Светлана Самойлик
Проект квест-технологии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Проект квест-технологии в работе с дошкольниками
Тип проекта : психолого-педагогический.
Сроки реализации проекта : учебный год + летний период
Особенности реализации проекта : внедрение квест-игр проекта возможно на любом этапе реализации образовательной и досуговой деятельности в зависимости от перспективного плана или запроса ДОУ.
Участники проекта : педагог- психолог, старший воспитатель, воспитатели, воспитанники детского сада, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
Публикация «Проект квест-технологии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Цели и задачи
Цель: в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Задачи:
- Способствовать всестороннему развитию детей;
- Развитие социально- коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
- Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
Актуальность
Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».
Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры».
В МДОУ – детский сад №9 в образовательной деятельности, а также на различных досуговых и праздничных мероприятиях внедряется современная технология Квест-игра. Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». «Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.
Но особенность такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию, но при этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира.
Новизна проекта состоит в том, что внедрение Квест – игры в образовательную и досуговую деятельность - один из интересных, инновационных способов направленный на социализацию, самовоспитание, саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Социальная значимость проекта
Внедрение данной технологии способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.
Принципы разработки квест-игр :
При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
Условия:
1. Игры должны быть безопасными (недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья).
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка (пример, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен).
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Основное содержание:
Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.
План подготовки квест-игры включает в себя следующие обязательные пункты:
1. Разработать сценарий
2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий
3. Подготовить музыкальное сопровождение
4. Разработать презентацию для вступительной части
Разработка маршрута передвижений:
1. Маршрут должен быть непривычным, но безопасным для детей;
2. Различные способы передвижения - для повышения интереса детей,
3. достаточное количество мест с посещением малоизученных «уголков»;
4. при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.
5. художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.
Благодаря проведению квестов предметно-развивающая среда (ПРС) учреждения всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в ПРС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей.
Подготовка реквизита для проведения каждого задания
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для дошкольников. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке. Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов и дошкольников к партнерским взаимоотношениям.
Ожидаемые результаты:
Педагоги:
• использование педагогами квест-технологии при организации образовательной деятельности;
• повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;
• взаимодействие всех участников образовательного процесса;
пополнение методической копилки;
• положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной среды в группе.
Дети:
• развитие коммуникативных навыков у детей;
• формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;
• вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач;
Родители:
• сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений.
• родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
• совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения и родителей как единой команды.
Продукт проекта :
• формирование положительных взаимоотношений между детьми.
• вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
• пополнение методической копилки педагогов для дальнейшей работы;
• пополнение диагностического материала;
• картотека игр на сплочение коллектива;
• картотека тренингов для родителей, детей и педагогов;
• памятки для педагогов и родителей;
• сценарии квест-игр и мастер-классов.
Принципы реализации проекта :
Принцип развивающего обучения:
• придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
Принцип воспитывающего обучения:
• в процессе образовательной деятельности дошкольники не только овладевают знаниями, но происходит воспитание многих качеств, таких как любознательность, дисциплинированность, настойчивость, воля и организованность.
Принцип активности:
• этот принцип предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип свободы выбора:
• ребенку предоставляется возможность, самому решить в какую игру он будет играть и ее режиссировать.
Принцип интеграции:
• игровая деятельность взаимосвязана с разными видами деятельности детей (познанием, физической деятельностью, развитием речи, социализацией).
Исходя из цели проекта, выделены критерии, по которым можно судить об уровне развития социально-коммуникативных способностей качеств детей:
• знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;
• может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению;
• имеет предпочтения в игре, выборе труда и творчества;
Возможные негативные последствия:
• Низкое познавательное развитие детей;
• Низкая заинтересованность родителей;
• Невысокая профессиональная компетентность отдельных педагогов.
Предупреждение негативных последствий:
• Распределить среди педагогов ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению;
• Организовать методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов;
• Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности;
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап - изучение литературы по теме проекта, определение целей и задач. Составление плана работы, подбор материала по данной теме. Подбор диагностических методик и проведение обследования. Подбор информации для родителей и педагогов.
Основной этап – реализация проекта
Заключительный этап - оценка эффективности реализации проекта и прогнозирование дальнейшей работы в выбранном направлении, оформление фотоотчета на сайте ДОУ и создание фотовыставки «Квест-игры в ДОУ».