Ольга Тимошина
Проект «Книжкин дом» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Книжкин дом» в подготовительной группе МДОУ общеразвивающего вида Вешкаймский д/с «Рябинка» .
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Маршак
Актуальность:
Публикация «Проект „Книжкин дом“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное воздействие на ребенка отошла на второй план. Многие родители, шагая в ногу со временем, окружающей нас действительностью, предполагают, что их дети хорошо развиваются у телевизора, компьютера. Но заменить живое общение между взрослым и ребенком посредством чтения книг не может ни один технический прогресс. Ведь процесс чтения способствует духовному обогащению взрослых и детей, становлению взаимопонимания, близости, доверительности, без которых немыслимо воспитание детей.
Программа воспитания в детском саду ставит задачу воспитывать у детей дошкольного возраста способность воспринимать содержание литературных произведений.
При организации чтения в группе возникла проблема выбора литературы: кроме сказок дети не проявляли интереса к книгам других жанров, не всем было интересно чтение.
Учитывая вышеизложенное, я решила разработать цикл занятий по знакомству детей с другими видами литературного жанра и их особенностями. Научить пользоваться энциклопедиями, использовать полученную из литературы информацию в специально организованной самостоятельной художественно-эстетической деятельности (рисование, лепка, аппликация). Привлечь родителей к совместной деятельности. Для этого был разработан проект «Книжкин дом» и было решено создать мини-музей книги в группе.
Типология проекта. Групповой Интегративный Долгосрочный (учебный год) Информационный Творческий
Руководитель: воспитатель Тимошина О. В.
Участники проекта: дети - подготовительная группа – 6-7 лет, родители воспитанников, воспитатели и специалисты, работники районной библиотеки.
Цель: формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.
Задачи:
• Формировать у детей элементарные представления о музее, его функциях.
• Познакомить детей с историей возникновения книги.
• Воспитывать интерес к книге через знакомство с многообразием жанров и видов книг.
• Обучать способам практического применения знаний, полученных при чтении литературы, в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой и т. д.).
• Развивать воображение и умение слушать длинные произведения.
• Воспитывать бережное отношение к книгам.
• Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Прогнозируемый результат:
-Расширение знаний детей об истории возникновения книги.
-Активное участие в проекте «Книжкин дом»: сбор информации, различных книг вместе с родителями, выполнение творческих заданий, участие в праздниках и т. д.
- Расширение знаний о музеях, различных жанрах книг.
- Обучение способам практического применения знаний, полученных при чтении литературы, в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной и т. д.).
-Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.
- Расширение связи ДОУ с социумом.
-Оформление мини- музея книги в группе.
Этапы проекта:
1этап – выбор темы.
Модель трёх вопросов по планированию проекта.
Что мы знаем?
- книг очень много, они разные;
- есть сказки, стихи, рассказы;
- есть детские писатели.
Что мы хотим узнать?
- как появилась книга;
- как раньше люди передавали информацию;
- какие книги читали наши мамы и бабушки;
- для чего нужны книги.
Как мы узнаем?
-спросим родителей;
- спросим воспитателя;
- посмотрим в интернете;
- сходим в библиотеку.
2 этап – реализация проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации для решения данной проблемы. Оценка результатов.
Тематический план работы проекта «Книжкин дом».[/b]
№ Тема. Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1 «Такие разные книги» Беседа. Ознакомление детей с разнообразием способов оформления книг: книжки-малышки, книги-гиганты, книжки-игрушки и т. д. Подбор книг. Активное слушание.
Рассматривание книг. Помощь в подборе книг.
2 «Что такое музей?» Беседа. Выявление представления о музее, его назначении. Ознакомление детей с разнообразием музеев, с правилами поведения в музее. Показ презентации о различных музеях. Активное слушание.
3 Экскурсия в краеведческий музей школы. Посещение экспозиций «ВОВ», «Изба». Подготовка экскурсии. Посещение музея. Активное слушание. Участие в подготовке экскурсии.
4 «Путешествие в прошлое книги» ООД. Познакомить детей с историей возникновения книги, со средствами, используемыми для письма в древности: береста, глиняные дощечки, папирус и т. д. Показ презентации,
оформление альбома «История возникновения книги».
Исследовательская деятельность (письмо по глине, воску, бересте).
Рассматривание альбома «История возникновения книги». Поиск информации вместе с детьми.
5 «История возникновения бумаги» ООД. Дать элементарные представления о бумаге, истории ее появления и изготовления. Показ презентации «История возникновения бумаги». Активное слушание.
6 Мини-музей. Оформление мини-музея «Книжкин дом».
(Книги разных годов выпуска; деление по жанрам: сказки, рассказы, стихи; раздел «хочу всё знать»: журналы, энциклопедии и т. п.) Родительское собрание «Наш проект «Книжкин дом».
Погружение в проблему, привлечение родителей к проекту.
Пополнение мини-музея книгами. Погружение в проблему.
Пополнение мини-музея книгами.
7 Библиотека. Экскурсия в детскую библиотеку
Познакомить детей с назначением детской библиотеки, правилами поведения при посещении библиотеки. Налаживание контакта с администрацией для постоянного посещения библиотеки (1раз в неделю). Участие. Активное слушание. Посещение библиотеки 1 раз в неделю. Посещение библиотеки вместе с ребёнком по желанию.
8 «Может сказка, может быль…» ООД.
Ознакомление детей с жанрами литературы: сказка, рассказ, стихи, басни, быль и т. д. дать элементарные представления об особенностях каждого жанра. Подбор литературы, загадок, пословиц. Активное слушание.
9 Ознакомление с писателями. Выставка книг и портрета того автора, с чьими произведениями знакомятся дети.
(К. Чуковский, А. Толстой, В. Бианки, Р. Киплинг, Г. Х. Андерсен, А. С. Пушкин, Н. Носов, сказки народов мира) Подготовка портрета и выставки книг. Участие в выставке книг. Помощь в подготовки выставок.
10 Чтение. «Большая книга».Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
В. Бианки: «Синичкин календарь, «Кто чем поёт?»,
Р. Киплинг: «Кошка, гулявшая сама по себе», «Слонёнок»…
Г. Х. Андерсен: «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Новое платье короля.
А. С. Пушкин: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».
К. И. Чуковский «Бибигон».
Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа», «Приключение Незнайки и его друзей». Чтение. Активное слушание.
11 Творчество детей. Коллективная лепка по произведению А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
Коллективная лепка по произведению Г. Х. Андерсена «Русалочка».
Коллективная аппликация «Тридцать три богатыря» по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Свободное рисование дома и в группе. Подготовка материала,
создание творческой атмосферы. Активное участие. Совместное творчество дома.
12 Поздравление. Районной библиотеке-65 лет. Участие в юбилее.
Выступление в районной библиотеке: стихи, частушки про библиотеку, подарок – поделка из пластилина по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино». Подготовка поздравления. Выступление. Присутствие на празднике.
13 «В мире сказок» Литературная викторина. Закрепление знаний детей о русских народных сказках и сказках других народов. Выставка книг «Сказки народов мира». Активное участие. Участие в оформлении выставки, чтение с детьми сказок дома.
14 «Умные книги» Дать представление об энциклопедии как источнике информации. Учить пользоваться научной литературой. Подбор литературы, справочников и т. п. Участие в подборе книг.
15 Проектная деятельность «Любимая книжка любимого писателя» Выступление детей и родителей со своим проектом «Моя любимая книга». Консультирование родителей по подготовке проекта. Активное участие в подготовке и выступлении с проектом. Самостоятельная подготовка маленького проекта «Моя любимая книга» совместно с детьми.
Участие в выступлении
15 Литературная викторина «Моя любимая книга». Закреплять знания детей о литературных произведениях, их особенностях. Развивать умение работать в команде. Подготовка викторины, материала к заданиям. Активное участие. Помощь в подготовке поощрительных призов.
16 Конкурс на лучший рисунок к произведению Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной изодеятельности детей. Беседа с родителями по организации совместного творческого процесса дома. Активное участие. Организация совместного творческого процесса дома.
17 Участие в районном конкурсе детских проектов. Участие Бояровой Риты с проектом по исследовательской деятельности «Откуда книга пришла». Теоретическая подготовка проекта. Практическая подготовка. Помощь в подготовки практической части проекта.
18 Международный день детской книги.
Экскурсия по мини-музею «Книжкин дом». Проведение экскурсии по мини-музею «Книжкин дом» детьми подготовительной группы для детей старшей группы, родителей. Подготовка текста экскурсии. Заучивание текста экскурсии. Выступление в роли экскурсовода. Участие в экскурсии в роли посетителей музея.
3 этап – презентация проекта «Мини- музей «Книжкин дом»».
4 этап - рефлексия. (Коллективный анализ и оценка результатов)
Что нового узнали?
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
2. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера. 2010 г.
3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.