Ирина Щепетинникова
Консультация «История возникновения загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка – жанр народно-поэтического творчества у всех народов мира; замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Как правило, иносказания переносят предмет-загадку в совершенно иную область предметно-вещественного мира («Висит сито, не руками свито» - паутина). Загадка заставляет видеть поэтическую сторону в самых прозаических вещах и предметах («Малая малышка, золотая кубышка» - просо).
Публикация «Консультация „История возникновения загадок“» размещена в разделах
Происхождение и первоначальные функции загадок – вопросов связаны с существованием в древности особых бытовых и промысловых тайных языков. Знание «подставных слов» - условных обозначений и названий, принятых в этих языках, требовало тренировки памяти. Вопрос - загадка помогал запоминанию образных иносказаний. Знание тайной речи входило в обряд посвящения юношей. Остатки тайной речи, отмеченные в 18 веке у русских охотников, дают образы совпадений тайных «подставных слов» с иносказаниями в загадках. С забвением тайных языков, загадки превратились в чисто художественное явление. Первоначально иносказания – обозначения развернулись в описания. В самом воспроизведении окружающего мира - трудовая точка зрения на действительность («Летит птица, не ест ни ржи, ни жита, а ест тура да оленя до красного деня» - овод). В загадках ярко отразился поэтический склад народа, их образы сказочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо («Бела, как снег, черна, как уголь, зелена, как лук, вертится, как бес, и дорога в лес» - сорока). Загадки полны движения
(«Секу-секу – не высеку, рублю-рублю – не вырублю» - солнечный луч). В загадках действительность предстает в развитии, столкновении, в многообразных связях, например, «Били меня, били, колотили, под ключ запирали, на стол сажали» - лен, пряжа, холст, скатерть.
Наряду с загадками-метафорами («В темной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязиницы», встречаются загадки - метонимии («На дворе горой, а в избе водой» - снег, загадки-олицетворения («Ревнул вол за сто сел, за сто речек» - гром).
Загадки предельно кратки, богаты звукописью, композиционно четки, многообразны в своей ритмике, от обычных традиционных загадок отличаются арифметические головоломки, шуточные загадки, основанные на игре слов. Вместе с традиционными загадками они составляют предмет забавы и досуга детей. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции важны тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Загадка развивает у ребенка догадливость, сообразительность.