Елена Петрованова
Проект «Куклы наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «КУКЛЫ НАШИХ ПРЕДКОВ»
Содержание
I. Введение
II. Актуальность, интеграция образовательных областей,
виды детской деятельности, тип, цель, задачи проекта,
гипотеза, проблема, мотивация.
Время работы над проектом.
III. Этапы работы над проектом.
IV. Заключение
V. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы - самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
Публикация «Проект „Куклы наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
М. Е. Салтыков-Щедрин
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная кукла. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитывает уважение и интерес к народным традициям.
Участники проекта : Воспитатель высшей категории Петрованова, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный работник, хореограф.
Тип проекта : творческий.
Время работы над проектом : 8 месяцев (с октября по май)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Вид детской деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы.
Гипотеза: Древнее искусство создания традиционных народных кукол актуально и востребовано в современном мире.
Цель проекта : Формирование у детей интереса через образ народной куклы к истории и культуре русского народа. Исследовать историю возникновения и актуальность традиционных народных кукол.
Задачи:
• Развивать и знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол.
• Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа.
• Определить актуальность народных кукол среди современных дошкольников. Исследовать на практике традиционные технологии изготовления кукол.
• Привлечь внимание детей к старинному искусству создания кукол. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью взрослых.
• Создавать условия для творческого самовыражения детей.
Мотивация: Узнать какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки. Научиться самим изготавливать тряпичных кукол.
Предварительная работа : разработка проекта; анкетирование родителей; подбор методической, научно-популярной и художественной литературы; подбор материала по теме; изготовление дидактических игр; проведение мониторинга выявление первоначальных знаний детей о тряпичной народной кукле.
Направления работы по проекту :
Взаимодействие с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с педагогами.
Создание развивающей среды.
Взаимодействие с родителями: анкетирование, подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке, участие в развлечении.
Проблема: В современном мире ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Какими игрушками играли наши прадедушки и прабабушки?
Принципы реализации проекта :
1. Доступность – учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация – создание благоприятной развивающей среды 4. Динамичность – интеграция образовательных областей.
Реализация проекта :
I этап. Подготовительный.
• Разработка проекта.
• Анкетирование родителей с целью выявления знаний о народной игрушке.
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
• Опрос-мониторинг детей на тему: «С какими куклами вы любите играть?».
• Изучение истории возникновения кукол, их видов, технологии их изготовления.
• Создание пособий по изготовлению народных кукол.
II этап. Основной.
Срок реализации
ОКТЯБРЬ
Познание. Знакомство с русской народной куклой.
Рассматривание иллюстраций с изображением русской народной тряпичной куклы.
Организованная образовательная деятельность «Тряпичная кукла оберег».
Знакомство с видами тканей, подбор тканей для изготовления куклы – пеленашки. Изготовление куклы - пеленашки
Знакомство с колыбелью и колыбельными песнями «Баю-баюшки-баю», «Люли- люли-люленьки», «Котя-котенька-коток».
Сюжетно – ролевая игра «Семья».
Изготовление кукол-лихорадки-лихоманки.
Семейная мастерская «Кукольных дел мастера». Изготовление русской обрядовой куклы Филипповки.
Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
Подбор материала для оформления уголка «Куклы из бабушкиного сундука».
Подготовка ткани, бросового материала для изготовления кукол.
Составление альбома «Русская игровая кукла»
НОЯБРЬ
Знакомство с куклами «Зерновушкой», «Крупеничка», «Горошинка», оберегом достатка и сытости.
Рассматривание колосьев пшеницы, овса, ржи. Зерен гороха, гречихи, кукурузы, как основы для изготовления кукол Зерновушки, Крупенички, Горошинка.
Рассматривание картин и иллюстраций с изображением русского поля. Н. Дмитриевский-Оренбурский «Уборка ржи», «Молотьба». С. Виноградов «На гумне», С. Колесников «Уборка соломы».
Русские народные подвижные игры: «Звонари», «Редька», «Сижу-посижу».
Изготовление кукол «Зерновушка», «Крупеничка», «Горошинка».
Изготовление куклы – Утешницы. (для детей младшей группы)
Развлечение «Осенняя ярмарка».
Консультация на тему «Русская народная игрушка в эстетическом воспитании детей».
Привлечение родителей к сбору материала для изготовления кукол.
Электронная презентация для родителей и педагогов по изготовлению Травницы.
Подбор русских народных сказок.
Подбор дидактических игр.
Составление альбома «Русская обрядовая кукла».
ДЕКАБРЬ
Экскурсия в музей на выставку народной куклы.
Беседа «Куклы наших бабушек».
Рассматривание иллюстраций с изображением народной куклы.
Изготовление обрядовых кукол Отдарок на подарок.
Обыгрывание потешек с использованием куклы "Зайчик - на пальчик ".
Д/и " Завяжи узелок ".Создание в группе коллекции лоскутков.
Практикум «Делаем куклу своими руками» обрядовой кукла Коляда
Подбор материала и помощь в изготовлении кукол создание коллекции лоскутков.
Консультация: «Народная кукла в игре современных детей»
Создание альбома «История куклы в России».
Ткани и фурнитура для изготовления кукол.
ЯНВАРЬ
Подвижная народная игра «Платочек». Заучивание русских народных считалок, потешек, прибауток.
Слушание произведения П. И. Чайковского из «Детского альбома» «Болезнь куклы», «Новая кукла».Разучивание Рождественских колядок. «Пришла Коляда- отворяй ворота».
Изготовление куклы Крестец.
Игра-драматизация по сказке «Маша и медведь» с использованием театра «Куклы на ложке».
Развлечение «Зимние святки»,
Опрос на тему: «Культурные традиции в вашей семье».
Помощь в организации и проведении развлечений «зимние святки», «Пришла Коляда- отворяй ворота»
Мастер класс по изготовлению куклы Рождественский ангел
Подбор и показ слайдов о народной игрушке.
Украшение группы к Новому году, Рождеству и Святкам.
Составление альбома «Всё о народной кукле»,
Музыкальные произведения: Детский альбом. П. И. Чайковский. «Болезнь куклы» «Новая кукла».
ФЕВРАЛЬ
Кукольный театр с использованием тряпичной куклы.
Чтение глав из книги В. С. Горичева «Куклы».
Изготовление куклы Кувадки.
Знакомство с русской обрядовой куклой Масленица.
Развлечение «Ой ты Масленица».
Рисование на тему «Игрушки моей бабушки».
Изготовление куклы Берегиня (северная).
Беседа «Тряпичные куклы».
Выставка семейных работ «Кукла своими руками».
Мастер класс кукла добрых вестей Колокольчик. Подбор и показ мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы для родителей и детей.
Набор открыток и сувениров.
Украшение группы к Масленице.
МАРТ
Изготовление куклы Веснянка.
Разучивание весенних закличек «Солнышко, пробудись, красное покажись», «Ау, ау, аукаем», «Что за славный денек!»
Подвижные игры: «Ручеек», «Идет матушка-весна»
Изготовление кукол Птичка.
«Весёлая и грустная здравствуй песня русская». Разучивание и инсценировка русских народных песен «Во поле берёза стояла», «Светит месяц», «Пойду, да выйду, ль я».
Игровое упражнение "Заплети кукле косу ".
Разучивание хороводной игры "Весна - красна ".
Мастер класс кукла Птица- радость Создание уголка «Сделай сам».
Подбор и показ слайдов о народной игрушке.
АПРЕЛЬ
Занятие на тему: «Знакомство русской обрядовой куклой «Кострома».
Рассматривание материала для изготовления куклы Кострома.
Изготовление кукол Кострома
Слушание русских народных песен «О Ладо мое», «Кострома».
Чтение. И. Рюмина «Куклы наших бабушек».
Разыгрывание игровой ситуации "Куклы водят хоровод ".Помощь в создании мини-музея «Куклы наших предков».
Помощь в оформлении буклетов по изготовлению народных тряпичных кукол. Украшение группы к празднику Пасхи.
Оформление стенгазеты «Роль куклы в жизни ребёнка»
МАЙ
Занятие на тему: «Знакомство с русской обрядовой куклой «Купавка». Знакомство с русским песенным фольклором. Слушание «Ездил Иван по улице», «Как у нас в году три праздника», «Ходили девочки вокруг Купавки».
Изготовление русской обрядовой куклы «Купавка».
Изготовление обрядовой куклы из травы Кукушечка.
Изготовление куклы Бабочка для детских игр Сочинение сказки про куклу "Бабочку. " Подготовка к презентации проекта «Кукольная ярмарка». Оформление уголка «Куклы из бабушкиного сундука».
Подготовка к развлечению оформление зала «Кукольная ярмарка»
III этап. Заключительный.
Организация мини – музея «Куклы наших предков» (выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями).
Оформление альбомов «Куклы русского народа», «История русской народной тряпичной куклы», «Русская игровая кукла», «Русская обрядовая кукла» «Русская обереговая кукла».
Презентация проекта : совместное развлечение для родителей и детей «Кукольная ярмарка».
Планируемый результат:
- Изменение ценностного отношения к истории и традициям своего народа.
- Расширение знаний о традициях русского народа по устному народному творчеству и умение применять их в самостоятельной деятельности.
- Повышение заинтересованности родителей к возрождению народной культуры своего народа.
- Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.
Обогащение развивающей среды.
Повышение компетентности родителей по данной теме.
Постановка новой проблемы: какие ещё игрушки были у наших предков?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
В итоге выполнения работы достигнуто следующее:
· была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
· освоена технология выполнения;
· изготовлены образцы;
· проведены мастер-классы;
Список литературы.
1. Берестнёва, Е. В., Догаева, Н. В. Кукольный сундучок. – М. : Белый город, 2008.- 112 с.
2. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
3. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. Нестеренко А. В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, 51 -56 с.
5. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2014.