Любовь Гирняк
Проект по экологическому воспитанию «Капелька жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
«Капелька жизни»
Введение
В последнее время начали уделять большое внимание экологическому воспитанию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Капелька жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Знакомство детей с природой – это огромный потенциал их всестороннего развития. Вызывать интерес и любовь к ней необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь. Тем самым мы перекидываем мостик для благоприятного восприятия знаний по этой теме в последующих группах детского сада. Конечная цель воспитания любви к природе – формирование у ребенка готовности к рациональной деятельности к ней.
За основу в работе была выбрана проектная деятельность. Выбирая тему для нашего проекта, опирались на интересы и потребности ребёнка, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которыми ребёнок встречается в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми ребёнка с водой во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений ребёнка о свойствах и значении воды в жизни живых существ.
Цели проекта :
1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта :
1. Подвести детей к пониманию:
• вода может находиться в разных состояниях;
• вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
2. Закрепить представления детей:
• вода бывает холодная, теплая, горячая;
• вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
3. Расширить и углубить знания детей о дожде, росе, снеге, инее, тумане, граде.
4. Формировать представления о воде, как источнике жизнедеятельности для всего живого на земле рассматриванием разных аспектов природных явлений;
5. Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместных практических опытов с водой;
6. Развитие эстетического восприятия воды в природе;
7. Формирование у детей культурно- гигиенических навыков.
По доминирующей в проекте деятельности : познавательно-исследовательский, творческий.
Возраст участников проекта : дети от 3 до 4 лет.
По числу участников проекта : групповой.
По времени проведения: краткосрочный (3 недели).
Руководитель проекта : воспитатель 2-ой младшей группы.
Состав проектной группы : воспитатель и воспитанники группы, работники пищеблока, прачечной, медработник, помощник воспитателя родители воспитанников.
Проблема проекта : Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений и сбережение водных ресурсов.
Актуальность проекта. Рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.
Очень важно научить детей, как наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Она играет огромную роль в нашей жизни и является постоянной спутницей.
Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать.
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Капелька жизни» для детей младшего дошкольного возраста.
Основная часть
Организационно-подготовительный этап:
1. Определение темы, цели, задач проекта;
2. Определение участников проекта;
3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта;
4. Подготовка необходимого оборудования;
5. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта;
6. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы;
7. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту;
8. Подбор художественной литературы (малый народный фольклор, сказки, стихотворения, пальчиковых игр, физкультминуток, подвижных и дидактических игр;
9. Аудиозаписи «Звуки воды в природе», подбор музыкального материала, видеозапись - мультфильм «Капитошка», «Капля»;
10. Иллюстраций на темы «Вода в природе», «Где живет капелька», «Кому нужна вода»;
11. Написание перспективного плана реализации проекта.
Познавательно-практический этап:
Перспективный план распределения материала исследовательского проекта «Вода – источник жизни»
I неделя «Что мы знаем о воде?»
Цель: уточнить знания детей о воде: ее свойствах, разнообразии ее состояний в природе, познакомить с круговоротом воды в природе, развивать интерес к познанию и стремлению к практическому исследованию воды.
1. Наблюдение за дождем, росой на прогулке;
2. Беседа «Вода и её превращения», «Есть ли у воды цвет? А запах?»;
3. Опыты и эксперименты с водой: «Вода – жидкость», «Вода без вкуса и запаха», «Вода – растворитель;
4. Подвижная игра «Мы капельки», «Солнце и дождь», «Ходят капельки по кругу»;
5. Физкультминутка «Дождик»;
6. Пальчиковая гимнастика «Капель», «Сосулька»;
7. ТРИЗ «Плохо или хорошо?» : дождь, снег, лед; дидактическая игра «Моделирование маленькими человечками»;
8. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», стихотворений «Ключевая вода», «Снежинка - балеринка», «Дождик»;
9. Прослушивание аудиозаписи «Музыка дождя»;
10. Разучивание потешек «Водичка, водичка…», «Дождик», «Снежок»;
11. Рисование «Снегопад - дождь»;
12. Экскурсия в экологическую комнату;
13. Занятие «Путешествие капельки».
II неделя «Где живет вода?»
Цель: развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты, развивать познавательную активность и интересы детей, побуждать к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
1. Наблюдение за лужей (плавание разных предметов «в» и «на» воде, отражение в ней);
2. Беседа по сказке «Путешествие капельки», «Ручеек»;
3. Опыт «Буря в стакане», «Лужа»;
4. Дыхательная гимнастика «Шторм»;
5. Подвижная игра «Ручеек», «С кочки на кочку»;
6. Двигательный этюд «Мама – тучка»;
7. Физкультминутка «Кораблик»
8. Игра- забава «Пускание мыльных пузырей».
9. ТРИЗ «Плохо или хорошо?» : море, река, болото, лужа.
10. Рассматривание иллюстраций «Вода в природе»
11. Прослушивание аудиозаписей «Шум моря», «Водопад»;
12. Словесная игра «Вода какая?»;
13. Аппликация «Медуза».
III неделя «Кому нужна вода?»
Цель: показать значимость воды для жизнедеятельности живых организмов, воспитывать бережное отношение к воде.
1. Наблюдение за тем, как течет вода из крана; за аквариумными рыбками;
2. Беседа «Вода и здоровье», «У воды, на воде, в воде», «Что загрязняет воду?», «Вода – источник жизни»;
3. Опыты с водой «Определяем температуру», с цветком;
4. Чтение экологической сказки «Приключение ручейка», «История одной капли», «Все живое нуждается в воде»;
5. Пальчиковая гимнастика «Весёлые рыбки»;
6. ТРИЗ «Плохо или хорошо? вода»;
7. Чтение произведений К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»;
8. Изготовление макета «Кому нужна вода».
9. Работа в уголке природы «Мы – друзья природы», акция «Трудовой десант»
10. Развлечение «Кругом вода».
План работы с родителями:
1 неделя
1. Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье».
2. Проведение опытов с детьми дома «Лед, пар – тоже вода».
2 неделя
1. Экскурсия к водоемам города.
2. Привлечение к созданию познавательно - развивающей среды в группе (пополнение экспонатов, имеющих отношение к воде: речные и морские камни, ракушки, фотографии животных и др.)
3 неделя
1. Памятка «Не навреди природе» (о правилах поведения у воды).
2. Рисование «Вода – это жизнь»
Заключение
Реализация проекта проходила в игровой форме, через привлечение детей к разным видам практической деятельности. Познакомив детей со свойствами и состояниями воды, со значением воды для жизни всего живого на Земле, воспитывая бережное отношение к воде, проведя определенную исследовательскую работу, можно сделать выводы, что у детей:
• сформированы представления о природном объекте - воде;
• сформирован познавательный интерес;
• сформировано понимание и осознанное правильное отношение к воде, как источнику жизни на земле;
• сформированы некоторые обследовательские действия;
• обогащен словарный запас;
• воспитанно бережное отношение к воде;
• привнесены результаты работы в группе в домашние условия;
• развиты умения использовать приобретенные знания в обычной жизни и разнообразных игровых ситуациях.
Литература
1. Н. А. Рыжова «программа экологического образования дошкольников «наш дом –природа», М. 2001г. «Волшебница вода», М., 1997г.
2. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников : Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. -М. : Новая школа, 1996.-48с.
3. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. -М. : Мозаика-Синтез,2004.-128с.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения/ С. Н. Николаева. -М. : Просвещение,2002.-144с. :ил.
Интернет ресурсы
5. https://www.dobrieckazki.ru
6. https://www.ostrovskazok.ru
7. https://www.dobrieskazki.ru