Наталья Потапова
Проект «Куклы наших прабабушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : Творческо - информационный.
Продолжительность проекта : октябрь - май.
Участники проекта : Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, специалисты.
Тематическое поле: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Публикация «Проект „Куклы наших прабабушек“» размещена в разделах
Актуальность темы: В старину говорили: «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает». Кукла была не просто игрушкой – это символ продолжения рода, счастья и благополучия. Кукла рассматривалась и как эталон мастерства. Это была уже не только игра, но и обучение рукоделию. Особое значение имел материал для изготовления куклы. Тряпичная кукла снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Через общение с куклой дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребёнку – дошкольнику, через «куклу наших прабабушек» познакомиться с историей и традициями на Руси, получить представление о разных видах старинных кукол и пережить отношение к ним в продуктивной и игровой деятельности.
Это даст возможность самого естественного разрешения психологических проблем ребё нка: страхов, заикания, нарушения речи, поведения и коррекция последствий психотравмирующих ситуаций, после которых дети получили эмоциональную травму.
Цели проекта :
• Разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей к народной кукле;
• Приобщение детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам, через старинную куклу как этнографический источник;
• Углубление знаний, связанных с культурными и религиозными традициями русского народа;
• Через куклу обеспечение связи поколений и помощь ребёнку в выстраивании взаимоотношений с миром.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с историей русской народной куклы;
• Учить мастерить традиционные куклы старинным бесшовным способом;
• Содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки;
• Учить разыгрывать с помощью изготовленных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам;
• Познакомить с вариантами и технологией изготовления куклы – оберега, раскрыть символику;
• Формировать умение взаимодействовать и сотрудничать в процессе работы по реализации проекта;
• Продолжать формировать трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание и др. ;;
• Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука»;
• Формировать познавательные интересы детей;
• Формировать систему знаний детей об изготовлении куклы из различного материала;
• Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство;
• Воспитывать художественный вкус, чувство красоты и гармонии
Роль родителей в реализации проекта :
• Консультации: «Русская народная кукла в жизни ребёнка», «Старая кукла на новый лад» и т. д. ;
• Подбор материалов и информации по теме: «Изготовление куклы для детей и вместе с детьми»;
• Выставки совместных работ детей и родителей: «Куклы - самоделки», «Куклы наших прабабушек»;
• Участие родителей в заседаниях клуба «Мир семьи»;
• Альбом-эстафета: «Старая кукла на новый лад».
Участие специалистов образовательного учреждения в осуществлении проекта :
• Совместная творческая деятельность детей и специалиста по изобразительной деятельности;
• Совместная деятельность детей и педагога, углублённо занимающегося музейной педагогикой;
• Занятия куклотерапией с педагогом – психологом;
• Музыкально – художественная деятельность с музыкальным руководителем.
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое:
• О. А. Соломенникова «Радость творчества»;
• В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»;
• Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»;
• С. Р. Николаева «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками»;
• Н. Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»;
• Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»;
• Л. В. Кокуёва «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»;
• И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»;
• Е. Берстнёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок»;
• Г. Д. Дайн «Русская народная игрушка»;
• О. А. Цыгвинская «Мастерская народных кукол»;
• Материалы Интернета.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
• Материалы: лоскутки однотонного и цветного ситца, солома, разноцветные нитки, салфетки, основа для наматывания ниток, вата, синтепон, крупа и т. д. ;
• Инструменты: ножницы, стальные иглы, ;
• Образцы кукол из различных материалов;
• Схемы пошагового изготовления кукол;
• Подбор книг, альбомов с различными видами кукол;
• Коллекция кукол в русском народном костюме;
Продукт проектной деятельности :
• Коллекция русских народных кукол – новоделов;
• Дидактические игры по теме;
• Оформление выставки в дошкольном учреждении;
• Оформление технологических карт по изготовлению куклы;
• Фотоальбом;
• Выставка кукол, изготовленных детьми и родителями;
• Технологические карты построения образовательной деятельности;
• Подбор художественного слова по теме.
Этапы проведения и реализации проекта :
1. Информационно-накопительный:
• Изучение интереса детей для определения целей проекта;
• Подбор методической литературы, литературы для детей, материально-технических ресурсов;
• Информация для родителей «Участвуем в проекте «Куклы наших прабабушек»;
• Взаимодействие с родителями по реализации проекта;
• Определение тематики бесед;
• Тематическое планирование;
• Сбор информации;
• Подбор музыкального репертуара;
• Работа со специалистами.
Проблематизация:
Дети подготовительной группы задумались: во что играли дети в старину, ведь магазина «Игрушки» не было.
2. Организационно-практический:
Целеполагание:
Было предложено много вариантов ответов и чтобы найти верный дети приняли совместное решение узнать какие игрушки были у детей в старину.
3. Планирование:
В ходе обсуждения дети пришли к выводу что необходимо:
1. Найти информацию о старинных русских народных игрушках (обратиться за помощью к родителям, чтобы прочитать об этом в книгах, энциклопедиях, интернете);
2. Попробовать изготовить кукол самостоятельно (с небольшой помощью взрослого);
3. Организовать выставку русской народной куклы;
4. Рассказать о кукле другим детям и родителям.
5. Формы и методы реализации проекта :
Социально-коммуникативное развитие.
Игровая деятельность:
• Оформление центров игровой деятельности игрушками и атрибутами по теме.
• Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Ярмарка»
• Дидактические игры: «Что изменилось?», «Из чего сделаны», «Четвёртый лишний», «Подбери узор», «Путаница», «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию»;
• Обучение игровым действиям с русскими народными куклами;
• Словесная игра: «Узнай по описанию».
Коммуникативная деятельность:
• Беседа «История появления куклы»;
• Беседа «Значение куклы в жизни русского человека»;
• Беседа «От семени до льняного полотна»;
• Беседа «По одёжке встречают»;
• Беседа «Растения, которые нас лечат»;
• рассказ о коллекции русской народной куклы в музейном уголке детского сада;
• Рассматривание альбома «Наряд для куколки»;
• Составление алгоритма «Как рождается кукла»;
• Рассказ о старинной русской народной одежде;
• Рассматривание картин «Лён цветёт», «Пряха»;
Художественно-эстетическое развитие.
Продуктивная деятельность:
Рисование:
• Рассматривание альбомов с различными видами кукол;
• Работа в альбомах-тренажёрах «Ярославские узоры»;
• Рисование «Моя любимая куколка», «Кукла в национальном костюме»;
• Рисование узоров на полосе для украшения куколки.
Лепка:
• «Куколка»;
• Внесение различных дополнительных материалов для самостоятельной творческой деятельности.
Аппликация:
• выкладывание орнамента из круп, зерен;
• «Оденем куколку» (работа с тканью и природным материалом);
• Внесение лоскутков ткани для подбора цветовой гаммы для аппликации.
Музыкальная деятельность:
• Восприятие русской народной музыки, ярославских мотивов;
• Слушанье русских народных колыбельных песен;
• Внесение в музыкальный уголок атрибутов для игр, хороводов.
Восприятие художественной литературы, фольклора:
• Чтение:
- «О куклах-закрутках…»,
- «Кусочек ткани…»,
- «Вот для куколки подружки…»,
- р. н. с. «Василиса Прекрасная»,
-р. н. с. «Терешечка»,
-рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
• Внесение в книжный уголок иллюстраций к произведениям;
• Внесение в театральный уголок кокошников, сарафанов, рубах для ряженья.
Конструирование из разного материала:
• Конструирование из бросового материала;
• Работа в центре творчества;
• Изготовление детьми русских народных кукол.
Познавательное развитие.
Познавательно – исследовательская деятельность:
• Рассматривание кукол, определение этапов работы;
• Подбор материалов и инструментов, необходимых для работы;
• Знакомство с процессом изготовления народного костюма;
• Знакомство с лекарственными растениями нашей местности;
• Опыты с соломой:
Изменение цвета под воздействием соляного раствора;
5. Презентационно-завершающий:
• Развлечение с родителями и детьми: «Праздник куклы».
• Создание фоторепортажа по проекту;
• Оценка этапов реализации проекта.
6. Контрольно-рефлексивный:
• Подведение итогов.
• Беседа с детьми о том чему они научились и как они достигли поставленных целей.
Заключение: В данном педагогическом проекте представлена система работы по ознакомлению детей с русской народной куклой. В доступной детям форме проект знакомит их с характерными особенностями, видами и способами её изготовления. В результате реализации проекта :
• дети получили представление о русской народной кукле : о материале, из которого она изготавливается (солома, лён, лоскут, береста, нитки и т. д., об игровых действиях, которые можно совершить с ней;
• различают понятия «Бессонница», «Крупеничка», «Стригушка», «Кукла-скрутка», «Неразлучники», «Мартенички», «Кувадка», «Столбушка», «Купавка», «Берегиня»;
• знают и показывают некоторые приёмы изготовления русской
народной куклы;
• имеют простейшие представления о значении куклы в жизни наших прабабушек и современного ребёнка;
• дети познакомились с материалами и инструментами для изготовления различных видов кукол, у них выработались умения и навыки их практического использования;
• использование детьми результатов своей деятельности в качестве украшения, сувенира, создания игрового пространства;
• широкое включение выполненных детьми кукол в жизнь ДОУ;
• У детей появился интерес к истории и культуре своей родины;
• Дети применяют полученные знания в продуктивной деятельности.
Все эти умения и навыки, полученные детьми очень пригодятся в планировании и реализации следующего проекта «Фабрика игрушки», целью которого является изготовление игрушек для малышей, которые только пришли в детский сад.