Получи документы

Проект «Куклы из бабушкиного сундука»

Татьяна Николаевна Сидорова
Проект «Куклы из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Куклы из бабушкиного сундука»

Сидорова Т. Н., воспитатель высшей квалификационной категории

Шуванова О. Е., воспитатель первой квалификационной категории

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 117 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Пенза

Публикация «Проект „Куклы из бабушкиного сундука“» размещена в разделах

Сидорова т. н. :
Проектная деятельность
Актуальность

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселённых городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или переоценивать. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление.

В отсутствие в древности технологий сохранения больших объёмов информации бесценным источником знаний о русской культуре является фольклор во всём разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является тряпичная кукла. А с учётом возросшего общественного интереса к русскому фольклорному искусству тема данного проекта становится востребованной и актуальной. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

Проблематика проекта.

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к такому фольклорному направлению как народная тряпичная кукла, мы порой не задумываемся и не осознаём её важного места в русской культуре и не воспринимаем как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность и значимость тряпичной куклы.

Цель проекта.

Приобщение детей 6-7 лет к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной народной куклой.

Задачи.

1) Познакомить дошкольников с историей возникновения народной тряпичной куклы.

2) Развивать и обогащать знания о куклах, их видах (куклы-обереги, обрядовые, игровые).

3) Познакомить с различными техниками изготовления народной куклы (пеленашка, закрутка, кукла-нянюшка).

4) Воспитывать интерес к тряпичной народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

5) Создать условия для творческого самовыражения детей.

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Проект долгосрочный, рассчитан на четыре недели, для детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта : воспитатели и дети подготовительной группы №1, родители воспитанников

Ожидаемые результаты. В результате проектной деятельности у детей сформируются представления: об истории возникновения народной тряпичной куклы, о различных техниках изготовления народных кукол, возрастёт интерес к русской народной культуре в целом.

Этапы проектной деятельности.

Подготовительный этап.

Подготовка материалов:

-подбор наглядных и дидактических материалов:

тряпичные куклы (Берегиня, Крупеничка, Кубышка-травница, Коляда, Подорожница, Столбушка с косой, Славутница, Нянюшка, кукла-закрутка и другие, фото- и видео - сюжеты, тематические альбомы по теме проекта, репродукции картин (М. Игнатьев «Мама», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», А. Ремнев «Масленица», настольно-печатные и дидактические игры по теме: «Собери куклу», «Четвёртый лишний», «Одень куклу» и др.

Подбор литературы и предварительное чтение художественной литературы:

- А. Барто «Кукла», Е. Благинина «Малышок-голышок», Р. Гейдар «Какое имя кукле дать;

авторские сказки Н. Груздева «Путешествие куклы», О. Назарова «Про куклу», Н. Д. Телешов «Сказка про Крупеничку»;

русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Василиса Премудрая», «Матушкина куколка», «Баба-Яга» и др.

Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:

материалы для изготовления тряпичных кукол (кусочки различных видов ткани, нитки, ленты, тесьма и т. п., технологические карты по изготовлению тряпичных кукол «Пеленашка», «Закрутка», «Нянюшка», «Ангелочек», «Малышок-голышок», «Покостница»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр ( предметы быта и старины: «бабушкин сундук», рушник, свивальник, подзорник, деревянная посуда и т. д.).

Анкетирование родителей: «Как мы играем с ребёнком», «Поликультурное воспитание в семье».

Продуктивный этап.

Постановка проблемы.

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

В ходе обсуждения содержания сказки, вопросы к детям:

- Назовите главных героев сказки;

- Кто помогал Василисе Прекрасной выполнять трудную работу? (куколка) :

- Как могла выглядеть эта кукла? При рассматривании иллюстраций было обращено внимание детей на то, что мы не встретили ни одного изображения самой куколки, а ведь она является одним из главных действующих персонажей сказки. Выяснили, что хотели бы узнать о кукле намного больше. А поскольку сказка русская народная, то узнать больше о народной кукле. Так зародилась идея проекта «Куклы из бабушкиного сундука».

1. Знакомство с историей возникновения тряпичной народной куклы :

- Цикл НОД и бесед: «Откуда пришла кукла»;

«История появления тряпичной куклы»;

«Знакомство с русской народной куклой»;

«Виды тряпичных кукол: обереговые, обрядовые, игровые»;

«Виртуальное путешествие: «В гости к бабушке Арине»;

«Куклы из бабушкиного сундука : Кукла Крупеничка (Зерновушка)»,

«Кукла Берегиня»,

«Кукла Кубышка-травница»;

-Рассматривание тематических альбомов, видео презентации «Народные тряпичные куклы»;

-Обогащение и активизация словаря детей новыми словами: кукла-оберег, обряд, традиция, свивальник, подзорник, безликая кукла, котомка, посох;

- Обсуждение характерных признаков, по которым можно классифицировать тряпичных кукол на такие группы как обереговые, обрядовые, игровые;

- Чтение русских народных сказок: «Матушкина куколка», «Василиса Премудрая» и стихотворений про кукол (Е. Благинина «Малышок-голышок», Г. Заславская «Кукла» и др;

- Рассматривание репродукций картин (М. Игнатьев «Мама», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», С. Кожин «Масленица на Руси» и др.)

2. Формирование у дошкольников умений и навыков изготовления тряпичных кукол с использованием технологических карт.

- Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы Пеленашки;

- Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы Закрутки

- Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы Нянюшки.

3. Исследовательская деятельность.

- Серия бесед-обсуждений: «В какие куклы играли наши бабушки, «Виды тряпичных кукол: обереговые, обрядовые, игровые», «Почему тряпичных кукол делали безликими?» и т. д.

- Сравнение тряпичных кукол разных видов и нахождение сходств и различий между ними по внешнему виду и назначению;

- Формулирование общих выводов о том, что деление кукол на виды (игровые, обереговые, обрядовые) не чёткое, а условное. Так как одна и та же кукла может быть одновременно и обереговой и игровой, обрядовой и игровой;

- ДНОД со социальными партнерами ДОУ «Пензенский государственный краеведческий музей: «Соломенная кукла», «Куколка увитая». Знакомство детей с традицией изготовления тряпичной куклы.

4. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов и в совместной с родителями деятельности по теме проекта :

- Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Моя любимая тряпичная кукла»;

- Чтение сказок и стихов; - Изготовление тряпичных кукол с детьми и родителями;

-Экскурсия в Пензенский государственный краеведческий музей;

- Создание видеоролика «Экскурсия в краеведческий музей;

- Оформление газеты в родительский уголок «Тряпичные куклы наших бабушек»;

-Организация выставки «Коллекция тряпичных кукол».

5. Игровая деятельность детей.

- Настольно-печатные, дидактические и словесные игры:

«Узнай куклу по описанию»,

«Собери куклу»,

«Четвёртый лишний»;

- Сюжетно-ролевая игра «Посидим в горнице»;

- Народные подвижные игры: «Горелки», «Плетень», «Золотые ворота».

Презентативный этап.

- Обобщение материалов и результатов проекта;

- Создание мини-музея «Народные тряпичные куклы»;

- Презентация проекта : «Куклы из бабушкиного сундука».

- Создание видеоролика с участием детей;

- Проведение детьми экскурсий по теме проекта для других возрастных групп.

В результате реализации проекта «Куклы из бабушкиного сундука» предметно-развивающая среда пополнилась следующими материалами и пособиями:

1).Создан мини-музей в ДОУ «Русские народные тряпичные куклы»;

2). Видео презентации: «Куклы из бабушкиного сундука», «Откуда Русь пришла», «Образ куклы в картинах художников»;

3). Разработаны технологические карты по изготовлению кукол: «Пеленашка», «Закрутка», «Нянюшка», «Зернушка»;

4). Оформлены альбомы: «Русский народный костюм», «Семейные традиции», «Народные праздники;

5). Созданы разные виды картотек: «Русские народные игры», «Стихи и сказки о кукле», «Поговорки и пословицы».

Реализация данного проекта способствовала приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развитию познавательных интересов.

Литература.

1. Аскарова, А. В. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре

/А. В. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. -№ 7.- с. 117-120.

2. Горичева, В. С. Куклы / В. С. Горичева. - Ярославль: Академия развития, 1999.-с. 187.

3. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы / З. И. Зимина. - М: Ладога 100, 2007.- с. 64.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного.

Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка»Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка» Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, традициям и обычаям русского народа, истории народной.

Интегрированное занятие «Куклы-обереги из бабушкиного сундука» Задачи: 1. Закрепить знания детей о куклах-оберегах. 2. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение.

Кружковая работа. Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка»Кружковая работа. Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка» ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка День недели Продолжительность Периодичность Вторник с 15.30 до 16.00 1.

Куклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочкамиКуклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочками Воспитатель и девочки в русских народных сарафанах, под звуки русской народной музыки заводят хоровод. У Петровых у ворот Вьется, вьется.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игрушки из бабушкиного сундука»Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игрушки из бабушкиного сундука» «ИГРУШКИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»Цель: популяризация старинного русского промысла – изготовления игрушек Вид деятельности: Познавательная.

Занятие по образовательной области «Познание» «Куклы бабушкиного сундука» (подготовительная к школе группа) Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

Проект «Куклы-обереги» (фотоотчет)Проект «Куклы-обереги» (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию один из проектов нашей группы "Веснушки". Он является итоговым мероприятием недели под.

Проект «История куклы» ПРОЕКТ "ИСТОРИЯ КУКЛЫ" Продолжительность: 1 неделя Тип проекта: Познавательно - творческий Участники проекта: Педагог, дети, социальные.

Проект «Куклы из бабушкиного сундучка» Кто в детстве в куклы не играл, Тот и счастья не видал. (народная мудрость) Пояснительная записка Современное общество характеризуется ростом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Куклы из бабушкиного сундука»
Опубликовано: 27 мая 2016 в 11:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Куклы из бабушкиного сундука»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Николаевна Сидорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД