Ишимова Валентина Васильевна
Долгосрочный проект «Культура родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Обручевский детский сад" с. Обручевка.
Проект
"Культура родного края"
Автор проекта : Воспитатель высшей квалификационной категории
Ишимова Валентина Васильевна.
Вид проекта : Творческий.
Продолжительность проекта :
Долгосрочный.
Период проектной деятельности
(август-май)
Публикация «Долгосрочный проект „Культура родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков, им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, его привязанности к родным местам.
Д. С. Лихачев
Проект «Культура родного края»_ это творческий, долгосрочный проект, нацеленный на воспитание детей на идеях народной педагогики
Обоснование актуальности выбора темы.
Приобщение дошкольников к народной культуре становиться социальным законом общества, О важности данной проблемы говорится в ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании”, «Концепции государственной национальной политики» один из целевых ориентиров который направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Последнее время практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно.
Тема толерантности совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе для Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего народа, внести вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России мире.
Данный проект направлен на развитие патриотических чувств детей при ознакомлении с родным селом, бытом, с фольклором,декоративно - прикладным искусством родного края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей.
Проект рассчитан на детей от 3 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение. А также проект позволяет установить связь между дошкольным учреждением, родителями, социальным окружением.
Большие возможности по реализации проекта открывает программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом - Южный Урал». Научный редактор и составитель- кандидат педагогических наук доцент Бабунова Елена Семеновна. Цель программы – способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, декоративно - прикладное искусство.
Инновационная направленность проекта заключается в интеграции образовательных областей и программы «Наш дом – Южный Урал», развитие традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к традициям и культуре народов Южного Урала.
Замысел проекта : Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности. Поэтому роль педагога- удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов Южного Урала.
Практическая значимость для ДОУ:
- Приобретение необходимого дидактического и методического материала
- Оборудование национальных уголков в группах
- Пополнение музея предметами быта, национальной одежды народов Южного Урала;
- Создание игротеки народов Южного Урала (русских, татар башкир);
- Подбор слайдов, музыки с национальными элементами.
Для успешной реализации проекта за основу взята модель взаимодействия:
Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:
- Развивающий принцип - народная культура. Ее потенциал имеет огромное развивающее значение. - Принцип опоры на игровую деятельность как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга. - Принцип сотрудничества и сотворчества предполагающий взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров. - Принцип краеведения предполагает максимальное включение в образовательный процесс, традиций, обычаев и культуры родного края. - Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на доступном уровне. - Принцип развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к семье, родному краю, его жителям, труду.
Цель проекта :
- Объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи проекта :
- Создать условия, помогающие воспитывать интерес к культуре своего края по средствам народной педагогики.
- Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, России ;
- Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
- Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;
- Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских;
- Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
-Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ.
- приобщать детей к культурным ценностям, и народным традициям,фольклору родного края. Направления по реализации проекта :
- Игровая деятельность.
Изучение народных игр.
Театрализация сказок (совместное творчество детей и родителей)
Народная игрушка
национальная кукла.
- Социально _ нравственное воспитание.
Изучение традиций народов местного региона, народов Южного Урала.
- Художественное творчество.
Изучение декоративно - прикладного искусства,
Изучение народных промыслов Южного Урала.
- Речевое развитие
Знакомство с фольклором русских, башкир, татар, нагайбаков (потешки, сказки, пословицы, поговорки)
- Музыка
Изучение народных песен.
Народные праздники.
Элементы народных плясок.
Песни патриотического содержания.
- Художественная литература
Устное народное творчество.
Знакомство с поэзией народов Ю. У.
Чтение сказок разных народов
Участники проекта
- Воспитанники детского сада.
- Родители (законные представители, другие члены семьи ребёнка.
- специалисты ДОУ.
Социальная направленность по реализации проекта.
С целью комплексного решения задач проекта необходимо систематизировать работу по взаимодействию с представителями социальных институтов занимающихся вопросами краеведения: - Филиал муниципального учреждения культуры
- Обручевская меж поселенческая центральная библиотека.
-Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Школа искусств”
-Средняя образовательная школа.
Наличие материалов в ДОУ для реализации проекта.
Методическая литература
1 Наш дом – Южный Урал. Е. С. Бабунова.
2 Гербы и символы. Челябинск и Челябинская обл. Г. В. Калашников
3 Страницы древней истории Южного Урала. Н. Б. Виноградов
4 Приобщение дошкольников к декоративно- прикладному искусству Урала. С. Н. Обухова
5 Уральские промыслы. Л. Н. Коротковских
6 Народные узоры. Л. Н. Коротковских
7 Радость творчества. О. А. Соломейникова
8 Южноуральские писатели детям. Т. Н. Крохалева
9 Слово на ладошке Н. В. Пикулева
10 Детская энциклопедия «Праздники, обычаи,обряды» 2013г. Е. В. Ширина.
Наглядные пособия ---
1 Областной центр- Челябинск. Альбом
2 Магнитогорск – город металлургов. Альбом
3 Искусство мастеров Златоуста. Альбом
4 Христианские праздники Иллюстрации
5 Мусульманские праздники Иллюстрации
6 Карта Челябинской области
7 Москва – столица нашей Родины Альбом
8 Как наши предки шили одежду. Пособие
9 Храмы России Пособие
10 Защитники России. Пособие
11 Элементы народных узоров Пособие
12 Мое родное село - Обучевка
Фото альбом
из опыта работы.
1 Историческое прошлое Южного Урала Конспект
2 Мое родное село – Обучевка Историческая справка
3 Праздники народов Южного Урала Сценарии
4 Игры народов Южного Урала Картотека
5 Мастер класс «Культурное наследие» Конспект
6 Перспективные планы по программе «Наш дом- Южный Урал»
«Быт народов Южного Урала» Наличие музея
Национальные костюмы народов Южного Урала Часть гардероба.
отребуты к народным играм.
срок реализации проекта :
2009-2010 учебный год
План график подготовки
I этап. Организационно- подготовительный
Цель. Подготовка документационного, материально – технического, кадрового и программного обеспечения организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи.
- Разработать нормативно – правовое обеспечение проектной деятельности в ДОУ
-подготовить программно- методическое сопровождение проектной деятельности.
- Разработать планы подготовки дошкольного образовательного учреждения к организации проектной деятельности по направлениям: материально- техническое обеспечение, методическое обеспечение, методическая деятельность, программно- методическое обеспечение, работа с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом.
- Организовать предметно - развивающую среду дошкольного учреждения в соответствии с проектом.
- Составить тематическое планирование мероприятий по возрастным группам.
II этап. Практический.
Цель Реализация проектной деятельности в ДОУ в соответствии с тематическим планом
Задачи
- Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического проектной деятельности.
- Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада по осуществлению проектной деятельности.
- Осуществлять взаимодействие с социокультурными учреждениям села путем реализации плана сотрудничества
III этап Заключительный
Цель
Организация анализа проектной деятельности
Задачи - Обобщить результаты реализации данного проекта :
- Подведение итогов в отчетах педагогов, обсуждение деятельности в педагогическом коллективе
- Организовать презентацию материалов проекта
- Анкетирование родителей.
Организация
План реализации проекта
Виды деятельности ответственные сроки
1 эта -организационно – подготовительный:
1-Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
- Заведующий
детским садом.
1 неделя августа
2- Формулируется проблема, определяются темы, цели и сроки.
- старший воспитатель.
2 этап- практический
-обосновывается актуальность темы
1-определяются задачи проекта.
Старший воспитатель. 2 неделя августа
2- Проводится подбор пособий, атрибутов.
3-подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Педагоги ДОУ.
4- Анализируется информация, составляется алгоритм действий, распределяются обязанности и поручения Старший воспитатель
3 неделя августа
5- обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
- определяются средства.
воспитатели
6 - составление перспективного планирования
-создание патриотического уголка в каждой возрастной группе. воспитатели 4неделя августа
-Устанавливается взаимодействие с социальными институтами.
Старший воспитатель
Организация и проведение мероприятий с детьми в соответствии с календарно- тематическим планом
- Воспитатели
- Музыкальный руководитель
- Старший воспитатель Сентябрь-май
Информировать родителей и педагогов через сайт ДОУ Ответственный за сайт 1 раз в квартал
Организация и проведение совместных праздников и развлечений
«Осинины»
«Веселые ложки или русские посиделки»
«Курбам – Байрам»
«Колядки»
«Масленица»
«Пасха»
«Каргантуй»
«Сабантуй»
Воспитатели и родители В течении года
3 этап заключительный
- Обобщение опыта
Анализ деятельности ДОУ по вопросам реализации проекта
Мультимедийная презентация проекта
Перспективный план работы с детьми младшего возраста по ознакомлению с элементами фольклора народов Южного Урала.
№ Тема Цель Работа с родителями Сроки
1
«Милости просим, гости дорогие» Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки- потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке. сентябрь,
1 неделя
2 ” Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча
Экскурсия в музей
«Истоки народов Южного Урала» Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой. Рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: "чугунок", "ухват", "кочерга". Сентябрь
2 неделя
«Как у нашего кота» Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой; заучить потешку " Как у нашего кота:"; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора. сентябрь
3 неделя
Чтение
потешеки "Кисонька –мурысонька ", "Пошёл котик на торжок” Познакомить детей с содержанием потешеки, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не ешь одна" при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим. сентябрь
4 неделя
3
«Ветер – ветерок
дунь еще разок
Боком, теплячком,
Свежим воздушком». Учить детей рассказывать заклички
Выразительно. октябрь
1неделя
Русская народная игра
«пальчик –пальчик» Развивать речь детей, координацию движений рук октябрь
2 неделя
с/р игра «Дочки матери»
«Ходит сон близ окон» Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей. октябрь
3неделя
«Курбан-байрам» (мусульманский праздник) Познакомить с национальным музыкальным инструментом. «Курай»
Развивать интерес к культуре разных народов. октябрь
4 неделя
Пропевание с детьми колыбельных песен
«Березонька скрип- скрип…» Расширять и уточнять знания о колыбельных песнях (народных и авторских) ноябрь
1 неделя
Аппликация
«Коврик для гостей»
(тур юрфан) Воспитывать интерес к традициям башкирского народа ноябрь
2 неделя
Водичка, водичка, умой моё личико Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться;
Учить выразительно, рассказывать потешку, воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности. ноябрь
3 неделя
Дидактическая игра
«Укрась туесок» Воспитывать интерес к росписи, желание создавать красоту вокруг себя. ноябрь
4 неделя
Весёлые ложки
развлечение Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству. декабрь
1неделя
Беседа об особенностях зимы
«Уж ты, зимушка-зима№
Обогащать словарь детей: "тулуп", "рукавицы", "валенки", "шаль"; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память. декабрь
3 неделя
"Снегурушка и лиса"; Познакомить детей со сказкой ; подготовить к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой "Кто позвал?"; развивать слуховое внимание.
Праздник-
«Сундучок Деда Мороза» Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение праздника. январь
Пришла коляда - открывай ворота Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки; Январь
«Весёлые ложки» Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству. Февраль
Хозяйкины помощницы Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым. Февраль
Половичку курочка веничком метёт Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь. Февраль
Маша и медведь учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы Февраль
Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей. Март
Заклика
«Месяц, посвяти»… Закреплять знания об особенностях закличек Март
Идёт коза рогатая Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека. Март
В гости к Хозяюшке Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста. Март
Приди, весна, с радостью Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка:", "Грачи-киричи"; познакомить детей с традицией печь "жаворонков". Апрель
Трень-брень, гусельки Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке. Апрель
Сорока-белобока кашу варила Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку. Апрель
«Прибаутка к обеду» Познакомить с новой прибауткой
воспитывать интерес к народному творчеству Южноуральских писателей
(Пикулева Н. В). Апрель
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно- прикладным искусством Южного Урала.
№ Тема Цель Работа с родителями сроки
- «История – сказ об Урале-
батюшке.
- История поисхождения села «Обручевка» -Познакомить детей с историей заселения Урала, с картой Челябинской области.
-Воспитывать любовь к малой родине. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности - Познакомить родителей с содержанием работы по проекту. -Подборка иллюстраций, открыток, фотографий о родном крае.
-экскурсия в сельскую библиотеку. сентябь
«Сказ о том, как появилась уральская домовая роспись».
Познакомить с уральской домовой росписью, назначением
композиционными особенностями использования в интерьере избы. Сделать макет русской избы, цветные ксерокопии элементов интерьера избы из книги В. А. Барадулина «Народные росписи Урала и Приуралья» Октябрь
«Уральская домовая роспись»
- экскурсия в Обручевскую
школу искусств. Показать особенности подбора цветового решения. Подводить к овладению отдельными приемами работы плоской кистью -Сделать ксерокопии элементов интерьера избы из книги В. А. Барадулина «Народные росписи Урала и Приуралья» Ноябрь
Камень заговори» -Дать детям представление о камнерезном искусстве уральских мастеров как эстетической ценности.
-Познакомить с историей происхождения города Магнитогорска -Собрать коллекцию изделий из камня шкатулки подсвечники ювелирные украшения.
-подготовить слайды о городе
Магнитогорске. Декабрь
«Юрта» (тирмэ) Познакомить с художественным оформлением экстерьера
Юрты (цветовое решение, элементы орнамента Сделать макет юрты.
-Конкурс на лучший «Коврик для гостей»(тур юрфан)
-подбор башкирских пословиц. Январь
«Берестяной туесок» Расширять эстетические представления об искусстве, росписи по бересте как эстетической ценности, совершенствовать
Композиционные умения при выполнении украшении поделки - Принести кусочки бересты.
Подбор русских пословиц о труде. Февраль
Каслинские кудесники Расширять представление об искусстве каслинского литья. Посетить тематическую выставку в общеобразовательной школе. Март
«Пасхальные писанки на Урале» Расширять знания о традициях и обычаях.
Способствовать творческому саморазвитию при составлении узора. развлечение «Красная горка»
Записать на диск «Колокольный перезвон» Апрель
Итоговое занятие-блиц-турнир
«Уральский калейдоскоп» Закрепить эстетические представления дошкольников о декоративно прикладном искусстве Южного Урала. Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, развивать эстетическую рефлексию при оценке собственной деятельности Пригласить родителей для участия в конкурсе Май
Ожидаемые результаты
Для детей. - У детей активно развиваются творческие способности
- Формируется устойчивый познавательный интерес к изучению культуры родного края.
-Воспитывается уважительное, доброжелательное отношение к людям разных национальностей.
- Активизируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми как равноправными партнерами.
- Приобщаются к истокам народной культуры родного края.
- Развивается познавательный интерес к декоративно- прикладному искусству уральских мастеров.
Для педагогов –
- Растет профессиональный уровень педагогов
- Повышается уровень родительской активности
- Установление партнерских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
Продукт проектной деятельности для детей.
- Развлечение:
«Курбам - Байрам»
«Пасха»
- Выставка детских поделок.
- фотоальбом народных праздников.
Продукт проектной деятельности для педагогов.
- Презентация инструктора по физической культуре игр народов Южного Урала.
-конспекты и планирование по теме проекта.
- Мастер – класс «Культурное наследие»
- Продукт проектной деятельности для родителей.
-совместное обсуждение подготовки праздников
-изготовление детских национальных костюмов
-подготовка выставки детских работ
-пополнение коллекции музейных экспонатов
Дальнейшие перспективы проекта
-поддерживать сотрудничество с социумом
- создание слайдов национальных праздников
-организация выставок детских работ
Подведение итогов по реализации проекта.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка. В ходе проведения проекта у детей формируются любовь, интерес, потребность к предметам прикладного искусства, как части быта жизни уральского народа, родного края; чувства привязанности к Родине, происходит формирование начала духовно-патриотического самосознания ребёнка. Формируется эстетическое отношение, эмоциональная отзывчивость и интерес к окружающей действительности средствами народного искусства уральского края.
Воспитывается уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за родной край.
Через устное народное творчество развиваются интегративные качества,и речь детей.
Через декоративно прикладное искусство формируются обобщё нные знания и умения: различать и воспроизводить стили декоративной живописи.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – изд. М. : ГЦЛ, 2004
4