История воды и воздуха
Что на поверхности.
Свет и тень Тема: Тройной эффект.
Цели: закреплять знания детей о свойствах объектов исследования (вода, воздух, свет, почва); развивать познавательный интерес
История воды и воздуха Тема: Воздух влажный и сухой
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера; развивать познавательный интерес
Тайны живой природы Тема: Создаем. оранжерею!
Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; дать представление о необходимости тепла для роста растений; развивать мыслительные процессы
декабрь История воды и воздуха
Тема: Вода особого рода
Цели: Закреплять знания детей о свойствах различных состояния воды (жидкая – твердая); продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить формулировать выводы в ходе совершения практических действий
Тайны живой природы
(мир животных и растений) Тема: Овощи и фрукты – «водные» продукты
Цели: сформировать у детей представление о наличии воды в овощах и фруктах; продолжать учить детей выявлять свойства исследуемых объектов; развивать познавательный интерес
История воды и воздуха
Тема: Вкусный лед
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами льда; учить выделять свойства исследуемых объектов; самостоятельно осуществлять практические действия.
Что мы знаем о себе?
(Организм человека) Тема: Слушаем сердце
Цели: продолжать знакомить детей с особенностями функционирования организма человека; учить обобщать полученные знания, формулировать выводы; развивать интерес к экспериментальной деятельности
январь История воды и воздуха
Тема: Раскрасим зиму!
Цели: закрепить знания о свойствах снега; продолжать учить делать выводы в процессе исследовательский действий, развивать познавательный интерес
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: И все-таки они растворяются!
Цели: продолжать знакомить с понятием растворимости веществ; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес
Тайны живой природы
(мир животных и растений) Тема: Расти, вырастай!
Цели: формировать понятия о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений; включать детей в совместные со взрослыми практические действия.
История воды и воздуха
Тема: Тает, тает лед.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами льда как одного из состояний воды; включать детей в совместные со взрослыми практические действия.
февраль Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) Тема: Из чего состоит почва?
Цели: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материала (почвы); учить обобщать полученные знания, формулировать выводы, развивать интерес к объектам исследования
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Намагничивание.
Цели: продолжать знакомить детей с явлением магнетизма; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
История воды и воздуха
Тема: Создаем снежинки!
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воды; включать детей в совместные со взрослыми практические действия
Тайны живой природы
(мир животных и растений) Тема: Спеет, поспевает.
Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; дать представление о процессе созревания растений; развивать познавательный интерес
март История воды и воздуха
Тема: Соль-вода, соль-вода.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (соленая –пресная); учить делать выводы в процессе исследовательский действий
Тайны живой природы
(мир животных и растений) Тема: Лимонный пловец
Цели: сформировать у детей представление о составе фруктов, их способности тонуть/ не тонуть в воде; продолжать выявлять свойства исследуемых объектов; развивать познавательный интерес
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Что такое крахмал?
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами различных веществ (крахмал, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Папье-маше
Цели: познакомить детей со способом производства особой бумаги – папье-маше; учить обобщать полученные знания в ходе исследовательской деятельности, самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес
апрель Что мы знаем о себе?
(Организм человека) Тема: Доминанты
Цели: продолжать знакомить детей с особенностями функционирования организма человека; учить обобщать полученные знания, формулировать выводы; развивать интерес к экспериментальной деятельности
История воды и воздуха
Тема: Как «дышит» яйцо?
Цели: Закреплять знания о свойствах воздуха; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий
История воды и воздуха
Тема: Невидимые жители.
Цели: познакомить с микроскопическими существами, живущими в воде; учить исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий
Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) Тема: Напоим почву.
Цели: продолжать знакомить детей с поглотительным свойством почвы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать познавательный интерес
май История воды и воздуха
Тема: Уровень дождя.
Цели: продолжать включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера; развивать познавательный интерес
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Свет, цвет и тепло.
Цели: дать представление детям о взаимосвязи света, цвета, тепла; учить обобщать и выделять свойства исследуемого объекта.
Тайны живой природы
(мир животных и растений) Тема: Жители почвы
Цели: Познакомить детей с «жителями почвы»; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера; развивать познавательный интерес
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема: Откуда появляется тепло?
Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для превращения энергии движения в тепло; развивать познавательный интерес
3 этап: заключительный
Фото отчет по проекту
Литература: И. С. Батова, карточное планирование ДОО «Познавательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет подготовительная группа» «Опыты и эксперименты с веществами и материалами».изд. «Учитель»,2017г
Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников,изд. Мозаика-Синтез,2013г
Прохорова, Л. Н. ,Организация экспериментальной деятельности дошкольников, изд. АРКТИ, 2008г
Диагностическая карта по выявлению исследовательских умений
Фамилия, имя
ребенка Умение
слушать Умение
видеть проблему умение выдвигать гипотезу умение обратиться с вопросом умение отвечать на вопросы умение осуществлять поиск информации умение обрабатывать материал (делать выводы
с м с м с м с м с м с м с
м
Критерии оценивания:
высокий - сформировано;
средний – формируется,
низкий- не сформировано.