Екатерина Курочкина
Проект «Капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Капелька»
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Публикация «Проект „Капелька“» размещена в разделах
Использование педагогами наиболее эффективных педагогических технологий, способствует развитию у детей мышления, речи, обучают поиску решений в различных проблемных ситуациях; овладению необходимыми знаниями.
Природное любопытство детей дошкольного возраста заставляет их задавать вопросы, заниматься исследованиями и искать взаимосвязь между предыдущим опытом и новыми ситуациями, в которых они оказываются. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Одной из таких технологий является метод проектов, т. к. он связан с развивающим личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждениях любого типа. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Главное на этом пути - учитывать возрастные и психофизические особенности детей.
Проект «Что мы знаем о воде» предназначен для работы со старшими дошкольниками с ОВЗ.
Цель проекта : развитие у детей интереса к познанию и стремлению, к практическому исследованию воды.
Данный проект направлен на развитие поисково-познавательной деятельности и предполагает решение следующих задач:
• расширять и систематизировать знания детей о воде;
• развитие познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей;
• развитие поисково-познавательной деятельности, путём включения их в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;
• развитие связанной речи, коммуникативных навыков;
• способствовать успешной работе в коллективе сверстников;
• продолжать воспитывать бережное отношение к воде.
При выборе теоретического, наглядного и практического материала к занятиям руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип планомерности – только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать данный проект.
2. Принцип доступности – этот принцип предполагает использование различных методов и приёмов в доступной детям форме.
3. Принцип системности – один из важных принципов организации учебного процесса, т. к. у ребёнка с ОВЗ стихийное накопление знаний и представлений не становятся источником познавательного развития, не создаёт основы для адекватной ориентировки в окружающем, поэтому накопление знаний должно идти не отрывочно, а в системе.
4. Принцип последовательности – предусматривает постепенное усложнение материала и заданий.
При выборе темы, соблюдала следующие правила:
1. Доступность темы.
2. Тема должна быть выполнима детьми.
3. Чётко должны быть сформулированы вопросы, задачи, последовательность действий.
4. Опыты должны быть непродолжительными по времени, т. к. дети данной категории не могут долговременно концентрировать своё внимание на одном объекте.
5. Выбирая тему, необходимо учитывать, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы
Формы работы по проекту
1. Чтение художественной литературы (рассказы, сказки, загадки)
2. Проведение занятий
3. Опытно – экспериментальная деятельность
4. Просмотр познавательных DVD фильмов, детских презентаций.
5. Изготовление макета «Подводный мир»
6. Работа в дневниках наблюдений
Срок реализации проекта : сентябрь – май.
Участники проекта : дети старшей к школе группы с ОВЗ
Предполагаемые результаты проекта :
1. В процессе работы дети реализуют свою познавательную активность.
2. Усваивают знания о воде через активную исследовательскую и экспериментирующую деятельность.
3. Получают удовольствие от совместной деятельность с педагогом.
4. Получают положительные эмоции.
5. Способность выразить мысль, вступить в диалогическое общение.
Планирование работы по реализации проекта
«Что мы знаем о воде?»
№ месяц тема цель содержание
1
сентябрь
«Что мы знаем о воде?»
Создать представление о воде, как о природном явлении Просмотр детской презентации «Вода»;
просмотр DVD фильма «География-малышка» - урок «Моря и океаны»;
прослушивание звукозаписей «Вода»
2
октябрь
«Волшебница-вода»
Расширять знания детей о свойствах воды через проведение опытов опыт 1 – вода это жидкость;
опыт 2 – вода не имеет формы, цвета, запаха;
опыт 3 – вода-растворитель;
3
ноябрь
«Кому нужна вода?»
Расширять знания детей о значении воды в жизни людей и природе
Просмотр презентации;
беседа;
проблемная ситуация – почему завял цветок?
4
декабрь
«Лёд, снег, пар»
Расширять представление детей о том, что лёд, снег, пар – это тоже вода
Проведение опытов (переход воды из жидкого состояния в твёрдое, газообразное; из твёрдого в жидкое.
5
январь
«Умная галка»
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы, путём наглядного моделирования ситуации
Чтение рассказа;
моделирование наглядной ситуации
6
февраль
«Круговорот воды в природе?»
Объяснить причины возникновения дождя и снега
Просмотр презентации для детей «Круговорот воды в природе»; работа в дневниках наблюдений
7
март
«Зачем нужно очищать воду?» Познакомить со способами очищения воды. Дать представление о том, зачем нужно беречь воду. Проведение опыта;
беседа с детьми
8
апрель
«Какие бывают дожди?»
Дать представления о то, какие бывают дожди
Прослушивание звукозаписей: «Дожди», беседа, работа в дневниках наблюдений
9
май
«Водный транспорт» Познакомить детей с различными видами водного транспорта; почему его называют «водным»
Экскурсия на Волгу
Ожидаемые результаты:
Старший дошкольный возраст является переходным от детства дошкольного к детству школьному, именно в этом возрасте уже начинается постепенная подготовка ребенка к школе. Применение проектной деятельности способствует развитию интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребё нка: расширяются знания о предметах и явлениях, детей интересуют связи, которые существуют между предметами и явлениями, а это во многом определит его развитие и готовность ребёнка к школьному обучению.
В ходе проведения разработанного мной проекта «Капелька», было установлено, что данный метод включает в себя активные поиски решения задач, что он будет являтся хорошим средством интеллектуального развития дошкольников с ОВЗ.