Татьяна Николаевна Сидорова
Проект «Куклы из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Куклы из бабушкиного сундука»
Сидорова Т. Н., воспитатель высшей квалификационной категории
Шуванова О. Е., воспитатель первой квалификационной категории
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 117 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Пенза
Публикация «Проект „Куклы из бабушкиного сундука“» размещена в разделах
Сидорова т. н. : |
Проектная деятельность |
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселённых городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или переоценивать. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление.
В отсутствие в древности технологий сохранения больших объёмов информации бесценным источником знаний о русской культуре является фольклор во всём разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является тряпичная кукла. А с учётом возросшего общественного интереса к русскому фольклорному искусству тема данного проекта становится востребованной и актуальной. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.
Проблематика проекта.
Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к такому фольклорному направлению как народная тряпичная кукла, мы порой не задумываемся и не осознаём её важного места в русской культуре и не воспринимаем как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность и значимость тряпичной куклы.
Цель проекта.
Приобщение детей 6-7 лет к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной народной куклой.
Задачи.
1) Познакомить дошкольников с историей возникновения народной тряпичной куклы.
2) Развивать и обогащать знания о куклах, их видах (куклы-обереги, обрядовые, игровые).
3) Познакомить с различными техниками изготовления народной куклы (пеленашка, закрутка, кукла-нянюшка).
4) Воспитывать интерес к тряпичной народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
5) Создать условия для творческого самовыражения детей.
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Проект долгосрочный, рассчитан на четыре недели, для детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта : воспитатели и дети подготовительной группы №1, родители воспитанников
Ожидаемые результаты. В результате проектной деятельности у детей сформируются представления: об истории возникновения народной тряпичной куклы, о различных техниках изготовления народных кукол, возрастёт интерес к русской народной культуре в целом.
Этапы проектной деятельности.
Подготовительный этап.
Подготовка материалов:
-подбор наглядных и дидактических материалов:
тряпичные куклы (Берегиня, Крупеничка, Кубышка-травница, Коляда, Подорожница, Столбушка с косой, Славутница, Нянюшка, кукла-закрутка и другие, фото- и видео - сюжеты, тематические альбомы по теме проекта, репродукции картин (М. Игнатьев «Мама», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», А. Ремнев «Масленица», настольно-печатные и дидактические игры по теме: «Собери куклу», «Четвёртый лишний», «Одень куклу» и др.
Подбор литературы и предварительное чтение художественной литературы:
- А. Барто «Кукла», Е. Благинина «Малышок-голышок», Р. Гейдар «Какое имя кукле дать?»;
авторские сказки Н. Груздева «Путешествие куклы», О. Назарова «Про куклу», Н. Д. Телешов «Сказка про Крупеничку»;
русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Василиса Премудрая», «Матушкина куколка», «Баба-Яга» и др.
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:
материалы для изготовления тряпичных кукол (кусочки различных видов ткани, нитки, ленты, тесьма и т. п., технологические карты по изготовлению тряпичных кукол «Пеленашка», «Закрутка», «Нянюшка», «Ангелочек», «Малышок-голышок», «Покостница»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр ( предметы быта и старины: «бабушкин сундук», рушник, свивальник, подзорник, деревянная посуда и т. д.).
Анкетирование родителей: «Как мы играем с ребёнком», «Поликультурное воспитание в семье».
Продуктивный этап.
Постановка проблемы.
Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».
В ходе обсуждения содержания сказки, вопросы к детям:
- Назовите главных героев сказки;
- Кто помогал Василисе Прекрасной выполнять трудную работу? (куколка) :
- Как могла выглядеть эта кукла? При рассматривании иллюстраций было обращено внимание детей на то, что мы не встретили ни одного изображения самой куколки, а ведь она является одним из главных действующих персонажей сказки. Выяснили, что хотели бы узнать о кукле намного больше. А поскольку сказка русская народная, то узнать больше о народной кукле. Так зародилась идея проекта «Куклы из бабушкиного сундука».
1. Знакомство с историей возникновения тряпичной народной куклы :
- Цикл НОД и бесед: «Откуда пришла кукла»;
«История появления тряпичной куклы»;
«Знакомство с русской народной куклой»;
«Виды тряпичных кукол: обереговые, обрядовые, игровые»;
«Виртуальное путешествие: «В гости к бабушке Арине»;
«Куклы из бабушкиного сундука : Кукла Крупеничка (Зерновушка)»,
«Кукла Берегиня»,
«Кукла Кубышка-травница»;
-Рассматривание тематических альбомов, видео презентации «Народные тряпичные куклы»;
-Обогащение и активизация словаря детей новыми словами: кукла-оберег, обряд, традиция, свивальник, подзорник, безликая кукла, котомка, посох;
- Обсуждение характерных признаков, по которым можно классифицировать тряпичных кукол на такие группы как обереговые, обрядовые, игровые;
- Чтение русских народных сказок: «Матушкина куколка», «Василиса Премудрая» и стихотворений про кукол (Е. Благинина «Малышок-голышок», Г. Заславская «Кукла» и др;
- Рассматривание репродукций картин (М. Игнатьев «Мама», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», С. Кожин «Масленица на Руси» и др.)
2. Формирование у дошкольников умений и навыков изготовления тряпичных кукол с использованием технологических карт.
- Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы Пеленашки;
- Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы Закрутки
- Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы Нянюшки.
3. Исследовательская деятельность.
- Серия бесед-обсуждений: «В какие куклы играли наши бабушки?», «Виды тряпичных кукол: обереговые, обрядовые, игровые», «Почему тряпичных кукол делали безликими?» и т. д.
- Сравнение тряпичных кукол разных видов и нахождение сходств и различий между ними по внешнему виду и назначению;
- Формулирование общих выводов о том, что деление кукол на виды (игровые, обереговые, обрядовые) не чёткое, а условное. Так как одна и та же кукла может быть одновременно и обереговой и игровой, обрядовой и игровой;
- ДНОД со социальными партнерами ДОУ «Пензенский государственный краеведческий музей: «Соломенная кукла», «Куколка увитая». Знакомство детей с традицией изготовления тряпичной куклы.
4. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов и в совместной с родителями деятельности по теме проекта :
- Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Моя любимая тряпичная кукла»;
- Чтение сказок и стихов; - Изготовление тряпичных кукол с детьми и родителями;
-Экскурсия в Пензенский государственный краеведческий музей;
- Создание видеоролика «Экскурсия в краеведческий музей;
- Оформление газеты в родительский уголок «Тряпичные куклы наших бабушек»;
-Организация выставки «Коллекция тряпичных кукол».
5. Игровая деятельность детей.
- Настольно-печатные, дидактические и словесные игры:
«Узнай куклу по описанию»,
«Собери куклу»,
«Четвёртый лишний»;
- Сюжетно-ролевая игра «Посидим в горнице»;
- Народные подвижные игры: «Горелки», «Плетень», «Золотые ворота».
Презентативный этап.
- Обобщение материалов и результатов проекта;
- Создание мини-музея «Народные тряпичные куклы»;
- Презентация проекта : «Куклы из бабушкиного сундука».
- Создание видеоролика с участием детей;
- Проведение детьми экскурсий по теме проекта для других возрастных групп.
В результате реализации проекта «Куклы из бабушкиного сундука» предметно-развивающая среда пополнилась следующими материалами и пособиями:
1).Создан мини-музей в ДОУ «Русские народные тряпичные куклы»;
2). Видео презентации: «Куклы из бабушкиного сундука», «Откуда Русь пришла», «Образ куклы в картинах художников»;
3). Разработаны технологические карты по изготовлению кукол: «Пеленашка», «Закрутка», «Нянюшка», «Зернушка»;
4). Оформлены альбомы: «Русский народный костюм», «Семейные традиции», «Народные праздники;
5). Созданы разные виды картотек: «Русские народные игры», «Стихи и сказки о кукле», «Поговорки и пословицы».
Реализация данного проекта способствовала приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развитию познавательных интересов.
Литература.
1. Аскарова, А. В. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре
/А. В. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. -№ 7.- с. 117-120.
2. Горичева, В. С. Куклы / В. С. Горичева. - Ярославль: Академия развития, 1999.-с. 187.
3. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы / З. И. Зимина. - М: Ладога 100, 2007.- с. 64.