Нина Коновалова
Проект «Коляда-коляда, отворяй ворота» для детей 5–6 лет с ОНР — III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Без памяти - нет традиций,
Без традиций - нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности…» Г. Н. Волков
Цель
Развитие у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с рождественскими праздниками (Коляда, Сочельник, Святки)
Актуальность проекта
Во многих семьях повышается интерес, и возрождаются традиции подготовки к празднованию Рождества. Особенно эта тенденция просматривается в сельской местности.
Публикация «Проект „Коляда-коляда, отворяй ворота“ для детей 5–6 лет с ОНР — III уровня» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты
- Рождество Христово. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Уникальные возможности фольклора, способствующие развитию ребенка, доказаны многими исследователями. Простые формы и образы народного творчества особенно доступны восприятию детей, в том числе имеющих речевые нарушения. Фольклор является одним из уникальных, эффективных и эмоционально-окрашенных средств с огромными дидактическими, коррекционными и воспитательными возможностями. Сама природа произведений устного народного творчества располагает к тому, чтобы главное было подчеркнуто голосом, паузой, выразительной интонацией. Фольклор предлагает образцы оборотов русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Произведения устного и музыкального народного творчества вызывают чувство радости и стимулируют силы и возможности ребенка. Они легко доступны для восприятия, запоминания и воспроизведения даже дошкольникам с тяжелой патологией.
Кроме этого, я как педагог, должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к русским уже в дошкольном возрасте. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды.
Проект имеет огромное воспитательное и нравственное значение.
Тематическое поле
Каждый год, после новогодних каникул, у нас проходит рождественская неделя: проводятся веселые колядования. Дети рядятся, надевают маски, устраивая настоящий маскарад, и под сопровождение шумовых народных музыкальных инструментов (трещетки, бубенцы, ложки, дудочки, бубны и др.) отправляются колядовать по возрастным группам. Во время колядования устраивают мини-представления для детей младшего возраста, веселые розыгрыши и забавные соревнования с детьми, а в благодарность за это, как в старые добрые времена, дети получают угощения. После окончания колядок колядовщики (дети, педагоги) собираются вместе и устраивают пир-чаепитие. Надо отметить, что и родители принимают участие в подготовке рождественской недели: закрепляют разучиваемые в детском саду стихи о Новом годе, Рождестве, беседуют с детьми о проведенных колядках. В результате праздник получается веселый, добрый и озорной.
Вид проекта – творческий
Планирование
Задачи:
1. Расширять кругозор детей, имеющих речевые нарушения, развивать их познавательные, коммуникативные и социальные способности через проектную деятельность.
2. Познакомить детей с русскими зимними праздниками (Коляда, Сочельник, Святки, активно используя русский народный фольклор (стихи, сказки, песенки, заклички и пр.).
3. Развивать творческую активность в театрализованных играх по сказкам и артистические способности детей, предоставлять им возможность интерпретировать роль, давать выход импровизационным качествам.
4. Формирование у детей навыков интонационной выразительности речи (просодики).
5. Создание условий по социальной адаптации в среде сверстников: повышать самооценку, поощрять инициативу и самостоятельность при взаимодействии не только с друзьями своей группы, но и с воспитанниками детского сада разного возраста;
6. Формировать навыки ориентирования внутри здания дошкольного учреждения, закреплять имена сотрудников и названия мест их нахождения.
Ожидаемые результаты:
• приобщение воспитанников к русским народным праздникам и играм;
• воспитание у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое помнит и дорожит своим прошлым, как культурным достоянием;
• повышение самооценки у детей, имеющих тяжелые нарушения речи;
• закрепление понятия о добре и дружбе, воспитание желания делиться положительными эмоциями, получаемыми от участия в музыкально-театрализованной деятельности;
• развитие просодики, как сложного комплекса элементов, включающего мелодику, ритм, интенсивность, тембр и логическое ударение, позволяющий выразить в предложении различные синтаксические значения и категории, а также экспрессию и эмоции;
• ориентировка детей внутри здания дошкольного учреждения, знание имен сотрудников и названий мест их нахождения.
Сроки реализации проекта: январь
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап - подготовительный (2-я неделя января)
№ Мероприятия Ответственные
1 Разработка плана достижения цели проекта: Учитель- логопед
Обсуждение плана с коллегами
Составление плана-схемы проекта
Распределение ответственности
2 Подбор фольклора: Учитель-логопед воспитатели
Русская народная сказка «Репка» музыкальный руководитель
Заклички: «Коляда-коляда, отворяй ворота…»,
«Уродилась коляда…»
Стихи о Новом годе и зиме
Музыкальная игра «Карусели»
Гадание «Мешочек желаний»
3 Собеседование с коллегами других групп
введение в тему проекта, приглашение
к сотрудничеству: воспитатели
Приглашение колядовщиков в группы
Ведение с колядовщиками соответствующего диалога
Одаривание гостей подарками
4 Подбор дидактического материала и пособий: воспитатели
Костюмы для колядования и драматизации специалисты
Шумовые музыкальные инструменты
Зерно, цветное конфетти для обсыпания хозяев
5 Создание соответствующей предметно-развивающей среды
в музыкальном зале, логопедическом кабинете
и группе
6 Консультация для родителей «Приобщение детей
к народным традициям» (письменная) логопед
II этап - основной (3-я неделя января)
Организационно-педагогическая работа с детьми
№ Мероприятия Ответственные
1 Рассказ «Как на Руси Рождество встречали» воспитатели
2 Просмотр презентаций о празднике воспитатель
3 Разучивание текстов закличек, стихов
Коляда- Коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла учитель- логопед, воспитатели
Рождество принесла.
родители
Коляда, Коляда, отворяй-ка ворота,
Пришла Коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, Коляда, подай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай
Мы к Вам в гости пришли,
Долгожданные, да желанные.
Угощенье просим! и др.
4 Музыкальное занятие «Рождественские святки» Музыкальный руководитель
5 Драматизация сказки «Репка»: Учитель - логопед
Распределение ролей
Разучивание и отработка ролевых текстов
Репетиции спектакля
6 Колядки: учитель-логопед
Колядование по детскому саду (пищеблок, воспитатели
медицинский кабинет, прачечная, кабинет заведующей,
группы)- проговаривание закличек, чтение стихов о Новом годе и зиме
Показ сказки «Репка» для детей младшей группы
Показ сказки «Репка» для детей средней группы
7 Рассматривание собранных подарков воспитатель, учитель-логопед
8 Чаепитие (пир) воспитатель, родители
III этап работы – завершающий (4-я неделя января)
№ Мероприятия Ответственные
1 Рисование «Наши колядки» (цветные карандаши, восковые мелки) воспитатели
2 Размещение новостей на сайте ДОУ логопед
3 Фотоколлаж (оформление в раздевалке) воспитатели