Людмила Фролова
Проект как средство экологического образования старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект как средство экологического образования старших дошкольников.
Дошкольное образование – первый уровень общего образования (Закон РФ «Об образовании в РФ» ст. 12). Именно в дошкольном детстве закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. У детей - дошкольников формируются первичные представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Дошкольное образовательное учреждение призвано закладывать основы экологического мышления, экологической культуры.
Публикация «Проект как средство экологического образования старших дошкольников» размещена в разделах
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Ребёнок открывает удивительное многообразие растений и животных. Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача в работе с детьми - заложить первые представления и ориентиры в мире природы, дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем
Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной край – Кузбасс. Проблемы сохранения природных богатств являются приоритетными во всем мире, в том числе и в Кемеровской области. Основными причинами исчезновения многих видов животных и растений является нерациональная, а порой и неразумная, деятельность человека: хозяйственное освоение мест обитания животных (вырубка лесов, осушение болот, загрязнение окружающей среды, варварское преследование со стороны человека, браконьерство. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Решения задач экологического образования и воспитания на этапе дошкольного детства осуществляется новыми инновационными программами, проектами, формами, методами, технологиями и различными мероприятиями.
Потеря любого вида растений и животных - глубокая трещина в биологическом разнообразии Земли. Человечество давно осознало эту опасность, и создание Красных книг разного ранга стало первым шагом в его борьбе за сохранение животных и растений, подошедших к черте, из-за которой нет возврата.
В нашей Кемеровской области тоже есть своя «Красная книга», и ребятам следует знать растения и животные, которые необходимо охранять. Именно, это способствовало разработке практико-ориентированного, группового, долгосрочного проекта «Красная книга Кузбасса».
Большую роль в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Нередко, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда- то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Следовательно, экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с родителями.
В результате проведенного опроса выявили недостаточный уровень знаний детей и родителей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу Кемеровской области. Целью проекта стало включение детей и взрослых в природоохранную деятельность через ознакомление с Красной книгой.
При реализации проекта решали следующие задачи: способствовать расширению представлений детей о редких животных, растениях на примере Красной книги Кемеровской области; воспитание любви и бережного отношения к животным, растениям в природоохранной деятельности; привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в ознакомлении с Красной книгой.
Наш проект интегрирует следующие образовательные области : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и познавательное развитие.
В ходе реализации проекта «Красная книга Кузбасса» использовались различные формы работы: совместная образовательная деятельность с детьми, экологические беседы, викторины, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, книг, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, дидактические, словесные, творческие и настольно-печатные игры.
Продуктом проектной деятельности стала «Красная книга Кузбасса», изготовленная детьми и родителями своими руками. Эту книгу мы поместили в уголок природы нашей группы, которая постоянно пополняется новыми экспонатами.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Литература:
1. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой родного края. [Текст] / А. П. Букин. - М. : Просвещение, 2008. – С 114 .
2. Буко, Т. Е., Горбунова, И. А., Егоров, А. Г. и др. Красная книга Кемеровской области Красная книга Кемеровской области: Т. 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. [Текст] /Т. Е. Буко, И. А. Горбунова, А. Г. Егоров. – Кемерово: «Азия принт», 2012. – С. 208
3. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание / - 2004. - №7 .- С. 70-73
4. Карев, Н. А. Заповедные травы Кузбасса. [Текст] / Н. А. Карев. - Кемерово: Кузбасс, 2012.– С 29.
5. Королева, А. Н. Земля - наш дом. [Текст] /А. Н. Королева // Дошкольное воспитание - 2004. - N 10.- С 34-35
7. Масленникова, О. М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду. [Текст] / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011. – С. 232