Татьяна Чувьюрова
Проект «Коми край мой северный»
▼ Скачать + Заказать документы
Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое.
Тип проекта: продуктивный, групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь-март).
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагог дополнительного образования (хореограф, музыкальный руководитель, воспитатели, родители, ансамбль «Зарни Ёль», ученица национальной студии «Асъя кыа».
Публикация «Проект „Коми край мой северный“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, проектор, принтер, диски с записью коми народной музыки, фотографии и иллюстрации с изображениями коми народных костюмов, портреты коми композиторов, куклы: девочка и мальчик в коми национальных костюмах, карточки с изображением национальных костюмов для викторины, компьютерная игра «Игры с Кикуруллю», видеофильмы с записью танцевальных композиций ансамблей «Асъя кыа», «Сигудк», коми национальные музыкальные инструменты (зиль-зёль, тотшктчан, шур-шар, тутш-тотш и врсан табъяс).
Актуальность проекта:
У каждого народа есть своя неповторимая «изюминка» - это его традиции, культура, обычаи. Этим люди разной национальности отличаются друг от друга.
В настоящее время на территории Республики Коми проживают люди разных национальностей: русские, коми, украинцы, белорусы, татары, армяне и много других. Всех этих людей объединяет наш родной коми край. И надо с уважением относиться к земле, на которой ты живёшь, к народу, к их традициям, к обычаям.
Это уважение надо воспитывать уже с дошкольного возраста. Надо способствовать, чтобы ребенок был на позиции созидателя и хранителя природы и культуры, понимающим и любящим свою «малую» Родину, а не чувствовал себя потребителем или пассивным наблюдателем.
Данный проект был разработан для того, чтобы через красоту коми песен, инструментальной музыки и народного танца ребенок смог познакомиться ближе и полюбить культуру коми народа, традиции, обычаи.
Цель проекта: Приобщение старших дошкольников к коми национальной культуре как части общей духовной ценности.
Задачи проекта:
Формировать познавательную сферу старшего дошкольного возраста.
Воспитывать и пробуждать интерес к культуре и традициям своей малой Родины – Коми земле.
Познакомить с коми народным творчеством: фольклор, сказками, песнями, танцами и т. д. ;
Познакомить с коми народными инструментами.
Обучить детей движениям, перестроениям, фигурам коми народного танца;
Познакомить с женским и мужским костюмом народа коми;
Развивать музыкальный слух, чувство ритма, темпа, навыков координации, зрительной и музыкальной памяти;
Воспитывать трудолюбие, терпение;
Способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях;
Формировать стремление к познанию культурных традиций через творческую деятельность и познавательно-исследовательскую деятельность;
Раскрывать творческий потенциал, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
Подготовить детей к участию в коми национальном фестивале детского творчества «шкамшка»;
Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителей.
Продукты деятельности: знания, умения и навыки в области коми народной музыки, коми народного танца и коми музыкальных инструментов, знания коми фольклора. Творческое портфолио с иллюстрациями коми национальных костюмов, музыкальных инструментов, с историей возникновения коми народных танцев. Творческие работы детей с изображением своего любимого танца, инструментов. Аудио диски с коми национальными мелодиями и песнями. Видеотека с записями танцевальных композиций ансамблей «Асья кыа», «Сигудк».
Формы реализации проекта:
интегрированные занятия;
поисковая деятельность совместно с родителями;
продуктивная деятельность (разучивание и рисование любимого танца)
обучение игре на коми народных инструментах и рисование любимого инструмента.
знакомство с детскими песнями и исполнение их.
просмотр видеофильмов и презентаций;
посещение концертов, национального музея, детской центральной библиотеки;
слушание «живой» музыки ансамбля «Зари Ёль» и рассказ о коми национальных инструментах;
показ коми танца ученицей национальной студии «Асъя кыа»;
показ коми национального костюма ученицей национальной студии «Асъя кыа»;
викторина;
творческий концерт;
участие в коми национальном фестивале детского творчества «шкамшка».
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Знают коми народное творчество: фольклор, сказки, танцы, песни и др.
• Дети проявляют интерес коми народной музыки.
• Знают и исполняют небольшие песенки на коми языке.
• Могут рассказать историю возникновения коми народных танцев;
• Умеют исполнять движения коми танца, перестроения, фигуры;
• Проявляют интерес к коми танцам, к коми культуре в целом.
• Знают женский и мужской национальный костюм народа коми;
• Различают на слух коми музыкальных инструментах, умеют рассказать о них;
• Владеют простейшими приемами игры на инструментах.
• Проявляют творческую инициативу.
• Участники коми национального фестиваля детского творчества «шкамшка»;
Родители:
• Активные и заинтерисованые участники педагогического процесса;
• Повышение общей и музыкальной культуры;
• Проявляют интерес к поиску аудиозаписей с коми музыкой и видеозаписей.
• Посещают концерты коми национальных коллективов (филармония, РЦДО, гимназия искусств и др.)
Педагоги:
• Оснащение музыкального уголка (накопительные папки с коми музыкальными инструментами, с национальными костюмами, CD дисками коми музыкой);
• Пополнение библиотеки коми сказками, загадками, стихами.
Этапы реализации проекта
1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь)
2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (октябрь-март)
3 этап – итоговый этап реализации проекта (март)
Методы и приёмы.
Наглядный метод: показ кукол в коми национальных костюмах, показ иллюстраций с изображением коми народных костюмов, коми музыкальные инструменты, показ портретов коми композиторов, показ презентаций, показ видеофильмов с танцевальными композициями коми национальных ансамблей «Асья кыа», «Сигудк»; просмотр концерта коми народной музыки «Зарни Ёль», просмотр танца ученицы национальной студии «Асъя кыа».
Словесный метод: беседа о возникновении коми танца, о происхождении коми музыкальных инструментах, чтение сказок, полилог, диалог.
Игровой метод: музыкально-дидактические игры, творческие игры, музыкальные игры, сюжетно-ролевые игры, имитационные игры, подвижные игры,
Практический метод: слушание музыкальных произведений, исполнение коми песенок, постановка танцев, эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций.