Светлана Александрова
Проект «Тайны воды»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая что ты такое! Нельзя сказать, что ты
жизненно необходима: ты сама жизнь!»
Антуан де Сент Экзюпери.
Вид проекта : познавательный, творчески- исследовательский.
Тип проекта : краткосрочный
Время проведения: 5 недель конец февраля- март.
Объект исследования: вода.
Публикация «Проект „Тайны воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Предмет исследования: свойства воды, текучесть, прозрачность, без запаха. Переход из одного состояния в другое, круговорот воды в природе, водная система планеты Земля, может находится в трех состояниях, (жидком, твердом, газообразном)
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствует загрязнение почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются загрязненными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с примесью выхлопных газов.
Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживание всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы- вот составляющие экологической культуры.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности научить бережно и экономично относиться к воде. Обратить внимание на то что, даже такой привычный объект как вода, таит в себе много не известного.
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).
Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения вобразовательном процессе.
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Реализация проекта «Тайны воды» позволит создать условия для активизации познавательной активности детей, расширить их знания о значении воды для человека и жизни всего живого на планете Земля. Развитие любознательности в процессе активной познавательно- исследовательской деятельности.
Проблема: Отсутствие у детей систематизированных знаний и представлений о значении воды для человека и всех живых существ на Земле, свойствах и агрегатных состояниях воды в разное время года. Не сформировано осознанное бережное отношение к водному ресурсу.
Цель проекта : Развитие познавательного интереса в процессе опытно- экспериментальной деятельности. Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Определение значимости воды для всего живого на Земле.
Задачи педагога:
1. Создать условия для формирования элементарных экологических знаний у детей.
2. Пополнить мини-лабораторию материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др.
3. Развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей, через социальное взаимодействие в играх занятиях.
4. Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.
5. Способствовать выработке положительного, гуманного отношения к природе.
Задачи для детей:
1. Закрепить знания о свойствах воды.
2. Познакомиться с разными способами очистки воды.
3. Узнать о растительном и животном мире водоемов.
4. Развивать образное мышление, воображение, фантазию, активную речь, творческие способности.
5. Стимулировать желание беречь природу, не засорять водоемы, заботится об их обитателях.
6. Познакомить с особенностями обитания в водной среде (рек, озер, морей, океанов)
7.
Предполагаемые результаты: В результате у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют не сложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту. (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно- следственные связи, появится потребность получить результаты экспериментальным путем.) Повысится воспитательная компетентность в экологическом воспитании дошкольников.
Формы и методы реализации.
Беседы.
Игры.
Экспериментальная деятельность.
Экскурсии с детьми на искусственный прудик на участке.
Поисковые и исследовательские наблюдения.
Проблемные ситуации.
Творческие мастерские.
План реализации проекта
l - Подготовительный этап
1. Подбор методической литературы по теме проекта.
2. Пополнение экспериментального уголка мини-лаборатории.
3. Подбор художественной литературы по теме.
4. Составление картотеки опытов с водой.
5. Составление картотеки загадок, стихов, поговорок.
6. Подбор энциклопедий, карт, схем.
7. Выявление знаний детей о воде и ее свойствах.
8. Разработка перспективного плана и конспектов организованной образовательной деятельности познавательного цикла.
9. Подготовка информации для родителей по темам:
-экологическое воспитание дошкольников
- экологические проблемы водных ресурсов, почему нужно беречь воду.
-занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
- памятка «Что почитать детям»
ll- этап практический
Реализация проектных мероприятий.
Планирование и организация деятельности.
недели Организованная деятельность Совместная деятельность
l-неделя Тема1- «Где есть вода»
Цель: дать представления детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде она существует в окружающей среде.
Тема2- «Природные водоемы»
Цель: Дать детям представление о том какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на Земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять. 1. Беседа «Чем отличается вод в морях и океанах, от речной и озерной»
2. «Где живет вода в детском саду?»
3. Подвижная игра «Ручеек»
4. Чтение произведений» Г. Х. Андерсен «Путешествие капельки» «Русалочка» постановка проблемы- путешествуя с капелькой узнать о родниках нашего края.
5. Н. А. Рыжовой «История одного пруда» «Как люди речку обидели»
6. Наблюдение за природными явлениями связанными с водой (капель, ручейки изморось, иней, сосульки, и. т. д.)
7. Рассматривание карт, схем Смоленщины, глобуса. (отметить где есть водоемы, сравнить их по масштабу.)
8. Дидактическая игра «Отвечай быстро»
9. Пословицы и поговорки о воде.
ll-неделя Тема3- «Свойства воды»
Тема4-«Круговорот воды в природе»
Оод
«Приключения капельки» 1. Беседа «Вода на Земле»
2Беседа «Что ты знаешь о свойствах воды»
3Опыты: 1. «Свойства воды» (без запаха, бесцветная, без вкуса, вода растворитель)
2.«Круговорот воды в природе»3. «Воду пьют растения»4. «Облако»5. «Вода может перемещаться» «Очистка воды с помощь фильтра» 6. «Вода не имеет формы» 7. «Разноцветные растения» 8. «Животворное свойство воды» 9.«Цветные льдинки»10. «Превращения воды» (три агрегатных состояния воды)
11. «Как вытолкнуть воду?» (Чтение рассказа «Умная галка» Л. Н. Толсой.
Рисование: «Аквариум» «Золотая рыбка»
Под. игры: «Удочка», «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Ручеек» «Водяной»
С. р. игра. «Моряки»
Литература; «Живая вода». Польская сказка. В Орлов. «Ты скажи мне, реченька лесная» С. Сахаров «Кто в море живет?
Г. Люшина «Капелька»
Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?»
Н. А. Рыжова «Жила-была река» (экологическая сказка) «Королева – вода».
Дид. игра: «Какой бывает вода»,
«загадочные человечки»
Лото «Кому нужна вода»
lll -неделя Тема5: «Жизнь в водоемах»
Оод: «Обитатели водоемов»
Тема6:
«22 марта-Всемирный день воды»
Досуг «Берегите воду»
Цель: Создать у детей радостное, веселое настроение.
Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде. Беседа: «кто живет в водоемах»
Презентации, иллюстрации, слайды
Беседа: «Берегите воду»
Цель: Воспитание бережного отношения к воде.
Акция «Берегите воду» Изготовление плакатов, составление правил охраны водных ресурсов.
Рейд «Берегиня» Цель: проверить, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах. результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации. беседы с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».
lv -неделя Тема7: «Подводный мир глазами детей»
.
оод «Путешествие в подводный мир» Создание проблемной ситуации Незнайка очень хочет узнать и посмотреть, подводный мир морей и океанов
Цель: Заинтересовать детей данной темой,
Мотивировать дальнейшее стремление как можно больше узнать о подводном мире. Аппликация: «Морские обитатели»
Цель: Закрепить названия морских обитателей. Вырезать осьминожек из цветной бумаги (контур детские ладошки, и других рыб, приклеить, дорисовали глазки и рот.
Рисование: «Подводное царство»
Продукт проекта : Оформление в группе макета «Обитатели морей»,
«Пресноводные обитатели».
Оформление родителями стенгазеты «Мы и вода» «Дети на воде»
Сбор и оформление дидактической игры
«Частички моря»
Придумывание детьми и родителями экологических сказок на тему «Вода»
lll- этап заключительный.
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Итоги работы.
1. Высавка детского творчества «Подводный мир глазами детей»
2. Презентация проекта «Тайны воды»
Диагностическая карта по проекту «Тайны воды»
№ Ф. И. Ребенок ориентируется
в понятиях живая и не живая природа «вода» Ребенок ориентируется
в понятиях
круговорот воды в природ
испарение
конденсация. Вода
не имеет вкус, запах,
цвет. Три
Состояния воды Вода растворитель. Знает обитателей
Морей, рек
Озер. Имеет представления о источниках загрязнения Итог.