АЛЕКСАНДРА ОСТРИОГЛО
Проект «Кукла на ложке — театр в ладошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта :
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Тип проекта : творческий, краткосрочный, групповой.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
-чтение книг;
- упражнения по дикции;
Публикация «Проект „Кукла на ложке — театр в ладошке“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Поделки из ложек и вилок
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр на ложках и лопатках
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- упражнения на развитие мимики;
- обыгрывание сказок и инсценировок,
-составление собственных сюжетов.
Формы проведения: беседы, чтение, работа с иллюстрациями, книгами, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения, театрализованные игры, драматизация, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей, творческие задания, оформление театральных и музыкальных уголков, уголок ряженья и т. д.
Продолжительность: краткосрочный- март 2019 г.
Продукт:
Выставки рисунков, аппликации, театр ложек (сделанный с детьми и родителями).
Практическая значимость проекта :
Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры
Познавательная значимость проекта :
Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
Ожидаемые результаты:
• Развитие ребенка во всех направлениях образовательных областей.
• Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
• Повышение уровня общей культуры детей дошкольного возраста.
• Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
• Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.
Актуальность проекта :
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не
в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают,
творят, упражняются в творческом воображении и воплощении»
Л. С. Выготский
В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением, и невербальным видам общения);
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
«Театр-искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по -настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». (К. С. Станиславский)
Театральное искусство близко и понятно детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения правильному поведению в обществе.
Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию ребенка.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Пояснительная записка:
В современном детском саду используется много видов кукол для театрализованной деятельности. Однако для поддержания интереса детей к родной культуре и семейным традициям, активизации познавательно-творческой деятельности и привития нравственных ценностей и доброты необходимо постоянно обновлять развивающую среду театральных центров (уголков) детского сада.
Для реализации задач духовно — нравственного воспитания и развития дошкольников нужны куклы-образы, способствующие формированию у детей ценностно- смысловых представлений о мире, добре, и зле, нравственных качествах народных идеалов. Кукла на ложке, ложковый театр становится все более популярным в работе дошкольных организаций.
Кукла на ложке, ложка в руке – этот принцип помогает детям освоить приемы кукловождения. Еще одно преимущество ложкового театра – широкие возможности его использования для театрализации для детей от двух до семи лет. В четыре года ребенок может помогать взрослым в изготовлении кукла, а в пять – даже сделать ее сам. Для этого нужны ложка, лоскутки и тесемочки. Надо обратить внимание детей на художественный образ куклы, подбирая лоскутки для одежды, развивая мелкую моторику при ряжении куклы или технические навыки в использование клея и сборке мелких деталей.
Образ куклы на ложке должен быть знаком детям, притягателен и любим, лишь в том случае он будет стимулировать детское воображение, развитие и творчество. Такие куклы-образы должны быть легкими в изготовлении и обязательно нести ценностно – смысловую воспитательную нагрузку. Куклы – актеры и актрисы должны быть эстетически приятными, яркими, легкими, доступными и безопасными в управлении для детей. Высоко оценивая выявленный педагогический потенциал кукол на ложках, нами разработан проект «Кукла на ложке – театр в ладошке».
Цель проекта : способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.
Задачи проекта :
- расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, ролевых действиях;
- создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса, формировать отдельные игровые действия;
- способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;
- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, творческое воображение;
- формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
- способствовать формированию у дошкольников эстетического вкуса;
- воспитывать уверенность в себе, подчиняться требованиям роли, доводить до конца.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Постановка цели и задач
Составление перспективного плана, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями
Выбор оборудования и материалов
Определение у детей и родителей уровня знаний о ложечном театре
Основной этап:
Создание условий для расширения кругозора детей, воспитание людей, любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству
Познакомить детей с историей возникновения деревянной ложки и способами ее изготовления
Познакомить детей и родителей с кукольным театром на деревянных ложках
Создание театра на ложках по сказке «Курочка-Ряба»
Вызвать интерес к театральной постановке этой сказки, через кукольный театр на деревянных ложках.
Заключительный этап:
Мониторинг проекта, сравниваем уровень первичного среза знаний с итоговыми результатами.
Выставка «Кукольный театр на деревянных ложках своими руками», альбом фотографий со сценами из спектакля.
Таблица № 1
Этапы самообразования Содержание работы Сроки исполнения
Подготовительный этап • Постановка цели и задач
• Составление перспективного плана, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями
• Выбор оборудования и материалов
• Определение у детей и родителей уровня знаний о ложечном театре
1 неделя марта
Основной этап
- Беседы: «Сказочные герои»; «Любимые сказки»; «Нравится ли детям кукольный театр?» «Что такое театр?»
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Экспериментирование: Из чего можно сделать яичко, что бы оно не разбилось как в сказке? (натуральное яйцо, скорлупа, глина, пластилин, бумага, дерево).
Мимическая гимнастика: «Покажи свое настроение если…»
Рисование:
• «Мой любимый сказочный герой»
• Расписываем ложки. Знакомим детей с искусством хохломской росписи, развиваем чувство цвета и композиции; создаем условия для художественного творчества детей.
Лепка:
• «Курочка-Ряба»
Дидактические игры
«Кто прячется в сказке?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару», «Чего (кого) не стало?», «Найди ошибки художника», «Из какой сказки?».
Пазлы по сказкам, игры с кубиками «Собери сказку»
Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?», «Кто как голос подает?»
Музыка: прослушивание музыкальных произведений, пение, танцы.
Театрализованное деятельность : драматизация сказок
Подвижные игры с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробышки и кот», «Зайчик беленький сидит», «Кто быстрее добежит до названного героя сказки».
Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи, как ходит мишка, лисичка…»
- Беседы:
• «Путешествие в прошлое ложки». Обогащаем представление детей об истории возникновения ложки
• «Ах вы ложки, мои ложки». Закрепляем умение детей играть на ложках, развиваем чувство ритма, слух.
• Занятие «Кукольный театр на деревянной ложке». Знакомим детей с новым видом кукольного театра, вызываем эмоциональный отклик, желание участвовать в спектакле
• Создание театра на ложках по сказке «Курочка-Ряба»
• Репетиция сказки с музыкой и декорациями. Закрепляем навыки кукловождения за ширмой. 2-3 неделя марта
Заключительный этап • Драматизация сказки
• Мониторинг проекта, Выставка «Кукольный театр на деревянных ложках своими руками» 4 неделя марта
В процессе реализации проекта прослеживается значительное расширение знаний детей о духовно – нравственной культуре, традициях кукольного театра. Дети научились простейшим способам изготовления театральных кукол, овладели навыками кукловождения.
Обыгрывая этюды с куклами, выступая перед зрителями, воспитанники совершенствуют культуру речи, обогащают ее интонационный и грамматический строй. Значительно развивается диалогическая речь. Повысился уровень общей культуры детей через приобщение их к русской народной культуре, ценностям гуманизма, уважения к окружающему миру.
У воспитанников также прослеживаются положительная динамика личностных изменений, повысился уровень коммуникативного развития. Проект способствует формированию чувства сопереживания, ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.