Наталья Кузуб
Проект «Круг, квадрат и треугольник — подружись с ними, дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт
«Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник»
Паспорт проекта «Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник»
Автор проекта Кузуб Наталья Владимировна
Публикация «Проект „Круг, квадрат и треугольник — подружись с ними, дошкольник“» размещена в разделах
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители инструктор по физической культуре.
Возраст участников проекта 5-6 лет
Тип проекта Познавательно-игровой.
Актуальность Процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения, дидактические игры, предметно – пространственная среда, работа с родителями.
Цель проекта Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта Развивать умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости.
- составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;
- развивать математическое мышление, логические мыслительные операции,
- использовать полученные знания в продуктивной деятельности.
- показать родителям значимость знаний детей дошкольного возраста о геометрических фигурах.
Объект исследования
Предмет исследования Методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Ожидаемые результаты проекта :
Повышение уровня знаний детей о геометрических фигурах.
Повышение активности детей в поисково-исследовательской деятельности по разделу.
Формирование повышенного интереса к играм и упражнениям с геометрическими фигурами.
Формы работы по реализации проекта :
Недели Цель Мероприятия
1 неделя
«Вместе с Кругом» формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о геометрической фигуре «Круг».
1. Д/и. «Выложи круги определенного цвета», «Геометрическая мозаика».
закрепить умение выкладывать из счетных палочек узоры, видеть и называть фигуры; 2. Конструирование из геометрических фигур.
Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта. 3. Работа с родителями: домашнее задание: Изготовление материалов к дидактическим играм: «Геометрическая мозаика», «Чудесный мешочек»,
Развивать творческие способности, закреплять знания детей о круглых предметах. 4. Рисование: по замыслу «Нарисуй круглые предметы»
Повышать познавательную активность детей. 5. Математика «Круг»
Упражнять в ходьбе по кругу, развивать двигательное творчество, внимание, выполнять движения в соответствии с образцом. 6. Подвижная игра «Ровным кругом»
Продукт недели:
1. Выставка продуктов детской деятельности «Круглые предметы»
2. Изготовленные пособия для игр.
2 неделя
«Планета Геометрика» (квадрат, треугольник) Умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах 1. Аппликация: «Квадратный коврик», «Занимательные квадраты».
Развивать общение и взаимодействие воспитанников со взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности. 2. Ознакомление с окружающим: «На стройке» Сюжетно – ролевая игра «Строители».
Закрепить знания о геометрических фигурах, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать память, мыслительные операции 3. Дидактическая игра: «Геометрическая мозаика».
Развивать двигательное творчество, ориентировку в пространстве. 4. Физическая культура: Подвижная игра «Фигуры».
5. Работа с родителями:
Домашнее задание «Придумывание сказок и небылиц.
Продукт недели: 1. Совместные сочинения родителей с детьми сказок о геометрических фигурах «Сказки и небылицы»
3 неделя
«Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник» Закреплять представления о геометрических фигурах 1. Математика «Путешествие с Машей и медведем».
Среда «Шкатулка с сюрпризом» Закрепить у детей умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции; 1. Чтение художественной литературы:
Сочинение загадок «Загадочные фигуры».
2. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Четверг «Дорога к Изумрудному городу» Закрепить умение составлять из частей целое, упражняться в обследовании геометрических форм предметов и их различении, формировать умение анализировать и сравнивать форму знакомых предметов;
1. Математика: «Изумрудный город»
2. Дидактическая игра: «Разложи фигуры в домики» «Чудесный мешочек»
Пятница
ключевое мероприятие «Круг, квадрат и треугольник - подружись с ними, дошкольник» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи:
- закрепить знания о геометрических фигурах и их свойствах;
- способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
- закрепить у детей умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции;
- закрепить умение выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры;
- закрепить умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур;
- воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.
Оборудование и материалы: картинки с изображением геометрических фигур, цифр, магнитофон, аудиозапись для физминутки, счетные палочки, ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
1. Организационный момент: Предложение отправиться в путешествие в страну «Геометрика».
2. Отгадывание загадок.
3. Дидактическая игра «Составь фигуру из счетных палочек».
4. Физминутка «Не ошибись».
5. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика».
6. Коллективная аппликация «Построй город из геометрических фигур».
7. Рефлексия.
Заключение
Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т. е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего педагог организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?»
Педагог же организует и направляет игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.
Таким образом, прививание ребенку знания через дидактические игры из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Список используемых источников
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М-П - 1984..
2. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду в книге Умственное воспитание дошкольника под ред. Поддъякова Н. Н. - М-П-1972.
3. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры. - М-П. - 1966.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М-П. - 1985.
5. Волокитина М. Н. Особенности восприятия и изображения плоскостных фигур в дошкольном возрасте. - М-П -1970.
6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. - М-П. - 1992.
7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. - 2002. 8. Парамонова А. А. Подготовка детей к школе.
9. Леушина А. Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М-П. - 1974
10. Перова М. П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста. - М-П. - 1996. .
11. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М-П - 1982.
12. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М-П. -1988.
13. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М-П. - 1980.
14. Усова А. П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада. - М-П - 1970.
15. Ядэшко В. И. Дошкольная педагогика. - Л-П - 1986.
Приложение А Дидактические игры
Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»
Задачи: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;
формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.
Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).
Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть внужный домик в соответствии с указанием воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».
Размести «жильцов» в домики.
-По цвету (в красном домике – красные фигуры и т. д.)
-По форме (в красном домике – круги и т. д.).
-По величине (в красном домике –большие треугольники и т. д.).
Далее можно усложнить задание и предложить ребенку разместить фигуры так, чтобы они были чем-нибудь похожи и объяснить, почему так расположил фигур.
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»
Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрическихформ; развивать память, мыслительные операции.
Оборудование: карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы и размера.
Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры, из которых составлены предметы на его карточке.
Ход игры:
1. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать, из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.
3. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.
4. Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: закрепить знание о четырехугольниках; упражняться в обследовании геометрических форм предметов и их различении, формировать умение анализировать и сравнивать форму знакомых предметов; развивать общение и взаимодействие воспитанников со взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности.
Оборудование: мешочек, геометрические формы.
Ход игры:
Вариант 1. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать.
Вариант 2. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.
Приложение Б Конспект НОД в старшей группе «Круг, квадрат и треугольник, подружись с ними дошкольник»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи:
- Закрепить знания о геометрических фигурах и их свойствах;
- способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
- закрепить умение выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры;
- закрепить умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения домов, транспорта, людей, деревьев и т. д. ;
- воспитывать навыки работы в группах;
- воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.
Методические приемы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: конструирование фигур из счетных палочек, физ. минутка, аппликация.
Игровые: создание игровой ситуации.
Оборудование и материалы:
• для педагога – картинки с изображением геометрических фигур, цифр, магнитофон, аудиозапись для физминутки.
• для детей – счетные палочки, ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
Словарь: названия геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб.
Предварительная работа: конструирование из геометрических фигур, дидактические и мультимедийные игры, чтение художественной литературы, подвижные и сюжетно – ролевые игры, изготовление поделок из бросового материала, составление сказок о геометрических фигурах.
Ход НОД
Организационный момент.
Дети заходят в группу, встают в круг вместе с воспитателем.
Воспитатель:
«Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Геометрика», где нашими друзьями будут геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник. Попасть в эту страну не просто, для этого нужно пройти испытание Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Отгадайте загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
2
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли испытание, и теперь мы с вами в математической стране, здесь много городов и каждый город приготовил вам, ребята задания. В городе счетных палочек нам необходимо выполнить игровое задание. Из счетных палочек можно построить любые фигуры. Попробуем?
Дети садятся за столы с наборами счетных палочек.
Д/ игра «Построй фигуру из палочек».
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой четыре равные стороны и 4 прямых угла (квадрат).
5. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! Следующий город, в котором мы побываем, это город спорта. А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».
Физминутка «Не ошибись!»
«Давайте немного поиграем».
Дети выходят на ковер, воспитатель показывает цифру от 1 до 10:
- Сделайте на три наклона вперед больше цифры, которую вы видите.
- Сделайте на 1 приседание меньше цифры, которую ты видите.
- сделайте на 4 хлопка над головой больше цифры, которую вы видите.
Воспитатель: Вы все очень внимательные и спортивные. Еще одно задание приготовили для нас жители этого города.
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика». Перед детьми карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы и размера.
Воспитатель: ребята, каждый должен брать только те геометрические фигуры, из которых составлены предметы на вашей карточке.
Дети выполняют задание.
Теперь вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим.
Давайте вспомним, из чего состоит город».
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».
Коллективная аппликация «Построй город из геометрических фигур».
Дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т. е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц.
Воспитатель: «Ребята! Вы оказались замечательными строителями. У вас получился очень красивый город. Все отлично постарались. Наше путешествие, к сожалению, заканчивается. Расскажите, что вам больше всего понравилось в стране математики».
Ответы детей.