Дымченко Наталья
Проект «Я мальчик, я девочка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное учреждение
«Департамент образования Местной администрации г. о. Нальчик»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «СОШ №21»
г. о. Нальчик с углубленным изучением отдельных предметов
Дошкольное структурное подразделение № 36
Утверждаю
Директор МКОУ «СОШ №21»
___ З. М. Казакова
г. о. Нальчик
___
Аннотация.
Публикация «Проект „Я мальчик, я девочка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проект «Я – мальчик, я – девочка» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной направленности и отражении (мужского, женского) образа.
Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме : «Я и моя семья»; оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДСП.
Данный материал поможет педагогам ДСП определить гендерное направление в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДСП.
Введение в проект
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки, ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
.
Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.
• Активизировать представление детей о различиях полов (физических,поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;
• Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании ;
• Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
• Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей
Реализация проекта «Я – мальчик, я – девочка» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный,поведенческий, ролевой и т. д.) , ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
У детей
• определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
• желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок –своеобразная детская речь.
У родителей
• активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДСП, в игровой и художественно-творческой деятельности;
• проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
• содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности,закреплению связей между членами семьи ;
• разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме : «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;
• разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по-прежнему много знают»
Этапы реализации проекта
Этапы Цели этапа Предполагаемый результат Содержание
Вводный 1. Проживание с детьми проблемной ситуации:
«Каким должен быть папа, какой должна быть мама»
2. Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением родителей. 1. Подготовка к жизни счастливого; эмоционально-благополучного ребенка.
2. Накопление и систематизация информации по проблеме. 1. Анкетирование для родителей
– «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин, уделяем ли внимание своему ребенку?»
– «Какие мальчики и девочки?»
2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек?»
3. Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать»
4. Сбор материала тематическая папка (Взрослые люди, семья, ребенок и его сверстники, эмоции, о поведении, этикет, народная культура, художественная литература о мальчиках и девочках, материал о защитниках отечества и профессиях, спорт, иллюстрации о жизни людей в других странах.) по теме;
5. Сбор фотографий на тему «Моя семья»;
6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русские народные игры, дидактические, подвижные игры для мальчиков и девочек»;
7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства»
8. Фотоконкурс «Мисс шляпка»
Основной 1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика (девочки,
Активизация своего «я» в процессе совместной жизнедеятельности.
2. Активизировать свой поиск своего места в мире.
по теме «Это – мужчина, это – женщина». Формирование у детей гендерной устойчивости. 1. Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «я» в своей жизни.
2. Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого члена. 1. Моделирование ситуаций «Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце».
2. Проведение занятий с гендерной направленности: «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший».
3. Оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом».
4. Цикл сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», «Рыцарский турнир».
5. Конкурс чтецов «О маме (папе)».
6. Выставка детских рисунков. «Мой папа (мама)».
7. Персональная творческая выставка «Кем быть»
8. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДСП
9. Участие семей в конкурсе поделок из природного материала «Мама, папа, я – умелая семья»; в районном конкурсе, посвященном «Год космонавтики», «пожарная ярмарка».
10. Оформление творческой работы «Мода», «Наши прически», «Мой любимый герой».
Итоговый Презентация проекта. Подведение итогов 1. Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки»
2 .Создание альбомов «Я как мама (я как папа)», «Мой самый счастливый день».
3. Праздник «Маленькая красавица».
4. Презентация творческих рисунков детей «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет»
Реализация проекта «Я – мальчик, я – девочка» началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важна и актуальна. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации. «Я – мальчик (девочка)», был оформлен консультативно-практический материал, направленный на тему гендерного воспитания в семье и детском саду.
Постановка проблемной ситуации для детей «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я – мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.
Итогом реализации проекта явилась круглый стол для детей и членов их семей «Мальчики и девочки», где дети представляли творческие работы «Папин портрет», «Мамин портрет», рассказывали о тех семейных традициях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. Ярким получился праздник «Мамин праздник», который представил и раскрыл в конкурсах творческий потенциал детей, их отношению друг к другу.
На наш взгляд, проект «Я – мальчик, я – девочка» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я мальчика (девочки).