Инна Маляр
Проект «Куклы наших прабабушек»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Содержание проекта
Актуальность
Игра и игрушка- это часть народной традиции. В далёком прошлом куклы были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Игрушки сегодня радуют, удивляют и дети острее взрослых ощущают их необычность. Чему же учат современные игрушки? По мнению учёных, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого-педагогическим требованиям формирования сознания ребёнка.
Кукла Барби формирует в ребёнке "быть хорошей американской девочкой" (не заботливой мамой а супер-девочкой).
Публикация «Проект „Куклы наших прабабушек“» размещена в разделах
Куклы для мальчиков : супермены, Бэтмен, Пираты, Джеки-потрошители, как инструкция будущих киллеров.
Большинство компьютерных игр - разрушают психику ребёнка. В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или переоценивать. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление.
Одним из интереснейших фольклорных направлений является и тряпичная кукла. А с учётом возросшего интереса к русскому фольклорному искусству тема данного проекта становится востребованной и актуальной. Знание истоков, обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.
Цель проекта.
Приобщение детей 6-7 лет к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной народной куклой.
Задачи.
Познакомить дошкольников с историей возникновения народной тряпичной куклы.
Развивать и обогащать знания о куклах, их видах: куклы-обереги, обрядовые, игровые.
Познакомить с различными техниками изготовления народной куклы (пеленашка, закрутка, берегиня, ангелочек).
Воспитывать интерес к тряпичной народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Срок реализации: долгосрочный (с сентября по апрель)
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Проект предназначен для детей подготовительной группы.
Участники проекта : воспитатели и дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, проектно-исследовательская деятельность.
Ожидаемые результаты.
В результате проектной деятельности у детей сформируются представления: об истории возникновения народной тряпичной куклы, о различных техниках изготовления народных кукол, возрастёт интерес к русской народной культуре в целом.
Вопросы проекта :
как жили наши прабабушки 100 лет назад, какие были у них игрушки, чем интересовались.
- во что играли дети в прошлом, почему.
Методы проекта :
Рассказ воспитателя: История куклы «Пеленашки», история куклы «Берегини», история куклы «Ангелочек», история куклы «Закрутка».
Беседы: «Игрушки наших прапрабабушек»,
«Почему у народной куклы нет лица».
познавательные занятия: «Бабушкины куклы», «Изготовление народной тряпичной куклы»
экскурсия в музей «Русская изба»; посещение выставки местного народного умельца А. Д. Майлат.
Продуктивная деятельность (ручной труд) : куклы – «Ангелочки», куклы – «Пеленашки»
Выставка творческих работ
Исследовательская работа: «Бабушкина кукла - нужна ли она современному ребенку?»
2. Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап (срок реализации сентябрь по октябрь 2013г.)
Информационно-накопительный:
Подготовка материалов: подбор наглядных и дидактических материалов:
тряпичные куклы (Берегиня, Крупеничка, Кубышка-травница, Коляда, Подорожница, Нянюшка, кукла-закрутка и другие, фото, тематические альбомы по теме проекта, репродукции картин (М. Игнатьев «Мама», А. Ремнев «Масленица», настольно-печатные и дидактические игры по теме: «Собери куклу», «Четвёртый лишний», «Одень куклу» и др.
Подбор литературы и предварительное чтение художественной литературы:
А. Барто «Кукла», Е. Благинина «Малышок-голышок», Р. Гейдар «Какое имя кукле дать?»;
О. Назарова «Про куклу», Н. Д. Телешов «Сказка про Крупеничку»;
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:
материалы для изготовления тряпичных кукол (кусочки различных видов ткани, нитки, ленты, тесьма и т. п., технологические карты по изготовлению тряпичных кукол «Пеленашка», «Закрутка», «Ангелочек», «Берегиня»;
Продуктивный этап:
Сентябрь, Октябрь:
1. Сообщение о теме проекта родителям группы, сбор материалов, информации на тему проекта.
Ноябрь:
1. Беседа «Почему у тряпичной куклы нет лица?»
«Откуда пришла кукла»;
«Виды тряпичных кукол: обереговые, обрядовые, игровые»;
2. Знакомство с историей куклы «Пеленашки».
Приготовление материала, рассматривание схемы изготовления куклы.
4. Изготовление куклы «Пеленашки».
Декабрь:
1. Рассматривание тематических альбомов, видео презентации «Народные тряпичные куклы»
2. Экскурсия в музей «Русская изба».
3. Обсуждение характерных признаков, по которым можно классифицировать тряпичных кукол на такие группы как обереговые, обрядовые, игровые;
4. История куклы «Закрутки», изготовление.
Январь:
1. Посещение выставки местного народного умельца А. Д. Майлат «Соломенная кукла».
2. Знакомство с народной куклой «Крупенички». Беседа о кукле «Крупенички». Изготовление.
Февраль:
1. Знакомство с куклой игровой. Беседа о кукле. Изготовление.
2. Сравнение тряпичных кукол разных видов и нахождение сходств и различий между ними по внешнему виду и назначению;
3. Формулирование общих выводов о том, что деление кукол на виды (игровые, обереговые, обрядовые) не чёткое, а условное. Так как одна и та же кукла может быть одновременно и обереговой и игровой, обрядовой и игровой.
Март:
1. Выставка творческих работ.
2. Исследовательская работа Монаховой С. : «Бабушкина кукла - нужна ли она современному ребенку?»
3. Исследовательская деятельность.
Серия бесед-обсуждений: «В какие куклы играли наши бабушки?».
Апрель:
1. Презентация исследовательской работы на семинаре в школе № 3: «Бабушкина кукла - нужна ли она современному ребенку?»
Заключительный этап:
Обобщение материалов и результатов проекта;
Проведение детьми экскурсий по теме проекта для других возрастных групп.
В результате реализации проекта предметно-развивающая среда пополнилась следующими материалами и пособиями:
Видео презентации: «Куклы прабабушек», «Образ куклы в картинах художников»;
Оформлены альбомы: «Русский народный костюм», «Семейные традиции», «Народные праздники;
Созданы картотеки: «Стихи и сказки о кукле», «Поговорки и пословицы».
Результат:
Реализация данного проекта способствовала приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развитию познавательных интересов. По окончанию проекта, можно сделать вывод, что ребята много узнали о русской народной тряпичной кукле, сами научились ее изготавливать.