Дарья Малышева
Проект «Как пчёлы делают мёд?»
▼ Скачать +Заказ
Введение
Обоснование проблемы:
Наша будущая специальность - воспитатели детского сада. Зачастую дети задают сложные вопросы, на которые порой мы и сами затрудняемся ответить. Все дети, начиная с возраста 2-3 лет, становятся рьяными «почемучками». Это показатель нормального развития ребенка как личности, он каждый день познает мир и уже не просто принимает его таким, какой он есть, а интересуется каждой мелочью и хочет больше узнать обо всем. На самые трудные вопросы вы найдете ответы в сети, перефразируете, а вот как быть с теми «неудобными», на которые вы ответы знаете, но вот только знания эти ребенку пока не по возрасту?
Публикация «Проект „Как пчёлы делают мёд?“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Темочки
Актуальность:
Различными сложными вопросами детки очень часто ставят родителей и воспитателей в тупик. О таком понятии как «мед» знают очень многие, да и о пчелах наверняка слышал каждый ребенок. Но вот на вопрос «Как пчелы делают мед?» может корректно ответить далеко не каждый взрослый человек.
Цели:
- Узнать,как же цветочный нектар превращается в конечном итоге в мед – вкусный и питательный продукт;
- Объяснить своим воспитанникам в доступной форме о пчелах;
- Расширять представления детей о разновидностях меда;
- Воспитывать уважительное отношение к профессии пчеловода;
- Обогащать представления детей о жизни насекомых;
- Удовлетворять интересы детей;
- Развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
- Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к окружающему миру.
Задачи:
- Изучение информации о пчелах и мёде;
- Наблюдение за работой пчёл;
- Проведение анкетирования среди детей и выяснить, знают ли они, как пчёлы делают мёд;
- Подбор методики исследования пчёл для определенной возрастной категории;
- Проведение различных мероприятий с родителями о трудных вопросах от детей;
- Подготовка памяток для каждого родителя, как отвечать на такие вопросы.
Объект исследования: жизнедеятельность пчёл
Предмет исследования: пчёлы, мёд, процесс создания мёда
Гипотеза:Может быть, пчёлы собирают мёд из цветов? Или пчёлы высасывают нектар из цветов, а потом что-то делают с ним и получается мёд? Проведем анализ Интернет-ресурсов и найдем ответы на наши вопросы.
Методы исследования:
- Информационный поиск;
- Наблюдение;
- Описание теоретического исследования;
- Обобщение материала, выводы.
Теоретическая часть
Строение пчелы
Медоносные пчелы живут семьями, состоящими из нескольких десятков тысяч особей. Пчелы, как и все насекомые, имеют твердый, сложноустроенный кожный покров. Тело пчелы покрыто волосками разной формы и назначения. Одни их них служат для чистки тела, другие – чувствительные волоски – для восприятия давления, колебания воздуха, то есть выполняют функцию органов чувств. Тело пчелы отчетливо разделяется на три подвижно соединенные между собой части: голову, грудь и брюшко.
Голова представляет собой твердую коробочку. По бокам расположены большие выпуклые сложные глаза пчелы. От передней части головы отходит пара усиков. В нижней части головы находится рот, сложноустроенный хоботок пчелы. На хоботке и находится медовый зобик. Грудь пчелы состоит из четырех колец, сросшихся между собой. К груди прикреплены две пары крыльев, три пары ножек. На задних ножках имеется корзиночка для сбора пыльцы во время сбора ее на цветах и переноса затем в улей. Брюшко пчелы состоит из шести колец. В конце брюшка у пчелы помещается орган защиты – жало. (См. приложение №)
Как пчелы делают мед?
Пчела-сборщица набирает нектар с помощью хоботка в свой медовый зобик, в котором начинается расщепление на глюкозу и фруктозу. То есть превращение нектара в мед.
После возвращения в улей пчела-сборщица передает ношу пчелам-приемщицам, которые продолжают переработку доставленного материала в своем зобике. Они многократно (более 200 раз) выпускают нектар наружу и снова заглатывают, что способствует смешиванию его с инвертазой и расщеплению сахарозы. Одновременно происходит частичное удаление воды, освобождение нектара от токсических веществ, в случае их попадания из окружающей среды.
При сборе нектара в него попадает пыльца растений. Избыток пыльцы в меде может неблагоприятно воздействовать на деятельность кишечника пчел в зимний период. Поэтому во время нахождения нектара в зобике избыток пыльцевых зерен эвакуируется в кишечник пчелы. Вместе с тем нектар в организме пчелы обогащается не только ферментами, но и органическими кислотами, антимикробными веществами, липидами, макро- и микроэлементами, образующимися в железах.
Затем пчела-приемщица складывает нектар в свободные сотовые ячейки. Далее в процессе многократного переноса нектара продолжается удаление воды и образование сахаров. В это же время происходит обогащение нектара ароматическими веществами. После снижения содержания воды в нектаре до 20%, что наблюдается в течение 1-20 дней, пчелы запечатывают ячейку с недозревшим еще медом восковыми крышечками. Полное созревание меда наступает через 3-4 недели. Вслед за этим пчеловоды проводят откачку меда.
Сценарий проведения игровой деятельности с детьми
Цель: ознакомить детей с пчелиной семьей, развитие мелкой моторики детей, речи, прививание любви к насекомым. Расширение зрительного внимания, восприятия и памяти; развитие мелкой моторики.
Оборудование: веник, совок, желтая бумага, распечатки цветов (см. приложение, ножницы, клей, фломастеры, краски, шарики для пинг-понга, обручи. Картинка с наложенным изображением груши, листа и пчелы, лист бумаги в клетку с нарисованным узором
Дидактическая часть
Сначала делаем пчелок по специальному мастер-классу
Дидактическая игра «Путешествие пчел»
- Посадите пчелу на самый низкий цветок.
- Посадите пчелу на самый высокий цветок.
- Посадите пчелу на улей.
- Посадите пчелу под гриб.
- Посадите пчелу возле среднего цветка.
Дидактическое упражнение «Раскрась только пчелу»
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку, найти на ней пчелу и раскрасить только её.
Аппликация «Пчелы на цветах»
Наклейте на каждый цветок по одной пчеле. Сколько цветов? Три цветка. А сколько нужно наклеить пчел? Три пчелы. Пчел столько, сколько цветов.
Графическое упражнение «Дорисуй половинку пчелы»
Детям предлагается рассмотреть, что нарисовано. Затем предлагается зеркально изобразить вторую половинку рисунка.
Карточки "Насекомые"
сравним, как выглядят шмель, пчела, оса
Загадки:
1)Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом
В улей –
свой чудесный … (дом)
2)Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в … (мёд)
3)Села на шиповник пчелка –
Укололась об иголку,
С удивленьем прожужжала –
У тебя есть тоже …. (жало)
Динамическая часть
Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет)
И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание)
Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты)
Пчёлка: Привет, ребята! Узнали меня?
Дети: да!
Пчёлка: Я пчелка и расскажу вам о своей большой семье!
Тренировка для язычка: артикуляция звука ж:
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу.
Мы - пчелы, трудолюбивые существа. Хотите узнать о нас больше?
Дети: хотим!
Пчёлка: Пчел в мире много, а именно мы называемся медоносные пчелы. Как только маленькой пчеле исполняется 10 дней, она выходит на работу - собирать нектар для меда. А вы, ребята, любите мёд?
Дети: Любим!
Пчёлка: а хотите узнать, откуда мы его берём?
Дети: Да.
Пчёлка: Добываем мы его из цветов!
Собираем мы его необычно - мы купаемся в пыльце.
Она скатывается в мешочек на наших лапках.
Упражнение «Соберем пыльцу»
Пчёлка: Сейчас мы с вами превратимся в пчел, возьмем веники и совочки и примемся с их помощью собирать пыльцу-шарики.
Динамическая пауза «Медведь и пчелы»
Пчёлка: Медведи очень любят мед. Их, медведей, потому так и назвали - «медведь» - «ведает, где мед, знает, где мед». Ребята, посмотрите, это же медведь идет. (Воспитатель надевает шапочку «медведь»). Сейчас у пчел мед заберет!
Медведь:
Пчелки-жужжалки, пчелки-кусалки,
Я вам сейчас покажу!
Я мишка косолапый, я по лесу иду.
Хочу я очень меду, а ульев не найду.
Чтоб не жужжали, чтоб не кусали,
Я вас сейчас накажу!
Ах, где же эти пчелы? Где прячут сладкий мед?
Жужжалок и кусачек я выгоню из сот!
Пчелка: Скорее, пчелы, громче жужжите, медведя прогоните.
Дети: бжжжжжжжжж (медведь пугается и убегает)
Конкурс «Засели улей».
Пчёлка: А куда мы приносим собранный нектар? Правильно! В Улей. Улей это наш дом. Из них пасечники и берут мед для вас, ребятишек. На полу лежат 2 обруча. По моей команде капитан берет по одному игроку, пчелке, и сажает в свой улей. И так до тех пор, пока все участники не будут заселены в улей.
Физкультминутка “Пчелы на полянке”.
Утром пчелки проснулись. (Встают и протирают глазки.)
Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись. (Умываются)
Два – изящно покружились. (Кружатся)
Три – Нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают)
Приходите к нам на пасеку и посмотрите, как мы живем. Приятно было познакомиться, ребята!
Вывод
Мы провели большую работу, исследовали интернет ресурсы, нашли для нашей будущей профессии много полезных вещей и уверены, что нам это обязательно пригодится в последующей работе с детьми.