Ольга Кравцова
Проект «История города Щёлково»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Карамелька»
Щёлковского муниципального района Московской области
Проект : «История города Щёлково»
Разработала и реализовала:
Воспитатель МАДОУ детский сад № 2
«Карамелька» ЩМР МО
Кравцова О. М.
г. Щёлково
2017 г.
Проект «История города Щёлково»
Цель проекта : обогащать представление детей об архитектурном развитии города.
Публикация «Проект „История города Щёлково“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Задачи проекта : обогащать и расширять знания о местных достопримечательностях родного города, о его историческом развитии (доступные детскому возрасту).
Актуальность проекта : Ознакомление дошкольников с родным городом, краем – это знакомство с историей своего народа, с его культурой. Это одна из задач патриотического воспитания. Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Знакомя детей со своим городом, его историей, достопримечательностями, мы воспитываем в них чувство любви и уважения к своему народу, городу в котором они живут. Нужно научить детей замечать вокруг себя положительное, созданное руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.
Тип проекта : краткосрочный, групповой, информационно – творческий.
Целевая группа: дети 4-5 лет, родители.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Написание планирования работы над проектом;
• Подбор литературы, интернет – ресурсов, фотографий города Щёлково;
• Выбор методов и приёмов реализации проекта.
Подбор методов и приё мов:
• Сюрпризный момент;
• Беседа;
• Обсуждение;
• Игра;
• Творчество.
Сотрудничество с родителями:
Создание альбома «Город в котором я живу» и помощь в изготовлении экспозиций макета «Наш любимый город».
Основной этап (реализация) :
Понедельник: Сюрпризный момент. Беседа об истории поселения Щёлково. Игры со строительным материалом. Творческая деятельность: коллективная аппликация «Городок».
Вторник: Драматизация сказки «Теремок». Самостоятельные дидактические и настолько – печатные игры детей по теме проекта.
Среда: просмотр видео презентации города Щёлково. Игры со строительным материалом. Чтение стихотворений и слушание песни (гимна) о Щёлково.
Четверг: Творческая деятельность. Раскрашивание красками герба города Щёлково, создание макета «Наш любимый город».
Пятница: Коллективное оформление фотоальбомов «Город, в котором я живу» совместно с родителями. Оформление мини - музея «Наш любимый город».
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня патриотического воспитания дошкольников;
• Развитие чувство любви и уважения к родному городу;
• Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и участия в данном проекте;
• Пополнение краеведческого уголка группы макетом города и альбомами о населённом пункте, где проживают дети.
Описание проекта : данный проект предполагается провести в течение 5 дней (рабочая неделя) в несколько этапов.
Началом проекта является сюрпризный момент (два письма, с помощью которых знакомим детей с историей родного города. В этом нам помогают фото старого и нового города. В процессе рассматривания фотографий проводится рассказ, беседа, о старом городе и процессе его развития до сегодняшнего дня. Рассматривая фото, сравниваем архитектурные строения старого и нового города. Следующим шагом является знакомство детей с гербом и гимном города Щёлково. Потом проводим видео путешествие «Достопримечательности города Щёлково». В этом нам помогает видеопрезентация города. После просмотра дети рассказывают о том, в каких местах нашего города любят гулять вместе со своими родителями, закрепляют знания об истории, архитектуре, символах города.
Вторым этапом является творческая часть, в котором плавно переходит группа. Проводятся дидактические игры, настольно – печатные игры, творческие домашние задания.
На основе полученных знаний ребята создают макет «Наш любимый город», с помощью заранее приготовленных с родителями макетов зданий (дом культуры, поликлиника, школа, детский сад и пр.).
Итог проекта :
1. Творческая деятельность: коллективная аппликация «Городок».
2. Макет «Наш любимый город».
3. Фотоальбом «Город в котором я живу».
Понедельник
Конспект занятия «История города Щёлкова»
Цель: обогащать представление детей об архитектурном развитии родного города.
Задачи: формировать интерес к своему родному городу, обогащать и расширять знания о местных достопримечательностях родного города, о его историческом развитии.
Материалы: два конверта с фотографиями старого и нового города, макеты одноэтажного и многоэтажного домов, настольная игра для конструирования.
Воспитатель. Дети сегодня на имя нашей группы пришло письмо, интересно кто нам пишет? Это письмо от Деда - краеведа, от деда, который всё ведает и всё знает посмотрим, что же там.
Дети. Это фотографии.
Воспитатель. Ребята посмотрим, здесь есть новые фото и старые, давайте мы их отсортируем, вы какие из них узнали?
Дети. Да, здесь есть фото нашего города.
Воспитатель. Я кажется догадалась, что хотел нам рассказать и показать этими фотографиями Дед – краевед. Он хотел показать историю развития нашего города. Ребята, а как называется наш город?
Дети. Щёлково.
Воспитатель. А почему его так зовут, я сейчас расскажу. Данным, давно в этих местах сотни лет назад, где сейчас находятся город Щёлково, была маленькая деревушка которую звали Щёлково. Она была расположена на берегу реки Клязьма. Принадлежала эта деревушка одному боярину по имени И. Ф. Хомутов. Домов в этой деревушке было ни много и были они деревянными, одноэтажными. Со временем в этих местах начали производство «разных щелковых материй и платков». Так в России появилась одна из первых щелковых фабрик. С каждым годом росли семьи, строили дома, развивалась фабрика, деревня постепенно росла.
Но были и тяжёлые времена, которые пережила деревня со своими жителями, многолетние войны с поляками, фашистами, в которых она была разбита и разрушена. Но после невзгод она восстанавливалась и дальше развивалась. Территория Щёлковского района развивалась постепенно. Ему было присвоено статус посёлка городского типа и наконец был отнесён к категории городов. На данный момент эта маленькая деревня превратилась в большой горд, с красивыми улицами, многоэтажными домами, фабриками и заводами, рынками, магазинами, школами, детскими садами. И это всё было создано человеческими руками, трудом и старанием. Много столетий люди разных профессий работали и развивали наш город, чтобы в нём было всем хорошо жить, взрослым и детям. Поэтому у нас в городе есть кинотеатры, дама культуры, парки, памятники, детские площадки…
Мы должны научится любить и ценить наш город.
Физкультминутка
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
Воспитатель. А теперь давайте, ещё раз рассмотри наши фотографии и каждый расскажет о своём любимом месте.
А теперь давайте попробуем построить его из кубиков.
Рефлексия. О чём мы сегодня беседовали с вами ребята?
Что вам больше всего запомнилось из нашей беседы?
Вторник
Конспект Игры-драматизации сказки «Теремок»
Задачи: побуждать детей участвовать в драматизации сказки, познакомить детей с разными видами зданий (одноэтажный, многоэтажный дом, учить различать понятие деревня - город, учить строить дома из объёмных кубиков.
Материалы, инструменты, оборудование: настольный театр сказки «Теремок», шкатулка, макет одноэтажного дома и многоэтажного дома, объёмные кубики для конструирования.
Воспитатель. По тропинке я к вам шла
И шкатулочку нашла,
А шкатулка не простой она волшебная - вот какая!
Что же в ней? (пытается открыть, но она не открывается).
Может сказка? Сказка спряталась в загадку. Ну попробуй, отгадать. Если верной будет отгадка сказка к нам придёт опять! После отгадывания звучит музыка и шкатулка открывается.
Во время отгадывания загадок дети выбирают своего персонажа.
Загадки:
1. В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка,
Кто же это?
(Мышка.)
2. Выпуча глаза сидит,
По-турецки говорит,
По-блошачьи прыгает,
По-человечьи плавает.
(Лягушка.)
3. Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц.)
4. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
(Волк.)
5. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
Кур крадет.
(Лиса.)
6. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой,
Любит шишки, любит мед
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь.)
Ребята, как думаете какая это сказка? Правильно, «Теремок». А теперь я предлагаю вам стать артистами, но для начала надо размяться!
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам поиграть в эту сказку «Теремок».
Русская народная сказка «Теремок»
Воспитатель.
Стоит в поле теремок, теремок-
Он не низок, не высок-
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? Вдруг по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит.
Мышка Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Воспитатель. Забежала мышка в теремок и стала там жить поживать.
В теремочке тепло, а на улице ветер дует, холод навевает.
И вот по полю скачет лягушка, остановилась у теремка.
Лягушка. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка. А я, мышка - норушка, а ты кто?
Лягушка. А я, лягушка- квакушка, Какая славная избушка, пусти к себе жить!
Мышка. Ой, какая забавная лягушка, иди ко мне жить!
Воспитатель. Забежала лягушка-квакушка в теремок и стали жить вместе. И тут к теремочку бежит зайчик (подбегает к теремку).
Зайчик. Терем, терем, теремок
Кто, кто в теремочке живет?
Мышка. Я, мышка-норушка
Лягушка. Я лягушка-квакушка. А ты кто?
Заяц. Я- зайчишка- шалунишка,у вас чудесная избушка!
Лягушка. Да пусть живет, втроем не хуже!
такой помощник очень нужен!
Воспитатель. Забежал зайчонок в теремок, и стали они жить в нем все вместе.
Кто бежит к теремочку? А-а! да это лисичка- сестричка.
Лиса. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?еречисление героев сказки)
Все. Заходи к нам жить!
Воспитатель. И лисичка-сестричка поселилась в теремочке. И вот к теремочку бежит волчок - серый бочок.
Волк. Терем, терем, теремок! Кто в тереме живет?
Ответы персонажей.
Волк. Можно с вами буду жить.
Не с кем мне в лесу дружить…
Все. Заходи к нам, волк, мы тебя чаем угостим.
Воспитатель.
Весело живут звери в теремочке.
Но что за шум? Что за треск?
Почему кусты гнутся, сучки ломаются?
Кто же к нам пробирается?
Ой, да это же Мишка- Топтыжка.
Медведь. Кто-кто в теремочке живет? Кто- кто в невысоком живет?
Ответы персонажей.
Медведь. А я, медведь, с вами жить хочу!
Все. Заходи к нам жить!
(под тяжестью Медведя теремок разваливается).
Мышка. Зима идет, а ты наш дом сломал, куда теперь мы все пойдем?
Медведь. Простите, я ведь не нарочно! Давайте новый строить!
Все звери. Точно! По-больше, чтоб и Мишка влез, построим терем до небес!
Воспитатель. Хоть и виноват медведь, мы ему поможем!
Чем о домике жалеть, лучше новый сложим!
Дети встают в круг со словами. Мы построим новый дом, новый дом. Будем весело там жить. Не тужить, не тужить. Дружно в гости все ходить, все ходить.
Конструирование из объёмных кубиков (все дружно строят теремок под веселую музыку).
Воспитатель. Построили теремок новый, красивый, просторный! Лучше прежнего выстроили! И теперь в нём каждому из гостей найдётся место. Ребята скажите а почему нашим зверятам не подошёл старый теремок?
Дети. Потому что, теремок был маленький, а желающих жить в нем становилось всё больше и больше.
Воспитатель. И как они решили эту проблему, чтобы никого не обидеть?
Дети. Они решили построить новый теремок более просторный, чтоб всем место в нём нашлось.
Воспитатель. Ребята хорошее решение они нашли. Вот таким образом наш город Щёлково из небольшой деревушки с маленькими избушками, со временим превратился в такой большой и красивый город, как мы видим его сейчас. Много лет назад в этих местах была маленькая деревушка Щёлково, с маленькими деревянными одноэтажными домиками, в которой жило ни много народа. Но со временим семьи становились больше, домов стало больше и дома стали строится просторней. Таким образом, начали строить многоэтажные дома и наша деревушка со временем превратилась в город.
Физкультминутка: развитие мелкой моторики. Чтение стихотворения сопровождается мимикой, действиями пальчиков рук.
Тук, тук молотком,
Строим, строим, строим дом.
Этот дом – для Маши,
Этот дом – для Саши,
Этот дом – для Даши,
Этот дом - для Миши,
Этот – для Ванюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
Воспитатель. Ребята, а кто был в деревне? Какие там дома, вы видели.
Дети. В деревне дома деревянные, маленькие.
Воспитатель. В деревне на много меньше домов чем в городе, они одноэтажные, могут быть деревянными или кирпичными.
А в городе очень много домов и все они высокие, многоэтажные.
А почему они называются многоэтажными?
Дети. Потому что они состоят из много этажей.
Воспитатель. А ваш дом, в котором вы живёте он какой, многоэтажный или одноэтажный.
Дети. Многоэтажный.
Рефлексия. Чем мы сегодня занимались?
Что вам понравилось больше всего?
Среда
Просмотр видео презентации города Щёлково.
Задачи: обогащать и расширять знания о местных достопримечательностях родного города, познакомить детей с гимном города.
Игры со строительным материалом. Чтение стихотворений и слушание песни (гимна) о Щёлково.
Гимн города Щелково :
Это счастье огромное,
Это радость безмерная-
Возвращаться на родину после
Дальних дорог.
Мы, конечно - же, помним,
Как любовь свою первую,
Это, тонущий в зелени, милый
нам уголок.
Припев:
А вокруг земля в травах шелковых
Красотой пьянит без вина.
Это наш с тобой город Щёлково,-
Подмосковная сторона
Мы навек с этим городом
Нитью связаны прочною:
Здесь до боли знакомы нам
Каждый кустик и дом.
Мы пройдемся по площади
И по улице Парковой
В наше детство войдем.
Припев
Мимо кленов с рябинами,
В ожидании трепетном,
Тихо спустимся к берегу нашей
Клязьмы - реки:
Может быть на тропиночке
С нашей юностью встретимся,
Всем земным испытаниям
И годам вопреки.
Припев
Та тропинка влюбленными
Возле речки протоптана,
Там и мы торопливые
Оставляем следы.
Помнишь ивы склоненные
Да березовых локонов
Тихий шелест доверчивый
У вечерней воды?
Припев
Стихи: И. Рудаков
Музыка: В. Комарова
Четверг
«В гостях у Деда краеведа» - знакомство детей с гербом города Щёлково
Цель: способствовать формированию у детей чувство патриотизма к родному городу.
Задачи: воспитывать интерес к истории родного города; познакомить детей с гербом города; познакомить с обозначением символа города; закрепить знания о местных достопримечательностях города Щёлкова.
Материалы, инструменты, оборудование: «кукла Деда - краеведа», иллюстрация герба города, фото города Щёлково, бумага, кисточки, краски, настольный строительный материал.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришёл очень уважаемый гость, давайте с ним познакомимся.
Дед – краевед. Здравствуйте дети! Я Дед – краевед, всё ведаю, всё знаю о своём родном городе. Услышал я, что вы изучаете историю вашего края и хочу помочь вам в этом сегодня. Но сначала хочу проверить ваши знания.
- Я принёс с собой открытки нашего города Щёлково, посмотрим узнаете ли вы на них знакомые места?
- Как называется наш город?
- Ребята, а у вас есть любимые места в родном городе? Как часто вы их посещаете?
Воспитатель. Ещё Дед – краевед принёс игру «Собери картинку». Ребята мы разделимся на три команды и быстро их соберём (чья команда выиграет). Что за символ получили? Показываем иллюстрацию символа города Щёлково.
Дед – краевед. Ребята, это символ нашего города. Сейчас я вам расскажу о нём расскажу. Автором идеи герба и флага стал щелковский художник Сергей Савельев. Основным фоном изображения (голубой) цвет с тремя стилизованными ткацкими челноками, соединенными белой лентой, и тремя звездами над ними. Как говорится в положении, фигуры изображения многозначны: три желтых (золотых) ткацких челнока и белая (серебряная) лента (река Клязьма) символизируют шелкоткацкое производство, принесшее известность городу, и напоминают своими очертаниями букву «Щ» – первую букву названия города. Три звезды, расположенные вверху, аллегорически указывают на Звездный городок. Три звезды также символизируют Троицкий собор – главный храм поселения.
- А теперь ребята, я предлагаю, чтобы каждый из вас раскрасил свой герб города, которого вы потом сможете взять домой и рассказать о нём всем вашим близким.
Дети раскрашивают красками заранее заготовленные иллюстрации герба города.
Дед – краевед. А теперь ребята, пришло время с вами попрощается. Желаю вам успеха в изучении родного города.
В гостях у Деда - краеведа
Пятница
Итоговое занятие
Коллективное оформление фотоальбома «Город, в котором я живу» совместно с родителями. Оформление мини-музея «Наш любимый город».
Воспитатель. Ребята давайте вспомним что нового, интересного узнали мы на этой недели.
Дети. О городе Щёлково.
Воспитатель. Помогите мне составить рассказ о нашем городе. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.
- Мы живём в городе. (Щёлково).
- Жителей города зовут. (Щёлковчане).
- Наш город молодой или старый?
- В нашем городе протекает речка по имени. (Клязьма).
Наш детский сад находится на улице.
В городе есть. (школы, детские сады, магазины, аптеки, библиотеки, памятники, дом культуры, дом спорта.).
На улицах города растут : липы, тополя. (берёзы).
У города Щёлкова есть свой символ. (герб).
Мы очень любим свой родной. (город).
И хотим, чтобы он был красивым, уютным и. (чистым).
Воспитатель. Ребята я вижу вы очень любите свой родной город. И предлагаю вам, всем вместе сделать фотоальбом нашего города из тех фотографий которые вы принесли.
Каждый ребёнок показывает свою фотографию и рассказывает где в какой части города она сделана.
Оформление мини - музея «Наш любимый город»
Коллективная работа: «Наш город»
Игровая деятельность: «Строим город»
Приложение№1
Пальчиковые игры по теме Мой дом – мой город»
Дом
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем.
«Дом на горе».
На горе мы видим дом. (Кисти рук сложить «домик».)
Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук.)
Вот – деревья, вот – кусты. (Руками сделать «деревья», «кусты».)
Вот – душистые цветы. (Пальцами показать «бутон».)
Окружает все забор. (Пальцами показать «забор».)
За забором чистый двор. (Погладить ладонями стол.)
Мы ворота открываем. (Кистями рук показать «ворота».)
К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу.)
В дверь стучимся: «Тук- тук- тук!» (Постучать кулаками по столу.)
Кто- то к нам идет на стук… (Ладонь приставить к правому уху, «прислушиваться».)
В гости к другу мы пришли. (Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то.)
И гостинцы принесли.
Этот дом –
одноэтажный.
Этот дом –
он двухэтажный.
А вот этот –
трёхэтажный.
Этот дом –
он самый важный:
Он у нас пятиэтажный!
Разгибают пальцы из кулачка,
начиная с мизинца.
ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
В нашем городе
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Мы по улице шагаем, Этажи в домах считаем:
Раз этаж, два этаж – Двухэтажный домик наш.
По бульвару мы шагаем, Липы с клё нами считаем:
Одна, два, три, четыре, пять… Трудно нам их сосчитать.
Поспешим, прибавим ходу, подойдём мы к переходу.
К светофору подошли, Красный свет мигнул нам: «Жди!» Вот уж желтый свет погас, Зелёный – пропускает нас.
Приложение №2
Анкета для родителей
«Гражданско-патриотического воспитания ребенка»
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах гражданско-патриотического воспитания?
Да.
Нет.
2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»?
___
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств?
Да.
Нет.
4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
В школе.
В семье.
В детском саду.
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о городе, в котором он живет?
Да.
Нет.
Иногда.
6. Рассказываете ли вы своему ребенку о городе, крае, его истории,
достопримечательностях, знаменитых людях?
Да.
Нет.
Иногда.
7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
___
___
8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
___
9. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
___
Благодарим Вас!
Приложение №3
Тема: «Щёлково мой родной край»
(теория к презентации)
Данным, давно в этих местах сотни лет назад, где сейчас находятся город Щёлково, была маленькая деревушка, которую называли Щёлково. Она была расположена на берегу реки Клязьма. Принадлежала эта деревушка одному боярину по имени И. Ф. Хомутов. Домов в этой деревушке было ни много и были они деревянными, одноэтажными. Со временем в этих местах начали производство «разных щелковых материй и платков». Так в России появилась одна из первых щелковых фабрик. С каждым годом росли семьи, строили дома, развивалась фабрика, деревня постепенно росла.
Но были и тяжёлые времена, которые пережила деревня со своими жителями, многолетние войны с поляками, фашистами, в которых она была разбита и разрушена. Но после невзгод она восстанавливалась и дальше развивалась. Территория Щёлковского района развивалась постепенно. Ему было присвоено статус посёлка городского типа и наконец, был отнесён к категории городов. На данный момент эта маленькая деревня превратилась в большой горд, с красивыми улицами, многоэтажными домами, фабриками и заводами, рынками, магазинами, школами, детскими садами. И это всё было создано человеческими руками, трудом и старанием. Много столетий люди разных профессий работали и развивали наш город, чтобы в нём было всем хорошо жить, взрослым и детям. Поэтому у нас в городе есть кинотеатры, дама культуры, парки, памятники, детские площадки…
Мы должны научится любить и ценить наш город.