Марина Георгиевна Карпычева
Проект «История земли Нижегородской»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «История земли Нижегородской»
Автор проекта : Карпычева Марина Георгиевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №108»
Паспорт проекта :
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, муз. руководитель
Форма проведения: групповая
Образовательные области (ОО) :
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Публикация «Проект „История земли Нижегородской“» размещена в разделах
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие Речевое развитие
Актуальность
С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с историей и традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Важно привить детям чувство любви к природным, культурным и историческим ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Цель: Создание условий для формирования у детей нравственных ценностей, представлений о родном городе, приобщение к культуре народа и воспитание гражданина и патриота своей страны.
Задачи:
Обогатить и закрепить знания детей о родном городе (символика, историческое прошлое, достопримечательности, архитектурные сооружения, знаменитые люди);
Воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к своему родному краю;
Воспитать чувство уважения и благодарности к подвигу соотечественников;
Способствовать укреплению и развитию партнерских отношений между родителями, воспитателем, воспитанниками;
Активизировать работу с родителями по изучению исторического наследия и современного города Нижний Новгород;
Создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию нравственно-патриотических качеств
Этапы проекта :
1 этап: Подготовительный
Разработка конспектов НОД
Разработка дидактических игр, направленные на формирование представлений детей о родном городе
Подбор художественной литературы
Подбор дидактических игр
Подбор настольных, настольно- печатных игр
Подбор иллюстраций, предметов, схем, атрибутов к сюжетно- ролевым играм
Подбор информации для родителей в рамках проекта
Изготовление с родителями и детьми атрибутов для подвижных сюжетно-ролевых игр
Подготовка презентации «Истории основания г. Н. Новгорода»
«Знаменитые люди Нижегородцы»
2 этап: Практический
Перспективный план воспитательной - образовательной работы
Познавательное развитие
НОД «История города Нижний Новгород», «Геральдика города», «Знаменитые Нижегородцы», «Нижегородский кремль»;
Беседы: «Где мы любим гулять», «Что я знаю о родном городе», «Профессия – экскурсовод», «Как я провел выходные»
Оформление альбомов : «Мой родной город», «Достопримечательности города», «Знаменитые люди Нижнего Новгорода», «Прошлое и настоящее»;
Дидактические игры:«Прогулка по городу»; «Кто быстрее доберется до кремля?»; «Сравни картинки»; «Что лишнее»; лото «Мой любимый город», «Чудесный чемоданчик», «Собери картинку»
Просмотр презентации об истории возникновения города Нижний Новгород
Речевое развитие
Составление рассказов по картинам:
«О родном крае», «О Нижегородском кремле», «Красивая природа Нижнего»
Игры: «Продолжи сказку», «Что могло произойти, если…»
Беседы с детьми: «Я нижегородец», «Любимые места в Нижнем Новгороде»
Чтение стихов о родном крае: П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Родная земля»; А. Прокофьев «Родимая страна» ; Р. Хосянов «Мой Нижний Новгород»
Чтение художественной литературы:
Легенды: Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова
«Как зачинали Нижний Новгород», «Предание об основании Нижнего Новгорода», «Сказ о яростном олене», «Град на устье Оки», «Сказ о счастливой подкове», «Основание Нижнего Новгорода Юрием Всеволодовичем»
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Экскурсия по городу», «Мы строим город», «Семейная прогулка в зоопарк», «Идем в кукольный театр», «Туристическое агентство» ,«Летчики», «Изобретатели»
Приобщение детей к труду:
Беседа с детьми о труде взрослых обеспечивающих порядок в городе и его парках
Наблюдение за работой дворника
Труд детей: «Наводим порядок на участке», «Облагородим клумбу»
Художественно – эстетическое развитие
Лепка «Герб Нижнего Новгорода»
Рисование «Родной город»
Аппликация «Мой Нижний»
Конструирование «Город будущего»
Коллективная работа: «Мой любимый Нижний Новгород» (из природного материала)
Прослушивание и пение музыкальных произведений:
Гимн Нижнего Новгорода, «Родной край» Э. Костина, Н. Бордюг
Физическое развитие
Знакомство с народными подвижными играми
«Горелки», «Круговые жмурки», «Крепость»
Подвижные игры:
«Летучий мяч», «Богатыри»
Работа с родителями
Консультация на тему: «Семейный маршрут выходного дня» «Воспитываем любовь к родному краю»
Фотовыставка: «Наш город родной»
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр
Организовать: экскурсию в краеведческий музей;
Мини-музея: «Макеты города»
Выставка рисунков: «Мой Нижний Новгород»
Тематическая выставка детских альбомов на тему: «Увлекательное путешествие по родному городу»
День открытых дверей с просмотром итогового занятия и презентации на тему «Город, в котором мы живем»
3 этап: Заключительный
По итогам знаний детей об истории города, проведение викторины «Знатоки Нижнего Новгорода»
Изготовление альбомов из рисунков и рассказов детей
«Любимый Нижний Новгород»
Создание итоговой презентации
Составление отчета по проектной деятельности
«История возникновения земли Нижегородской»
Выступление с анализом проделанной работы на педагогическом совете
Предполагаемый результат
Для детей: сформированы знания об истории возникновения земли Нижегородской, достопримечательностях, памятных местах, символике, знаменитых людях родного края; воспитана любовь, уважение, бережное отношение к своему родному краю; чувство уважения и благодарности к подвигу соотечественников
Для педагога: повышен профессионализм; совместная деятельность воспитателя, детей и родителей; обеспечена предметно развивающая среда
Для родителей: Родители обладают знаниями и практическими навыками воспитания детей в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников
Результат проекта
В результате проектной деятельности дети активно участвовали, самостоятельно привлекали родителей к посещению исторических и культурных мест в городе Нижний Новгород; в ходе итоговой викторины дети, смогли дать полные ответы, проявили высокий уровень знаний по теме, в рамках которой был реализован проект
Данный проект способствовал формированию ключевых компетентностей, так как дети с большим удовольствием и гордостью называют себя нижегородцами, оберегают и ухаживают за природой окружающей их и мечтают в будущем прославить свой родной город
Вывод
Теоретический анализ проектной деятельности позволил сформулировать следующие выводы:
Ознакомление дошкольников с историей возникновения родного города позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю; целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей; основная цель взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; объединение их в одну команду с целью создания единого пространства воспитания детей; совместные усилия позволят воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине