Герасимова Елена Геннадьевна
Проект на тему «Тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
- прививать интерес и любовь детей к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества;
- создание образовательной среды группы во взаимодействии с родителями.
Задачи проекта :
- изучение истории возникновения народной куклы и видов кукол;
- изучение технологии изготовления народных кукол;
- создание методического пособия
Публикация «Проект на тему „Тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
по изготовлению народной куклы;
- изготовление тряпичных кукол с родителями и детьми;
- познакомить родителей и детей с видами русских народных обрядовых кукол;
- содействовать развитию у детей эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
- обучить взрослых и детей традиционным приемам изготовления игрушки, развивать навык работы с материалом;
- воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Этапы реализации проекта
Изучение истории возникновения тряпичной куклы
Изучение видов кукол
Изучение технологии изготовления кукол
Создание пособия по изготовлению
тряпичной куклы;
Изготовление тряпичных кукол
Презентация проекта
Размещение:
Выставка проекта расположена в групповой комнате на стене между оконных проемов.
Содержание и экспонаты:
Выставка проекта оформлена в виде плоскостного декоративного домика «Теремок», на котором представлены экспонаты: разные виды тряпичных кукол, материалы для их изготовления (нитки, тесьма, ткань, кружева и т. п., книги, иллюстрации, поделки детей и родителей.
Рядом расположено место (диванчик, столик и стульчики) для самостоятельного рассматривание экспонатов, книг, иллюстраций по теме проекта.
Перспективный план
№п/п Дата проведения мероприятие место проведения
1. Сентябрь-декабрь - Обращение к родителям о продолжении проекта «Тряпичная кукла» (папка-передвижка)
- Сбор материала для реализации проекта «Тряпичная кукла» Группа №5
2 январь НОД для детей. Тема: «В какие куклы играли наши прапрабубушки». Группа №5
3. февраль НОД для детей: «Из чего и как делают тряпичных кукол.» Группа №5
4. март НОД для детей: «Знакомство с тряпичной куклой «Столбушкой». Группа № 5
5. апрель Выставка работ «Тряпичная кукла» совместного творчества детей и родителей. Группа №5
6. май Презентация - отчет проекта «Тряпичная кукла»
Награждение за активное участие в проекте «Тряпичная кукла» детей и родителей Методический кабинет
Группа № 5
Было изучено по теме следующее: методическая литература, информация на DVD носителях и интернет ресурсы:
1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2012.- 420 с.
2. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. -
3. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery. –2008.- 30 ноября
5. Русские обрядовые куклы : [Электронный ресурс] //club.osinka. –2008.- 15 ноября
6. Ручная Работа: Электронный ресурс] : ///handmade.idvz .- 2008. - 20 ноября
7. Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.- 2008. - 26 ноября
8. И т. д.
Система работы проекта
Организуя работу по привлечению родителей к созданию экспонатов проекта, мы опирались на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач проекта;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания выставки проекта в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Представленные в выставке проекта, экспонаты красочные, и сделаны руками наших воспитанников и их родителей, они вызывают живой познавательный интерес у детей. А с какой гордостью дети рассказывают об экспонатах проекта, которые сделали именно они!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
Была изучена литература по истории русской народной куклы и ее видов;
Собрана библиотека по данной теме для детей и взрослых;
Была освоена технология выполнения кукол;
Были изготовлены методические и наглядные пособия, папки передвижки;
Были изготовлены образцы тряпичных кукол;
Проведены беседы и занятие с детьми ;
В следующем 2016-17 учебном году планируется:
Пригласить родителей и педагогов других возрастных групп детского сада на экскурсию для знакомства с нашим проектом
Проводить дальнейшую подборку и разработку бесед и конспектов НОД по данной теме
Расширить и обновить экспозицию проекта
Продолжать знакомить детей с другими видами тряпичной куклы
Провести мастер -классы для родителей и педагогов
Хочется отметить, что работа по созданию проекта очень увлекает, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.