Галина Болдина
Проект «Комнатные растения в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Ёлочка» село Троекурово Лебедянского района Липецкой области
Воспитатель: Болдина Галина Петровна.
Проект
в детском саду».
СТАРШАЯ ГРУППА «Семицветик».
2017 год
Проект осуществлялся в МБДОУ «Ёлочка» мною, воспитателем старшей группы Болдиной Г. П. в период с 4 сентября 2017 года по 3 декабря 2017 года. Реализация проекта рассчитана на 3 месяца.
Публикация «Проект „Комнатные растения в детском саду“» размещена в разделах
Проект направлен на более углублённое изучение воспитанниками комнатных растений. Были поставлены следующие задачи:
1) Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.
2) Знакомство со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
3) Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
Кроме этих задач, я хочу в совместной деятельности познакомить детей с наиболее благоприятными условиями для роста и размножения растений; научить определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно, научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней.
В процессе работы я проводила с детьми беседы по знакомству с жизнью комнатных растений, в том числе этические; мы читали энциклопедии и художественную литературу о наших соседях, рассматривали иллюстрации растений, а полученные знания закрепляли на практических занятиях: посев семян, высадка ростков, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листочками, наблюдение за растениями, которые растут в воде, составление описательных рассказов о вновь изученных комнатных цветах.
После проведенного анкетирования на тему: «Что Вы знаете о комнатных растениях» я поняла, что родители заинтересованы в том, чтобы дети овладели углублёнными знаниями о комнатных растениях. Так же с родителями было проведено родительское собрание «Комнатные цветы – улыбка природы». Еще родители вместе со своими детьми участвовали в создании альбома «Наши комнатные растения». Нужно было нарисовать знакомый или любимый комнатный цветок и составить к нему описательный рассказ. Мне хотелось заинтересовать родителей, сделать их более активными, включить в образовательный процесс.
Подводя итоги проекта, отмечаю, что дети знают названия многих растений, произрастающих в группе и дома, подробно описывают их внешний вид, отмечают существенные особенности, называют наземные и подземные части, знают о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений, их жизни на родине; знают о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями, умеют подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий, знают особенности размножения растений (черенками, детками).
Воспитанники с удовольствием самостоятельно осуществляют текущий уход за растениями в уголке природы - поливают цветы, опрыскивают, аккуратно рыхлят землю. Помогают взрослым при пересадке: определяют растение, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать, черенкуют растения, удобряют раствором, приготовленным воспитателем.
Автор проекта
- воспитатель первой квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ёлочка» Болдина Галина Петровна.
Исполнители
- воспитатель Болдина Г. П., воспитанники старшей группы, родители воспитанников.
Сроки работы над проектом
с 04.09.2017 г. по 03.12.2017 г.
Актуальность
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.
Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.
Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.
Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.
Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.
Вывод:
Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Целью данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.
2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.
4. Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.
Объектом исследования являются дошкольники старшей группы, а также их знания о комнатных растениях.
Предметом исследования являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в детском саду.
Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:
- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;
- дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их комнатным цветам;
- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.
Теоретическая значимость:
формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Практическая значимость
• расширение зелёного уголка в группе детского сада;
• составление картотеки комнатных растений в детском саду;
• составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
• создание альбома «Наши комнатные растения».
Новизна
Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.
Ожидаемые результаты
• сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
• повысилась активность участия родителей в педагогическом процессе группы;
Методологическую основу исследования составили теории познанияи положение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н. Н Поддъяков, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Игнаткина и др., психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л. М. Маневцова, Р. С. Буре, С. Н. Николоева, И. А. Хайдурова и др., общетеоретические вопросы экологического воспитания старшего дошкольного возрастараскрыты в работах Л. С. Икнаткиной, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др.
План мероприятий по реализации проекта :
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца и будет проходить в три этапа:
1. Предварительный этап с 04.09.2017 г. по 04.10.2017 г.
2. Практический этап с 04.10.2017 г. по 03.11.2017 г.
3. Обобщающий этап с 06.11.2017 г. по 04.12.2017 г.
I этап предварительный
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников, в частности о комнатных растениях;
2) Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
3) Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
4) Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
5) Составить картотеку комнатных растений в детском саду.
6) Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.
I I этап практический
Задачи:
1) Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
2) Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
3) Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т. д.);
4) Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».
III этап обобщающий
Задачи:
1) Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
2) Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
3) Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
4) Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
Схема реализации проекта
Образовательная область Виды детской деятельности
Социализация • Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»
• дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши»
• пальчиковые игры «Алые цветы», «Посадим цветы», «Цветок».
• занятие по экологии в подготовительной группе «Друзья природы»
• беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений»
• практикум для родителей «Комнатные растения- улыбка природы»
Коммуникация • составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке
• заучивание стихотворения «Бальзамин»
• отгадывание загадок о комнатных растениях
• подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»
• дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился»
Познание • беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком»
• викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений»
• посадка ростков комнатных растений
Художественное творчество • Рисование акварелью на тему «Фиалка»
• рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»
• аппликация «Комнатное растение»
• лепка «Красивый цветочный горшок»
• выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок», оригами «Роза».
Труд Хозяйственно-бытовой труд:
• дежурство в уголке природы
(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой,опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)
• трудовые поручения – индивидуальные и коллективные
Ручной труд:
• Оригами «Лилия»
Физическая культура • Утренняя гимнастика «Весенние цветы»
• физкультминутка «Алые цветы»
• психогимнастика «Посадим цветок»
• психофизическое упражнение в сочетании с танцевальной импровизацией «Попробуй превратиться в цветок»
Музыка • прослушивание музыки «Вальс цветов» П. И. Чайковского
Чтение художественной литературы • работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях
• чтение художественной литературы
Итоги проекта.
Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?» и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.
Дальнейшее развитие проекта.
• Обмен практическим опытом по ознакомлению старших дошкольников с жизнью комнатных растений с МБДОУ ;
• Участие в педагогических конкурсах передового опыта.
• Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание детей в интересах устойчивого развития;
• Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к проекту
«Комнатные растения
в детском саду»
Содержание:
1. Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
2. Диагностика «Комнатные растения в нашей группе».
3. Картотека комнатных растений в детском саду.
4. Картотека дидактических игр.
Анкета
«Что Вы знаете о комнатных растениях?»
Уважаемые родители!
Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.
1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?
___
2. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?
___
3. Принимает ли ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?___
___
4. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?
___
5. Есть ли дома книги о природе? Какие?
___
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)
___
7. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?
___
Спасибо за сотрудничество!
Итоги анкетирования родителей на тему:
«Что Вы знаете о комнатных растениях?»
Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» я провела анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 83 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов.
На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности.
На второй вопрос 85% родителей ответили утвердительно, 15 % - отрицательно, т. к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями.
На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.
Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 70 % родителей ответили утвердительно, а 30 % - дети смотрят только передачи о животных.
На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.
На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц.
На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.
По итогам анкетирования я сделала вывод, что родители заинтересованы в реализации моего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям мною была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Также было проведено родительской собрание «Комнатные цветы – улыбка природы» и практикум «Растения для лечения».
Диагностика детей старшей группы по теме «Комнатные растения».
1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)
2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)
3. Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)
4. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?
5. Назови и покажи части растений.
6. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?
7. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
Критерии оценки по пятибалльной шкале.
1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.
2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.
3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.
4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.
5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.
Низкий уровень - меньше 2,2
Средний уровень – от 2,3 до 3,7
Высокий уровень – от 3,8 до 5.
Итоги диагностики детей старшей группы по теме «Комнатные растения».
На первом этапе моего проекта мною была составлена и апробирована диагностика детей старшей группы группе. Я выяснила, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку», на шестой вопрос («Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?»).
По итогам диагностики выявила:
Низкий уровень - 12 % детей,
Средний уровень - 64% детей,
Высокий уровень - 24 % детей.
По окончании проекта я снова продиагностировала детей:
Дети знают не только растения нашего зеленого уголка группы, но и другие распространенные комнатные растения. Дети стали более ответственно подходить к дежурству в уголке природы, добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей по внешнему виду цветка могут определить, какая «скорая помощь» нужна растению – полив, опрыскивание, рыхление, протирание широких листьев от пыли.
Низкий уровень – 0%
Средний уровень - 56 % детей,
Высокий уровень - 44% детей.
Сроки
уровни Сентябрь 2017г Декабрь 2017г
высокий 24% 44%
средний 64% 56%
низкий 12% 0%