Катерина Орешина - Лодыгина
Проект «Красивая осанка — залог здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
План-проект «Красивая осанка – залог здоровья»
Авторы проекта : воспитатель Лодыгина Катерина Сергеевна.
Участники проекта : дети средней группы.
Обоснование проекта : Каждый человек хочет иметь красивую фигуру. Но фигура может быть красивой лишь при правильной осанке. Правильная осанка нужна не только для красоты, но и для здоровья. Для полноценного и гармоничного воспитания ребенка важно не только развивать его умственные способности, но и физические. Физическая культура воспитывает в ребенке выносливость, целеустремленность, желание побеждать, поддерживает его организм здоровым, сильным, ловким.
Публикация «Проект „Красивая осанка — залог здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Однако состояние здоровья детей в настоящее время далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Различные нарушения осанки у дошкольников встречаются; к сожалению, достаточно часто. Своевременная забота о физическом воспитании гарантирует правильное развитие организма, стройную осанку и хорошую координацию движений.
Цель проекта : поиск эффективных физкультурно-оздоровительных
мероприятий по предупреждению нарушений и коррекции осанки.
Задачи проекта :
-определить уровень представлений детей о правильной осанке, её
значении;
- выяснить знания родителей о том, какую роль выполняет осанка в
жизнедеятельности детей;
- определить какие меры осуществляют родители и ДОУ с детьми в этом направлении;
- наметить и осуществить занятие утренней гимнастикой, направленной на формирование правильной осанки.
Этапы проекта :
1Подготовительный этап
Проведение беседы по выявлению уровня представлений у детей об
осанке.
Индивидуальная беседа по вопросам:
1. Как ты понимаешь слово «осанка»?
2. Что такое правильная осанка?
3. Важно ли иметь правильную осанку?
4. Как ты думаешь, у тебя правильная осанка?
З. Как мы можем проверить осанку?
б. Как правильно сидеть за столом?
7. Что нужно делать, для поддержания правильной осанки
Диагностика уровня сформированности навыка правильной осанки.
2. Творческий этап
Работа с детьми
- Беседа: - «Что такое осанка»?
- Игры, упражнения: «Как стоять», «Встань как я», «Аист», «Пастух и
овцы», «Горячий мяч», «Море волнуется раз», «Тише едешь - дальше будешь»,
«Послушный мяч», «Ходим в шляпах», «Держи плечи прямо».
- Утренняя гимнастика.
- Физкультминутки.
Работа с родителями:
- Тестовая карта по выявлению нарушений осанки.
- «Консультация для родителей «Наша осанка» (рекомендации по
проведению специальных упражнений в домашних условиях по воспитанию
навыка правильной осанки).
3Рефлексивный этап.
Исследование результатов проведё нной работы:
- проведение повторной диагностики.
Содержание проекта.
Каждое утро для детей начиналось с утренней гимнастики. В формировании правильной осанки играет роль не сила мышц, а равномерное развитее их и правильное распределение мышечной тяги, поэтому в каждый комплекс утренний гимнастики мы включали упражнения из разных исходных положений для туловища. Эти упражнения укрепляют мышцы- разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.
Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание. При этом мышцы теряют упругость, следовательно, появляется опасность отклонений в осанке. Мы стали детей учить, правильно дышать, сочетать ритм дыхания и движения. С этой целью проводили в утренней гимнастике специальные дыхательные упражнения, например, глубокий вдох через нос.
Следует обеспечить ребенку всестороннее восприятие правильного положения тела и его отдельных частей в пространстве, оказывая воздействие на все основные анализаторы зрительный, слуховой, двигательный. Для этого использовали беседу, в ходе которой выяснили у детей представления о правильной осанке, а также показали, какой должна быть осанка. Мы объяснили детям, что правильную осанку нужно соблюдать не только в положении сидя, но и в положении стоя, в движении что человек, у которого хорошая осанка, красив, легко двигается, не устаёт. Мы показали детям, как надо ставить стул к столу; сиденье стула должно, немного заходить за край стола, ближе к ножкам, предложили поупражняться груди на ширине ладони, а спина касалась спинки стула. Затем предложили принять правильное положение, подходили ко всем детям и предлагали им принять правильную позу, подсказывали, что сидеть нужно свободно, без напряжения, давая возможность почувствовать, что так сидеть удобнее, легче.
На протяжении последующих дней, мы напоминали детям о правильной посадке. В последствие достаточно было сказать «сядьте правильно» - и дети старательно проверяли посадку, принимали правильную позу. Важно было правильно выбрать место для показа, использовать показ в разных ракурсах, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.
Для этого использовали наглядные пособия, имеющиеся в группе и иллюстрирующие типы рациональной и нерациональной осанки, также помогали сформировать у детей соответствующие представления. Дети дошкольного возраста еще не способны отделять несущественное от основного и чаще фиксируют свое внимание на второстепенных деталях, поэтому при выполнении движений на утренней гимнастике, в гимнастике после сна мы использовали целостный метод обучения, подразумевающий выполнение изучаемого упражнения целиком, а затем уже уделять внимание деталям положению рук, головы и т. д. При повторном показе иногда возникала необходимость подчеркнуть те или иные элементы упражнения; в этом случае показ сопровождался пояснениями. При этом, выделялся тот элемент техники, на который необходимо было обратить внимание (например, воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, спина прямая, плечи расправлены, живот втянут»). После этого дети самостоятельно воспроизводили двигательное действие.
Для детей характерна большая неточность выполняемых движений,
наблюдаются сопутствующие основным различные ориентировочные
движения, которые, наряду с механизмом двигательно-осязательных
тренировок, способствуют совершенствованию координационных
способностей. Поэтому во время физкультурно-оздоровительных
мероприятий создавались условия для осязательных ощущений,
сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений.
Важно, чтобы ребенок научился принимать правильную осанку в различных
исходных положениях: лежа, сидя, стоя и др. Дополнительные ориентиры
содействовали точному выполнению движений.
В процессе проведения экспериментальной работы использовали разные приёмы и
методы обучения, наиболее эффективными оказались:
• показ навыка правильной осанки;
• игровые приёмы;
• повторение упражнений.
На втором этапе углубленного разучивания двигательного действия мы
уточняли правильность выполнения деталей техники разучиваемого
движения, постепенно исправляли имеющиеся ошибки и добивались
правильного выполнения двигательного действия в целом.
У детей дошкольного возраста условные рефлексы вырабатываются
быстро, но закрепляются не сразу, поэтому навыки ребенка вначале непрочны.
Для образования двигательных навыков и закрепления их как условных
рефлексов требуется высокая степень повторяемости и оптимальная
последовательность применения физических упражнений. В этой связи
каждую утреннюю гимнастику мы начинали и заканчивали упражнениями,
способствующими формированию правильной осанки и мышечно-
двигательных представлений о ней. Включали такие упражнения в
содержание гимнастики после дневного сна, физкультминуток, домашних
заданий. В процессе выполнения различных упражнений добивались
сохранения положения правильной осанки. Мы обращали внимание детей на
правильность выполняемых ими действий и поощряли их, либо, наоборот,
привлекать внимание к ошибкам.
Долго разучивать и повторять одно и то же двигательное действие
нецелесообразно, так как внимание детей быстро рассеивается, и они
перестают воспринимать указания воспитателя.
Поэтому упражнения закрепляли и совершенствовали на
протяжении нескольких физкультурно-оздоровительных мероприятий,
варьируя условия их выполнения, тогда качество их постепенно стало
улучшаться. Необходимо подчеркнуть, что выработка и закрепление навыка
правильной осанки происходят во время выполнения различных
гимнастических упражнений (строевых, общеразвивающих, при которых
обязательно сохраняется правильное положение тела. Стиль выполнения
гимнастических упражнений и требования к технике движений и фиксации
поз в исходных, промежуточных и конечных положениях дают основание
рассматривать гимнастку как своего рода школу осанки.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, в процессе
физического воспитания мы шире использовали игровые задания и игры с
правилами, предусматривающими соблюдение рациональной осанки,
музыкальное сопровождение. При выборе общеразвивающих упражнений
«специально подобранных упражнений, направленных на оздоровление
организма» предпочтение, отдавали упражнениям симметричного характера.
С целью выравнивания сил мышечной тяги чаще применяли упражнения с
предметами гимнастической палкой, мячом, обручем. Большое значение для
закрепления навыка правильной осанки имели упражнения в равновесии, так
как они требовали удержания позвоночника в прямом положении при любой
возможной позе и в движении. Такие упражнения способствовали развитию
координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения
различных частей тела в пространстве.
Необходимой тенденцией в обеспечении стабилизирующих воздействий
на осанку являлось постепенное увеличение времени удержания основной
стойки и ее модификаций в строго регламентированных положениях. При
этом предусматривалось особенно тщательное нормирование статических
нагрузок, связанных с фиксацией позы, наряду с рациональным чередованием
их с динамическими упражнениями и с фазами разгрузки опорно -
двигательного аппарата.
Учитывая быструю утомляемость детей дошкольного возраста, после
наиболее трудных статических упражнений давали кратковременный отдых,
сочетая его с выполнением дыхательных упражнений, упражнений на
расслабление.
На третьем этапе реализовалась конечная цель обучения образование
прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени
совершенства. На данном этапе ребенок должен быть готов к
самостоятельному использованию усвоенного навыка в жизнедеятельности.
Для этого регулярно использовали специальные упражнения, направленные на
формирование динамического стереотипа правильного держания тела в
пространстве. После освоения двигательного действия с целью его
закрепления повторяли его в игровой форме (см. приложение, усложненных
условиях (в различных вариантах, с закрытыми глазами, на узкой рейке
гимнастической скамьи, в сочетании с другими упражнениями и т. д.).
Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно
выполняет его как в привычных, так и в непривычных условиях.
Таким образом, формирование у детей навыка правильной осанки
происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и
взаимосвязанных стадий на протяжении трех этапов обучения, каждый из
которых предусматривает использование адекватных намеченным задачам
средств и методов физического воспитания. Общеразвивающие и
дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на
выработку навыка правильной осанки выполняли все дети, независимо от
индивидуальных особенностей нарушений осанки.