Получи документы

Проект «Куклы наших прабабушек»

Инна Маляр
Проект «Куклы наших прабабушек»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Содержание проекта

Актуальность

Игра и игрушка- это часть народной традиции. В далёком прошлом куклы были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Игрушки сегодня радуют, удивляют и дети острее взрослых ощущают их необычность. Чему же учат современные игрушки? По мнению учёных, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого-педагогическим требованиям формирования сознания ребёнка.

Кукла Барби формирует в ребёнке "быть хорошей американской девочкой" (не заботливой мамой а супер-девочкой).

Публикация «Проект „Куклы наших прабабушек“» размещена в разделах

Куклы для мальчиков : супермены, Бэтмен, Пираты, Джеки-потрошители, как инструкция будущих киллеров.

Большинство компьютерных игр - разрушают психику ребёнка. В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или переоценивать. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление.

Одним из интереснейших фольклорных направлений является и тряпичная кукла. А с учётом возросшего интереса к русскому фольклорному искусству тема данного проекта становится востребованной и актуальной. Знание истоков, обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

Цель проекта.

Приобщение детей 6-7 лет к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной народной куклой.

Задачи.

Познакомить дошкольников с историей возникновения народной тряпичной куклы.

Развивать и обогащать знания о куклах, их видах: куклы-обереги, обрядовые, игровые.

Познакомить с различными техниками изготовления народной куклы (пеленашка, закрутка, берегиня, ангелочек).

Воспитывать интерес к тряпичной народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Срок реализации: долгосрочный (с сентября по апрель)

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Проект предназначен для детей подготовительной группы.

Участники проекта : воспитатели и дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, проектно-исследовательская деятельность.

Ожидаемые результаты.

В результате проектной деятельности у детей сформируются представления: об истории возникновения народной тряпичной куклы, о различных техниках изготовления народных кукол, возрастёт интерес к русской народной культуре в целом.

Вопросы проекта :

как жили наши прабабушки 100 лет назад, какие были у них игрушки, чем интересовались.

- во что играли дети в прошлом, почему.

Методы проекта :

Рассказ воспитателя: История куклы «Пеленашки», история куклы «Берегини», история куклы «Ангелочек», история куклы «Закрутка».

Беседы: «Игрушки наших прапрабабушек»,

«Почему у народной куклы нет лица».

познавательные занятия: «Бабушкины куклы», «Изготовление народной тряпичной куклы»

экскурсия в музей «Русская изба»; посещение выставки местного народного умельца А. Д. Майлат.

Продуктивная деятельность (ручной труд) : куклы – «Ангелочки», куклы – «Пеленашки»

Выставка творческих работ

Исследовательская работа: «Бабушкина кукла - нужна ли она современному ребенку?»

2. Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап (срок реализации сентябрь по октябрь 2013г.)

Информационно-накопительный:

Подготовка материалов: подбор наглядных и дидактических материалов:

тряпичные куклы (Берегиня, Крупеничка, Кубышка-травница, Коляда, Подорожница, Нянюшка, кукла-закрутка и другие, фото, тематические альбомы по теме проекта, репродукции картин (М. Игнатьев «Мама», А. Ремнев «Масленица», настольно-печатные и дидактические игры по теме: «Собери куклу», «Четвёртый лишний», «Одень куклу» и др.

Подбор литературы и предварительное чтение художественной литературы:

А. Барто «Кукла», Е. Благинина «Малышок-голышок», Р. Гейдар «Какое имя кукле дать;

О. Назарова «Про куклу», Н. Д. Телешов «Сказка про Крупеничку»;

Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:

материалы для изготовления тряпичных кукол (кусочки различных видов ткани, нитки, ленты, тесьма и т. п., технологические карты по изготовлению тряпичных кукол «Пеленашка», «Закрутка», «Ангелочек», «Берегиня»;

Продуктивный этап:

Сентябрь, Октябрь:

1. Сообщение о теме проекта родителям группы, сбор материалов, информации на тему проекта.

Ноябрь:

1. Беседа «Почему у тряпичной куклы нет лица

«Откуда пришла кукла»;

«Виды тряпичных кукол: обереговые, обрядовые, игровые»;

2. Знакомство с историей куклы «Пеленашки».

Приготовление материала, рассматривание схемы изготовления куклы.

4. Изготовление куклы «Пеленашки».

Декабрь:

1. Рассматривание тематических альбомов, видео презентации «Народные тряпичные куклы»

2. Экскурсия в музей «Русская изба».

3. Обсуждение характерных признаков, по которым можно классифицировать тряпичных кукол на такие группы как обереговые, обрядовые, игровые;

4. История куклы «Закрутки», изготовление.

Январь:

1. Посещение выставки местного народного умельца А. Д. Майлат «Соломенная кукла».

2. Знакомство с народной куклой «Крупенички». Беседа о кукле «Крупенички». Изготовление.

Февраль:

1. Знакомство с куклой игровой. Беседа о кукле. Изготовление.

2. Сравнение тряпичных кукол разных видов и нахождение сходств и различий между ними по внешнему виду и назначению;

3. Формулирование общих выводов о том, что деление кукол на виды (игровые, обереговые, обрядовые) не чёткое, а условное. Так как одна и та же кукла может быть одновременно и обереговой и игровой, обрядовой и игровой.

Март:

1. Выставка творческих работ.

2. Исследовательская работа Монаховой С. : «Бабушкина кукла - нужна ли она современному ребенку?»

3. Исследовательская деятельность.

Серия бесед-обсуждений: «В какие куклы играли наши бабушки.

Апрель:

1. Презентация исследовательской работы на семинаре в школе № 3: «Бабушкина кукла - нужна ли она современному ребенку?»

Заключительный этап:

Обобщение материалов и результатов проекта;

Проведение детьми экскурсий по теме проекта для других возрастных групп.

В результате реализации проекта предметно-развивающая среда пополнилась следующими материалами и пособиями:

Видео презентации: «Куклы прабабушек», «Образ куклы в картинах художников»;

Оформлены альбомы: «Русский народный костюм», «Семейные традиции», «Народные праздники;

Созданы картотеки: «Стихи и сказки о кукле», «Поговорки и пословицы».

Результат:

Реализация данного проекта способствовала приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развитию познавательных интересов. По окончанию проекта, можно сделать вывод, что ребята много узнали о русской народной тряпичной кукле, сами научились ее изготавливать.

Публикации по теме:

«Активизация включения родителей в образовательный процесс в ходе проекта «Куклы наших прабабушек».«Активизация включения родителей в образовательный процесс в ходе проекта «Куклы наших прабабушек». Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей опирается, в частности, на работу по патриотическому воспитанию детей. В настоящее.

Куклы наших прабабушек «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». М. Е.

Конспект беседы «Куклы наших бабушек» с последующим изготовлением куклы Цель: познакомить детей с русскими народными куклами, научить изготавливать детей куклу из ткани. Демонстрационный материал: куклы или картинки.

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик»«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность. Задачи: 1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;.

Открытая совместная деятельность «Куклы наших бабушек. Изготовление куклы-хороводницы» старшая группаОткрытая совместная деятельность «Куклы наших бабушек. Изготовление куклы-хороводницы» старшая группа Вводная часть. Педагог приглашает детей в зал - Сегодня в нашем зале присутствуют гости. Посмотрите на них, давайте их поприветствуем.

Проект «Игры наших мам» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ Игры наших мам СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение Актуальность 2. Основная часть Целеполагание Задачи проекта Ожидаемый.

Проект «Куклы из бабушкиного сундучка» Кто в детстве в куклы не играл, Тот и счастья не видал. (народная мудрость) Пояснительная записка Современное общество характеризуется ростом.

Проект «Куклы из бабушкиного сундука» Проект «Куклы из бабушкиного сундука» Сидорова Т. Н., воспитатель высшей квалификационной категории Шуванова О. Е., воспитатель первой квалификационной.

Проект «Куклы — наши друзья» Перспективный план на тему "Куклы -наши друзья" 1. Образовательная деятельность «История создания куклы» Цель: познакомить детей с возникновением.

Проектная деятельность с детьми. Мини-музей «Куклы наших бабушек»Проектная деятельность с детьми. Мини-музей «Куклы наших бабушек» В процессе организации работы по проектной деятельности дошкольников, по ознакомлению детей с традиционной русской культурой, обрядовыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Куклы наших прабабушек»
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 09:20
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Куклы наших прабабушек»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Маляр в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД