Елена Сырцева
Проект «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Я и моя семь
я»
[/b]Автор проекта : педагог- психолог Сырцева Е. П.
Тип проекта: практико –ориентированный
Продолжительность проекта: 3 месяца
Участники проекта: дети, родители, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, хореограф.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект«Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье»
Публикация «Проект „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Обоснование актуальности проблемыВ дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.
Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей
Необходимость создания и реализации проекта «Я и моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.
Задачи:Для детей:
1. Формировать у ребёнка позитивное отношение к своему «Я»
2. Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения
3. Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин;
4. Сформировать представления о профессии родителей, о родословной;
5. Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;
6. Развивать коммуникативные навыки детей;
7. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Для родителей:
1. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
2. Установление тесного эмоционального контакта с ребенком через включение в совместную деятельность.
3. Поддержать интерес ребенка посредством бесед о семье, семейных традициях и т. д.
Для педагогов (воспитатель, педагог-психолог)
1. Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье
2. Создание условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей
3. Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта
4. Активизация психолого-педагогической компетентности родителей
Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуговая
Название игрового мероприятия проекта: - развлечение «Папа, мама, я – отличная семья»
- родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»
Продукты проекта: для детей:
•альбомы «Я и моя семья»
•рисунки «Моя семья»
•совместное развлечение с родителями «Папа, мама, я – отличная семья»
для родителей:
•коллажи «Мамина профессия», «Папина профессия»
•совместное развлечение с детьми «Папа, мама, я – отличная семья»
•родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»
для педагогов:
•Сбор и накопление материалов по теме проекта.
Ожидаемые результаты:Для детей:
•Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях
•Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей
•Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.
Для родителей:
•Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей
•Укрепление детско-родительских отношений
•Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями
Для педагогов:
•Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
•Оценка проекта в целях определения его актуальности.
•Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
Этапы реализации проекта «Я и моя семья»:1 этап - подготовительный (февраль).
Цель: диагностические исследования и определение перспектив.
На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы (анкетирование детей и родителей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок семьи», будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.
2 этап - деятельностный (март - май).
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
•Работа педагога-психолога с детьми включает в себя занятия по проекту, самостоятельная деятельность детей на занятиях
•Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении «домашних заданий».
•Работа педагога – психолога с родителями включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственному воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме
3 этап - завершающий (май).
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?»
Перспективный план группового проекта «Я и моя семья»
в старшей группе Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей Совместная деятельность с родителями
февраль анкетирование родителей и диагностика детей
- анкета «Что я знаю о себе и моей семье»
- «Рисунок семьи»
март
занятие 1 «Тайна моего имени»- • беседа на тему»Для чего человеку дано имя»
• игра «Эхо»
• игра «Ласковое имя»
• игра «Объясни имя»
• конкурс «Кто знает больше имен»
• раскрашивание своего имени • интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
• запишите в альбом «Я и моя семья» все красивые и ласковые варианты имени ребенка
март занятие 2 «Автопортрет» • стих «Еще одно эхо»
• игра «Радио»
• игра «Ветер дует на»
• рисунок «Мой портрет» • совместный просмотр семейных фотографий: на кого похож ваш ребенок.
«Мой внутренний мир» • беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
• игра «Радио»
• игра «Мне нравится»
• упражнение «Ладошки» • составление рассказа с ребенком «Когда я был маленький»
• в альбоме «Я и моя семья» напишите лучшие качества вашего ребенка
март занятие 4
«Моя семья» • беседа «Моя семья»
• рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья
• пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
• рисунок «Моя семья» • совместный просмотр семейных фотографий
• составление рассказа «Познакомьтесь с моей семьёй»
апрель занятие 5
«Расскажу вам о моей семье» • чтение произведений: Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения».
• игра «Мы очень любим»
• беседа «Семейная фотография»
• игра «Родители и дети» •
апрель занятие 6
«Мамина профессия» • беседа «Моя мама - лучшая на свете»
• игра «Как я помогаю маме»
• рисование «Портрет мамы»
• Чтение произведений С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас?»
• сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»
• изготовление коллажа «Мамина профессия»
«Папина профессия» • беседа «Мой папа – самый, самый»
• рассматривание иллюстраций: «Папина профессия»
• сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Спасатели».
• дидактические игры «Назови профессии», «Кому, что нужно?»
• рисование «Мой папа» • изготовление коллажа «Папина профессия»
апрель занятие 8
«Семейные традиции» • беседа «Традиции моей семьи»
• рисование «Особый день моей семьи» «Традиции моей семьи»
май • развлечение «Папа, мама, я – отличная семья» • родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»