светлана кондратьева
Проект «Мастера земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мастера земли русской»
оспитатель: Кондратьева Светлана Кондратьева
МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития – детский сад №173»
Тип проекта : информационно – практико – ориентированный.
Вид проекта : долгосрочный, групповой.
Проблема: в настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм.
Цель.
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи.
Публикация «Проект „Мастера земли русской“» размещена в разделах
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
Под проект «Удивительная Дымка»
Вторая младшая группа
Первый этап проекта
Задачи:
1. Развивать эстетические чувства детей при знакомстве с дымковской игрушкой (отзывчивость, увлеченность, восхищение).
2. Приобщать детей к деятельности по изготовлению дымковских игрушек.
3. Развивать мелкую моторику рук детей, обогащать словарный запас.
4. Развивать художественно-творческие способности детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
5. Учить детей любить свою Родину, свой народ, прививать любовь и уважение к труду русских умельцев.
Формы и методы реализации проекта :
• Выставка изделий дымковского промысла.
• Рассматривание дымковских изделий, фотоиллюстраций с изображениями дымковских игрушек, иллюстраций художника Ю. В. Васнецова.
• Рассказ воспитателя о дымковской игрушке: историю ее происхождения; цвета, используемые в росписи; элементы росписи.
• Беседы с детьми на темы: «Дымковская игрушка», «Характерные особенности росписи дымковских игрушек».
• Разучивание стихов о дымке, русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.
• Составление узоров из отдельных элементов дымковской росписи на листах бумаги различной конфигурации.
• Составление декоративных композиций из элементов дымковской росписи на фланелеграфе, на силуэтах дымковской игрушки.
• Роспись бумажных силуэтов – коня, оленя, барыни.
• Начало лепки игрушек – птичка, уточка, петух.
План деятельности педагога по достижению цели:
• Изучить материал, касающийся истории дымковского промысла, современного его состояния.
• Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с дымкой и обучение их в лепке и росписи.
• В группе оборудовать специальный уголок искусства, где находятся пластилин, дымковские игрушки, картинки, таблицы, краски, бумажные силуэты.
• Подобрать детскую и педагогическую литературу по дымковскому промыслу, дидактические игры.
• Подготовить практический материал:
1. таблицы на больших листах, показывающие последовательность лепки птиц, четвероногих животных, человека
2. таблицы с основными элементами росписи
3. таблицы с готовыми узорами
4. изготовить игрушки – фигурки барышень, коней, оленей, индюков, сюжетные композиции
• Подобрать иллюстративный материал:
1. иллюстрации художника Ю. В. Васнецова
2. фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек
3. слайды и видеофильмы по ознакомлению с Дымкой
• Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
Реализация проекта
Деятельность детей:
• Знакомство с дымковской игрушкой.
• Рассматривание иллюстраций художника Ю. В. Васнецова.
• Рассматривание элементов росписи дымковских игрушек.
• Рисование элементов дымковской росписи на квадрате, треугольнике, круге.
• Аппликация «Силуэт дымковских игрушек».
• Рисование «Украшение силуэта дымковских игрушек».
• Лепка «Дымковские птицы».
• Рисование «Украшение варежки».
• Рисование «Роспись дымковской барышни».
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
• Оснащение групповой комнаты изделиями дымковского промысла.
• Участие в праздниках и развлечениях.
• Совместные выставки работ детей и родителей.
• Домашнее задание для родителей:
1. посещение выставок народного творчества, «Художественной школы».
2. рассматривание иллюстраций в альбомах, художественных книгах «Дымка», «В музее игрушек».
Итоги проекта :
• Организация выставки «Русское чудо» из детских работ.
• Интегрированное развлечение «Русская ярмарка».
Постановка новой проблемы:
Как приобщить детей к декоративно- прикладному искусству — хохломской росписи?
Под проект «Золотая Хохлома»
Второй этап проекта.
Средняя группа.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства -хохломой, с характерными особенностями хохломской росписи, ее производстве, истории, элементами узора, колорита композиции.
2. Развить художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и дет. деятельности: рисовании и лепке, аппликации.
3. Воспитывать любовь и уважение к родным традициям в искусстве, его мастерам.
Формы и методы реализации проекта :
• Экскурсия на выставку изделий хохломской росписи (в детском саду).
• Рассматривание хохломских изделий, репродукций, рисунков.
• Рассказ воспитателя об истории Хохломы, о хохломской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)
• Чтение и заучивание стихов, исполнение частушек о Хохломе.
• Беседа с детьми об Хохломском промысле.
• Выставка изделий Хохломских мастеров.
• Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на фланелеграфе, на силуэтах хохломской посуды.
• Дидактическая игра «Народные промыслы» на интерактивной доске.
• Роспись бумажных силуэтов – ложки, доски.
• План деятельности по достижению цели:
• Изучить материал по истории хохломского промысла.
• Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с хохломой.
• Подобрать иллюстративный материал, детскую педагогическую литературу по теме.
• Оборудовать уголок народного творчества.
• Подготовить практический материал: таблица с основными элементами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия мастеров хохломы.
• Изготовление дидактического материала по теме.
• Консультации для родителей «Хохлома»
Реализация проекта :
Деятельность детей.
1. Разучивание стихов о хохломе: «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома», «Украсы точеной».
2. Заучивание пословиц, поговорок, загадок о хохломе.
3. Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на силуэтах посуды
4. Рассматривание хохломских изделий.
5. Знакомство с элементами узоров и орнаментов хохломской росписи.
6. Занятие «Расписывание шарфиков для козлят».
7. Занятие «Ложка для Жихарки».
8. Занятие «Праздничное блюдо».
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей:
1. Посещение выставок народного творчества, художественную школу.
2. Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
3. Оборудовать уголок народного творчества.
4. Участие родителей в проведении занятий.
5. Совместные выставки работ детей и родителей.
6. Чтение и заучивание стихотворений, пословиц, частушек о хохломе.
5. Изготовление подарков в стиле хохломы для пап и мам.
6. Рисование по теме «Хохлома, хохлома».
7. Сообщение родителям о новой цели работы на будущий год на родительском собрании.
Итоги проекта.
1. Оформление выставки детских работ.
2. Творческий отчет для коллег-педагогов.
Постановка новой проблемы.
Приобщение детей к народному декоративно — прикладному искусству «Городец»
Под проект «Веселый Городец»
Третий этап проекта.
Старшая группа.
Задачи.
1. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о городецком промысле, познакомить с изделиями городецких мастеров, их разнообразием.
2. Видеть красоту городецких узоров.
3. Учить детей узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.
4. Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
5. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.
6. Создать условия для эмоционального восприятия искусства детьми, для их творческой деятельности, для совершенствования технических приемов лепки, рисования, аппликации.
Формы и методы реализации проекта :
• Выставка изделий городецкого промысла.
• Рассматривание городецких игрушек и предметов быта (или их изображений, созданные мастерами Городца : разделочную доску, короб, декоративную тарелку, прялку. Детский стульчик, коня-качалку.
• Рассказ воспитателя о Городецком промысле.
• Беседа о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.
• Разучивание стихов, частушек о Городце.
• Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Чудо -кони», «Чудо — птицы».
• Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
• Составление описательных рассказов «Кони-птицы» по своим рисункам.
• Посещения постоянно действующей выставки детских рисунков «Как у настоящих мастеров из Городца».
План деятельности педагога по достижению цели:
• Подобрать соответствующий материал, литературные источники, изделия и иллюстрации народного искусства.
• Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:
— плакаты «Чудо — птицы», «Чудо — кони»;
— альбомы для детского художественного творчества «Чудо — птицы», «Чудо — кони»;
— наглядно-методическое пособие Веселый Городец»;
— альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей», «Городец»;
— технологические карты по декоративному рисованию «Чудо — кони» (последовательность изображения городецкого коня);
— технологические карты по декоративному рисованию «Чудо – птицы» (последовательность изображения городецкой птицы);
— книжки – раскраски с подсказкой «Веселый Городец»;
— изготовить дидактические игры.
Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
Реализация проекта :
Деятельность детей:
• Экскурсия на выставку изделий из Городца.
• Рассматривание городецких узоров.
• Рисование элементов городецких узоров.
• Рисование «Городецкие доски»
• Рисование «Городецкие птицы»
• Рисование композиции с конем.
• Рисование «Сказочный сад»
• Аппликация «Гирлянда из цветов на полосе»
• Аппликация «Городецкие птицы» (коллективная работа)
• Лепка «Сказочная птица»
• Пластилинография «Веселый Городец»
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
1. Оснащение групповой комнаты изделиями городецкого промысла.
2. Участие в праздниках и развлечениях.
3. Оформление совместных выставок работ детей и родителей: «В мире прекрасного, «Сказочный сад».
4. Домашнее задание для родителей:
— посещение выставок народного творчества, Художественной школы.
— рассматривание иллюстраций в альбомах «Веселый Городец»
5. Консультация по теме «Городецкая роспись». Наглядная пропаганда. Папка-передвижка «Веселый Городец»
6. Консультация «Как знакомить детей дошкольного возраста с изделиями декоративно – прикладного искусства». Сообщение на родительском собрании.
7. Дни открытых дверей. Просмотр родителями занятий по декоративно – прикладному искусству.
Итоги проекта :
Организация выставки «В мире прекрасного».
Постановка новой проблемы:
Как приобщить детей к народному промыслу Гжели?
Под проект «Сказочная Гжель»
Четвертый этап проекта.
Подготовительная группа.
Задачи.
1. Познакомить детей с образцами гжельской керамики, ее специфическими чертами, выраженными в формах изделий и приемах из узорного оформления по содержанию (мотивам, композиции украшения, технике росписи. Расширить знания и представления детей о народных художественных промыслах, воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве, его мастерам.
2. Учить детей приемам вырезания из бумаги форм наиболее распространенных изделий (кружки, чашки, вазы, кувшины, квасники, определяя при этом взаимосвязь видов деятельности, сочетая задания по аппликации и декоративному рисованию в определенной последовательности усложнения содержания.
3. Учить детей способам кистевой росписи вырезанных силуэтов по типу создания окаймляющего орнамента и свободной композиции мотива ветки и букета синими красками по белому полю вырезки.
4. Поддерживать интерес каждого ребенка к творческому воспроизведению народных образцов в разной технике.
Формы и методы реализации проекта :
1. Выставка изделий гжельской керамики.
2. Рассматривание гжельской керамики, иллюстраций, альбомов, открыток: «Гжельский фарфор», «Гжель».
3. Рассказ воспитателя о Гжельской керамике.
4. Беседы о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.
5. Художественное слово о Гжели.
6. Просмотр видеофильма «Глиняное чудо».
7. «Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Гжельская роспись» и «Учимся рисовать».
8. Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
9. Вырезание силуэтов изделий, соответствующих формам гжельской керамики, наклеивание и роспись силуэтов приемами орнаментации.
10. Посещения постоянно действующей выставки детских рисунков «Как у настоящих мастеров из Гжели».
План деятельности педагога по достижению цели:
1. Подобрать соответствующий материал, литературные источники, изделия и иллюстрации народного искусства.
2. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:
-альбомы для детского художественного творчества «Гжельская роспись», «Учимся рисовать».
-наглядно-методическое пособие «Гжель», «Сказочная Гжель» Ю. Г. Дорожин, «Рабочая тетрадь по основам народного искусства» Ю. А. Межуева.
-альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей», «Гжель».
-технологические карты по декоративному рисованию «Гжельская роза» (последовательность изображения гжельской розы)
-таблицы с основными элементами росписи.
-таблицы с готовыми узорами: «Гжельская роспись круглых силуэтов изделий», «Растительные узоры в гжельской росписи», «Гжельская роспись на силуэтах посуды».
-книжки-раскраски с подсказкой «Голубая Гжель»
-изготовить дидактические игры
3. Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
Реализация проекта :
Деятельность детей:
• Экскурсия на выставку изделий из Гжели.
• Беседа «Сине-голубое чудо».
• Рассматривание узоров гжельской росписи.
• Знакомство с техникой рисования гжельской розы.
• Прорисовка элементов гжельской росписи.
• Роспись гжельских изделий из шаблонов с элементами гжельской розы.
• Рисование «Гжельская роза».
• Рисование окаймляющего орнамента.
• Вырезание силуэтов изделий гжельской керамики.
• Наклеивание и роспись силуэтов гжельской керамики приемами орнаментации.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
1. Оснащение групповой комнаты изделиями гжельского промысла.
2. Участие в праздниках и развлечениях.
3. Оформление совместных выставок работ детей и родителей: «Как у настоящих мастеров из Гжели», «Сказочная Гжель».
4. Домашнее задание для родителей:
-посещение выставок народного творчества, Художественной школы.
-рассматривание иллюстраций в альбомах «Гжель», «Сказочная Гжель».
5. Консультация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
6. Наглядная пропаганда: папка-передвижка «Голубая Гжель»
7. Консультация «Как знакомить детей дошкольного возраста с изделиями декоративно-прикладного искусства». Сообщение на родительском собрании.
8. Дни открытых дверей. Просмотр родителями занятий по декоративно-прикладному искусству.
Итоги проекта :
1. Организация выставки «Сказочная Гжель».
2. Итоговое комплексное занятие-развлечение «Веселая ярмарка»