Паглазова Наталья
Проект «Краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно-творческий
Продолжительность: средней продолжительности октябрь 2019 г.
Участники: воспитанники группы № 1 (4-5 лет, воспитатели, родители
Актуальность: Развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Публикация «Проект „Краски осени“» размещена в разделах
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Цель: Обобщать и углублять знания детей об Осени, как о времени года, ее признаках и явлениях
Задачи:
- расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.
Предполагаемый результат:
Ребенок:
углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
пополняет словарный запас;
развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
разнообразит способы сотрудничества;
развивает художественно-творческие навыки.
отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап
составление плана совместной работы с детьми, родителями;
разработка конспектов НОД;
подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
подбор художественного материала;
совместно с музыкальным руководителем подбор и отработка песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта;
оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы;
совместное с родителями изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».
2. Основной этап
Пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры)
Создание картотек: по теме «Осень»
оформление альбома «Осенние сказки»
создание папки –передвижки «Осень»
Выбор форм работы с родителями.
Проведение основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.
Образовательные области программы Виды деятельности
Познавательное развитие Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»; «Жизнь природы осенью», «Приметы осени», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»; «Будь здоров», «Живые витаминки», «Что на ветках растет», «Осенние дожди», «Царство грибов»
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осенние посиделки (Беседа о домашних животных)»; «Прохождение экологической тропы»; «Хлеб – всему голова»; «Что нам осень принесла?».
Цикл наблюдений: «Солнце осенью», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,
«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?», «Листопад» и т. д.
Дидактические игры: «Какое время года», «Что где растет», «Овощи, фрукты, ягоды», «Чудесный мешочек», «Что лишнее», «Разрезные картинки». «Вершки и корешки» и т. д.
Упражнение ФЭМП: «Пересчитай листики», «Каких грибков больше?», «Чего больше – фруктов или овощей» и т. д.
Социально-коммуникативное развитие С\ р игры: «Овощной магазин», «Семья собирает урожай», «По грибы»
Театрализованная деятельность: драматизация «Репка», «Колосок», «Под грибом»
Трудовая деятельность: Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Сбор гербария.
Речевое развитие НОД по речевой деятельности «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»; «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описание игрушек»; «Русские сказки (мини – викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»; Составление описания по лексической теме «Овощи».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Речевые игры «Один-много», «Хорошо-плохо», «Подбери признак», «Назови ласково», «Дождик», «Листья» и т. д.
ЧХЛ: Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Ю. Тувим «Овощи»,
А. Плещеев «Осенняя песенка»
Чтение стихотворени: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья», А. Плещеев «Скучная картина», К. Бальмонта «Осень»
Чтение рассказов и сказок: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».
Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся», А. Н. Толстой "Мужик и медведь" (русская народная сказка) и т. д.
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Золотая осень», «Хлебное поле», «Яблоко – спелое, красное, сладкое» - рисование красками (по представлению)и карандашами (с натуры).
Аппликация: «Листопад», «Колосок для мышонка»,
Лепка: «Вот такой у нас арбуз»
Раскраски : «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенью»
Танец- «Танец с осенними листьями»
Пение «Разноцветные листочки»
Музыкальная игра «Зонтик»
Конструирование: «Грибок» (из бумаги, «Осенний сюрприз» (природный материал).
Физическое развитие П\и «Гуси – лебеди», «Огуречик – огуречик», «У медведя во бору», «Листопад»
Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту рубим – рубим…», «Осенний букет»
Артикуляционная гимнастика «Индюк»
Дыхательные упражнения: «Дровосек», «Гуси»
Физкультурный досуг
Взаимодействие с семьей Сбор фотографий на осеннюю тематику
Распечатка раскрасок по теме «Осень»
Участие в выставке рисунков и поделок «Осень золотая»,
всероссийском творческом конкурсе «Поделкин»
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе», «Учите детей наблюдать»
Папка –передвижка «Осень»
Изготовление работ в уголок природы из природного материала и бумаги.
Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени».
Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.
Осенняя викторина
3. Заключительный этап:
Выставка детских работ «Осенняя фантазия», поощрение участников выставки
Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени
Подведение итогов проекта.
Фото отчет для родителей «Странички нашего проекта».
Презентация для педагогов «Странички нашего проекта».
Ожидаемый результат:
У детей сформировался интерес к осенней природе, к дарам осени. Расширился кругозор и увеличился словарный запас. Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы.
Приложение 1.
Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:
- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина);
- Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);
- Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).
Дидактические игры:
«Что где растет». Задачи: дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).
«Какое время года?». Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, развивать слуховое восприятие, внимание.
«Овощи, фрукты и ягоды». Задачи. Учить детей группировать овощи, фрукты и ягоды, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
«Что лишнее?». Задачи: Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор.
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)
Помидор, редька, лук, репа (помидор)
Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко)
Салат, редис, капуста, лук (лук)
Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок)
Клюква, малина, груша, рябина (груша)
Киви, банан, груша, брусника (брусника)
Редька, лук, баклажан, черника (черника)
«Разрезные картинки». Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.
«Чудесный мешочек». Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.
«Сравнение»
а) Закончите предложения:
В октябре было тепло, а сейчас -. (холодно).
В октябре листья начинают падать, а сейчас - ,. (опали).
В октябре птицы начали улетать, а сейчас - .,. (все улетели).
В октябре солнце немного грело, а сейчас -. (не греет).
В октябре дожди шли редко, а сейчас -. (часто).
В октябре снега нет, а в ноябре выпадает. (первый снег,
б) Сравните осень с летом. Скажите наоборот:
Летом солнце яркое, а осенью. Летом небо светлое, а. Летом день длинный, а. Летом деревья зеленые, а. Летом люди одеваются легко, а. Летом колхозники растят урожай, а.
в) Найдите ошибки:
В ноябре дети носят легкую одежду.
В ноябре набухают почки, распускаются листья.
В ноябре солнце сильно греет.
В ноябре бывают заморозки и снег.
В ноябре птицы прилетают из теплых краев.
«Разрезные картинки». Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.
Беседа. Знакомство с приметами осени :
Чтение стихотворения
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом,
И птицы улетают,
И детям в школу надо
Воспитатель: Какое время года сейчас? Сентябрь – это первый осенний месяц. Это ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?
Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менят окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
Признаки «Золотой осени», месяц октябрь.
Дети рассматривают картинку с изображением осеннего пейзажа и отвечают на вопросы: - Какое время года изображено на картинке? Почему вы так думаете?
Погода теплая или холодная? Какая одежда на людях? Что делают люди? Какого цвета листья в октябре? В октябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в октябре? Почему много листьев на земле?
Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в октябре?
Дети: ответы
Воспитатель: Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.
Повторение стихотворения.
- Как называется первый осенний месяц? — А второй?
- Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?
- На улице тепло или холодно?
- Солнце часто светит?
- Дожди часто идут?
- Дожди теплые или холодные?
- Трава растет или засыхает?
- Что происходит с листьями на деревьях?
- Какую одежду носят люди?
Приложение 2.
Конспект сюжетно-ролевой игры "Магазин овощей" для детей средней группы
Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Задачи: Учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Способствовать использованию в играх представлений об окружающей жизни.
Развивать творческое воображение, речь детей. Воспитывать уважение к труду взрослых, дружеское отношение друг к другу; закрепить знания детей о профессиях, связанных с
торговлей. Закреплять правила поведения в общественных местах.
Оборудование: Стол для продавца, прилавок для продуктов, касса.
Одежда для: продавца, кассира, грузчика, уборщицы, охранника. Муляжи овощей и фруктов, деньги, чеки, ценники, корзины для продуктов, пакеты для упаковки, ящики для переноски овощей и фруктов, кошельки, сумки, весы, руль, предметы для уборки: веник и
савок, тряпочка.
Роли: продавец, кассир, грузчик, уборщица, охранник, покупатели.
Ход игры:
Воспитатель: -Ребята, вы ходили в магазин со своими родителями?
-Чем там занимаются люди? (ответы детей)
-Что продают в магазине? (ответы детей)
- А какие магазины вы знаете? (ответы детей)
- Я предлагаю вам поиграть в «Овощной магазин».
- А что продают и покупают в овощном магазине? (овощи и фрукты).
- Чтобы нам начать играть, нам нужно распределение роли.
- Кто работает в магазине? (ответы детей)
Воспитатель помогает распределить роли и описывает, что будет делать тот или иной человек:
Воспитатель: - Продавец предлагает товар, говорит цену товара, выкладывает товар на прилавок, советует, что лучше купить, взвешивает и упаковывает товар
- Кто желает быть продавцом?
- Кассир – пробивает чеки, берет деньги за товар, дает сдачу.
-Кто будет кассиром?
- Грузчик – привозит овощи и фрукты в ящиках, выгружает их.
-Кто у нас будет грузчиком?
- Охранник – следит за соблюдением порядка в магазине.
- Кто хочет быть охранником в нашем магазине?
- Уборщица – следит за чистотой полок и полов в магазине.
- Кому мы можем доверить эту ответственную роль?
- А остальные ребята будут покупателями.
- Итак, можно подбирать подходящие предметы и начинать нашу игру.
- Не забывайте, что надо вежливо обращаться друг к другу, говорить, что бы вы хотели купить, сколько вам нужно овощей или фруктов; спрашивать: сколько стоит тот или иной овощ или фрукт, свежие ли овощи и фрукты, когда завезли товар и т. д.
Воспитатель может руководить игрой и взять на себя роль заведующего магазином, если это потребуется для развития игрового сюжета.
Итог:
Воспитатель: - Ребята, во что мы с вами играли? Понравилась вам игра? Кто, что купил в магазине? Что бы вы еще хотели покупать в магазине, кроме овощей и фруктов?
(ответы детей).
Спасибо за игру.
Конспект НОД в средней группе «Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»
Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-драматизации.
Программные задачи: учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
активизировать речевую деятельность детей; способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу; воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми.
костюмы: муравья, бабочки, мышки,воробья, зайца, лисы, лягушки, гриба (взрослый).
Драматизация сказки.
Воспитатель: Ребята, Мы сегодня с вами отправляемся в сказку. А для начала загадаю загадки. Слушайте внимательно, не спешите отвечать, подумайте, про кого я сказала:
Загадки:
1) На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом,
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.
(муравей)
2) Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет
(бабочка)
3) Под полом таится, кошки боится.
(мышка)
4) Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(воробей)
5) Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге.
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка.
Как зверек зовётся?.
(зайка)
6) Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала. (лиса)
7) Маленький, удаленький —
сквозь землю прошёл,
красну шапочку нашёл.
(гриб)
Воспитатель: В каких сказках вам встречались эти герои? (ответы детей) Послушайте ещё одну сказку, которая случилась с этими персонажами. Сказка называется «Под грибом» В. Сутеева.
(звучит шум дождя и гром)
Воспитатель:
Как-то раз застал муравья сильный дождь. Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу мокрая Бабочка.
Бабочка: Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!
Муравей: Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился.
Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Воспитатель: Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт. Бежит мимо мышка.
Мышка: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
Мышка: Потеснитесь немножко!
Воспитатель:
Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт.
(Исполняется песня «Дождь идет, грохочет гром….)
Воспитатель:
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
Муравей: Тут места нет.
Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!
Муравей: Ладно.
Воспитатель:
Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Заяц: Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится.
Муравей: Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.
Воспитатель:
Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.
Лиса: Зайца не видели? - спрашивает.
Все: Не видели.
Воспитатель:
Подошла Лиса поближе, понюхала:
Лиса: - Не тут ли он спрятался? Да, где ему тут спрятаться?
Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются. А тут и дождь кончился. Вышли все из под грибка радуются.
Муравей задумался и говорит:
Муравей: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
лягушка: - Ква-ква! Ква-ква! – Посмотрите на грибок
Вот тебе ответ дружок.
Все вместе: А гриб то вырос.
Гриб: Догадались вы друзья,
Ведь не зря спасал вас я.
Дружбой надо дорожить,
Без друзей нам не прожить!
Лиса: Я ребята поняла,
Зря я вредною была,
Подружитесь вы со мной,
Буду доброю лисой.
Исполняется песня: Всем советуем дружить,
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете,
ни за что,
ни за что,
Ни за что на свете.
Воспитатель: Понравилась вам сказка (ответы детей) Давайте еще по аппладируем нашим маленьким артистам.
Представление артистов.
Речевые игры:
«Один – много». Задача: образование от единственного числа существительных множественное число.
лужа — лужи Лист — листья
дерево — деревья Ветка — ветки
туча — тучи Птица — птицы
цветок — цветы Дождь — дожди
Луковица — луковицы Огурец — огурцы
Морковка — морковки Свёкла — свёклы
Кабачок — кабачки Кочан — кочаны
Горошина — горошины Стручок —стручки
Яблоко – яблоки Груша – груши
Вишня – вишни Лимон – лимоны
«Хорошо – плохо». Задача: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение. Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо.
Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.
Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.